Стиль
Впечатления Ученые выдвинули новую версию создания «Черного квадрата» Малевича
Стиль
Впечатления Ученые выдвинули новую версию создания «Черного квадрата» Малевича
Впечатления

Ученые выдвинули новую версию создания «Черного квадрата» Малевича

Фото: wikipedia.org; телеканал "Культура"; apimages.com
Специалисты Третьяковской галереи подтвердили результаты исследования, согласно которому под «Черным квадратом» Казимира Малевича находятся еще два изображения. Это позволило им выдвинуть новые версии создания картины.

18 ноября представители Третьяковской галереи представили подробные сведения о результатах последних исследований «Черного квадрата» Казимира Малевича. Научные сотрудники галереи потвердили информацию, что под верхним слоем картины находятся еще два цветных изображения. Определить, какого цвета были композиция изначально, невозможно, но при анализе видны розовый, зеленый и оранжевый оттенки.

Кроме того, ученые обнаружили на полотне отпечатки пальцев. «Самое главное: помимо двух композиций мы нашли отпечатки пальцев предположительно самого Малевича, потому что они вделаны прямо по сырому слою, это в основном участки белого поля», — сообщила на пресс-конференции в Москве научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина. Отпечатки, вероятно, появились после того, как Малевич передвигал по мастерской картину с еще не засохшей краской. 

Также в ходе исследования была проанализирована краска на полотне. Выяснилось, что «Черный квадрат» нарисован двумя видами краски. Формулу одной из них художник разработал сам, чтобы краска была не глянцевой, а бархатной и матовой. Предположительно Малевич смешал ее из жженой кости, черного углеродосодержащего пигмента и мела. «Это такое специальное сочетание пигментов, которое дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу. Потому что ему нужен был не просто черный цвет, а глубокая черная бездна», — отметила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Екатерина Воронина также назвала несколько версий создания Малевичем «Черного квадрата». По одной из них, художник нашел в мастерской кубофутуристическое полотно, которое было написано в 1913–1914 годах, и решил его переделать.

 

Изображения, скрытые под «Черным квадратом»,
стали видны в результате просвечивания рентгеновскими лучами

 

Впервые о новых результатах исследований «Черного квадрата» было объявлено 11 ноября на международной конференции, посвященной 100-летию картины. Ранее ученые предполагали, что под «Черным квадратом» скрыто изображение. Однако научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина заявила, что таких изображений под слоем черной краски не одно, а два. «Мы доказали, что первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Черным квадратом» — это протосупрематическая композиция», — заявила Воронина.

Такой вывод ученые сделали, исследовав картину при помощи ренгеновского излучения, а также изучив кракелюры — трещины краски на поверхности «Черного квадрата».

Также в ходе исследования удалось почти полностью расшифровать надпись, которую Казимир Малевич сделал на картине, впоследствии закрашенной «Черным квадратом». Фраза, по мнению ученых, звучит как «Битва негров в темной пещере». Таким образом, работу Малевича можно считать аллюзией на картину 1882 года французского писателя и журналиста Альфонсо Алле. Более чем за четверть века до «Черного квадрата» Алле изобрел свою «монохромную живопись» и написал картину «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представляющую собой черный прямоугольник.

Заявление сотрудников Третьяковской галереи были неоднозначно встречены искусствоведами. Некоторые заявили, что в результатах исследования нет ничего сенсационного. «Вполне возможно, что Малевич записал не одну, а две уже имеющиеся на холсте картины — в этом ничего нет удивительного. Изображение бывает и с обратной стороны холста, писали и с двух сторон», — рассказала РИА Новости президент Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина Ирина Антонова. 

В то же время внучатый племянник Малевича и его биограф Станислав Богданов скептически отнесся к новости. «Никаких негров под «Черным квадратом» не было и нет. Я в это не верю. Картина уже неоднократно побывала под рентгеновскими лучами, и, конечно же, никто ничего не находил», — заявил Богданов «Известиям». 

Нанесение одного изображения на другое — часто встречающаяся практика в художественном мире. Существует много картин, написанных поверх других. Так, в частности, поступали Пабло Пикассо, Ван Гог, Леонардо да Винчи.

Малевич закончил свой «Черный квадрат» 21 июня 1915 года. Причем, по мнению историка искусства Александры Шатских, написал картину «очень быстро». «Черный квадрат» «спустился» на Малевича внезапно. Его работа была лихорадочна, там есть отпечатки пальцев. Он это написал очень быстро. Часов за 5–6», — приводит слова Шатских телеканал «Культура».

 

Цикл супрематических работ Малевича

 

«Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ художника, в которых он исследовал базовые возможности цвета и композиции. По замыслу Малевича, «Черный квадрат» являлся частью триптиха, в который также вошли «Черный круг» и «Черный крест».

Позднее Малевич выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны четыре варианта картины, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. В Третьяковской галерее хранится именно подлинник 1915 года, с которого впоследствии делались повторения.