Второе дно: что скрывают под собой знаменитые картины
Пабло Пикассо, «Синяя комната» 1901 год
В моменты вдохновения Пабло Пикассо использовал в качестве холста все, что попадалось под руку, в том числе свои собственные картины. В 2014 году ученые из США объявили, что под полотном «Синяя комната» скрыто еще одно изображение. Впервые предположение относительно этого прозвучало еще в 1954 году. Подтвердить догадку было сложно, пока в девяностых эксперты не начали использовать технологии рентгена для анализа художественных произведений.
«Синяя комната»
Исследование «Синей комнаты» началось в 2008 году. В итоге ученым удалось получить четкое изображение мужчины, опирающегося на украшенную тремя перстнями руку. По одной из версий, это автопортрет Пикассо, по другой — изображение парижского галериста Амброза Вийяра, который впервые выставил полотна Пикассо в 1901 году.
Изображение мужчины, опирающегося на украшенную тремя перстнями руку
«Синяя комната» — не единственное «двойное» произведение Пикассо. Ранее «спрятанные» картины удалось выявить под такими шедеврами художника, как «Жизнь» и «Гладильщицы».
Рене Магритт, «Портрет» 1935 год
«Зачарованная поза»
Ван Гог, «Натюрморт с полевыми цветами и розами» 1887 год
По мнению ученых, голландский художник взял картину с борцами с собой в Париж, когда перебрался к брату. Там он через несколько месяцев написал свой «Натюрморт с полевыми цветами и розами» поверх прежнего полотна. А столь несвойственная Ван Гогу пышность цветов оказалась необходимой, чтобы скрыть борцов.
Картинf с борцами
Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах» 1483-1508 гг.
Николай Ге, «Что есть истина» 1890 год
В 2011 году научные сотрудники Третьяковской галереи обнаружили пропавшее полотно Николая Ге «Милосердие». Картина, написанная в 1879 году, спустя 10 лет была «записана» другой — «Что есть истина».
О существовании скрытого изображения искусствоведы догадывались давно. На это указывала в своих воспоминаниях и Татьяна Львовна Толстая. «Милосердие» всего однажды было показано публике — на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Полотно подверглось резкой критике, после чего Ге увез его на хутор Ивановский в Черниговской губернии, где он жил. Там картина 10 лет простояла в его мастерской, а после художник создал поверх нее новую работу. Помимо прохладного отношения к раскритикованному полотну, у Ге был еще один повод закрасить его. Художник никогда не работал на заказ, жил скромно и был вынужден экономить на материалах.
|