Городские легенды: 6 книг, с которыми стоит гулять по Москве
Олег Фочкин
«Москва. Городские легенды»
Издательство «Рипол-классик»,
Москва, 2015 г.
Бродить по старой Москве, зная, как связаны между собой истории старых особняков и церквей и какие легенды ходят о том или ином квартале, невероятно увлекательно. Для любителей таких пеших исторических прогулок «Городские легенды» Олега Фочкина лучше любого путеводителя.
пресс-служба «Рипол-классик»
В книге тщательно и с любовью собраны истории московских домов и их обитателей — огромное количество любопытных деталей, исторических фактов и городских мифов, причудливо связанных между собой.
Книгу, конечно, лучше всего брать с собой на прогулку и читать прямо рядом с тем местом, о котором идет речь. Но, в принципе, это необязательно. Благодаря таланту рассказчика, сама история ведет тебя за руку по московским улицам и переулкам. От загадочного дома Анны Монс к склепу исполнения желаний на Немецком кладбище, от пыточных подвалов Малюты Скуратова к Красному дому шпионов и чекистов.
Есть у книги еще одно очень важное достоинство — все факты, о которых идет речь в книге, проверены-перепроверены Фочкиным до мельчайших подробностей. Опыт журналистских расследований и скрупулезность историка даром не прошли. Городские легенды с кладами и призраками в книге встречаются только там, где об этом говорится отдельно. А все остальное — подлинная история московских кварталов.
По просьбе «РБК Стиль Олег Фочкин выбрал еще пять важных книг, которые помогут лучше узнать и полюбить Москву: |
Олег Волков
«Ту граду быть»
Издательство «Московский рабочий»,
Москва, 1974 г.
пресс-служба «Московский рабочий»
Для меня с этой книги и началось увлечение московедением. Замечательный человек и писатель Олег Волков более сорока лет назад открыл удивительный город – Москву. Книгу составляют исторические очерки, раскрывающие неповторимый архитектурный облик Москвы прошлого. Волков рассказал о судьбах людей, строивших город, а также дал зарисовки некоторых улиц и площадей. Это прекрасная книга, от которой невозможно оторваться и сегодня.
Олег Васильевич Волков — ровесник ХХ века. Он родился в 1900 году в знатной дворянской семье и получил все, что в СССР за такое происхождение полагалось, однако никогда, до самой смерти не терял вкус к жизни.
Юрий Нагибин
«Книга о Москве. Всполошный звон»
Издательство «Рипол-классик»,
Москва, 2015 г.
«От меня в этой книге одно – чувство Москвы. Сильное, нежное, интимное, порой больное, идущее из дней моего начала», — писал сам Нагибин.
Эта книга — последняя в творчестве писателя. Он скончался, когда она готовилась к публикации. Нагибин принимал активное участие в подготовке макета и отборе иллюстраций, работал с фотохудожником.
пресс-служба «Рипол-классик»
Большой знаток Москвы, автор проводит нас по ее древним улицам и площадям, сопровождая эту прогулку захватывающими рассказами и личными воспоминаниями.
«Книга о старой Москве» несколько раз переиздавалась и каждый раз пользовалась успехом. Нагибин призывает «к защите и сохранению исторических ценностей Москвы», что актуально и сегодня: «Существует обратная связь: не только Москве нужны ее молодые граждане, их горячие сердца, отсутствие робости перед власть предержащими, сильные, готовые к труду руки, но и старая Москва нужна молодым, хотя они не всегда об этом догадываются».
Мария Нащокина
«Московский модерн»
Издательство «Коло»,
Санкт-Петербург, 2015 г.
Если Вы любите модерн, то без этой книги обойтись невозможно. Она выдержала несколько изданий, но вряд ли на этом дело закончится. Более подробного, досконального и точного описания этого направления столичной архитектуры найти нельзя. А без модерна и Москвы нет.
пресс-служба «Коло»
Сложение нового декоративно-изобразительного языка форм московского модерна автор видит как итог увлечения московских зодчих идеями символизма и, одновременно, наиболее известными западноевропейскими вариантами модерна, в особенности франко-бельгийским и австрийским.
Самостоятельную ценность представляет каталог, включающий около 130 наиболее интересных и значительных московских зданий периода модерна.
И, кстати, каждое новое издание автор обновляет и дополняет. В том числе и иллюстрациями. Это своеобразный катехизис московского модерна.
Филипп Смирнов
«И вкус, и цвет, и аромат»
Издательство «Лингва-Ф»,
Москва, 2014 г.
Филолога Филиппа Смирнова, автора этой книги, и сегодня можно встретить на экскурсионных маршрутах города. Он и пишет, и рассказывает, делая это интересно и увлекательно. Это первая книга из серии «Пешком по Москве», главный принцип которой — рассказ об особенностях каждой части старого города.
пресс-служба «Лингва-Ф»
«И вкус, и цвет, и аромат…» посвящена Воронцову Полю, историческому району столицы, который до сих пор не очень сильно привлекал туристов. Это и путеводитель с картой, и очень личностный рассказ друга и знатока.
Читаешь — и, узнавая город, присваиваешь его себе. Автор делится с читателем настроением, своим образом места, помогает связать литературных героев и сюжеты с историей города, повествует об особых символах на зданиях и расшифровывает их значения.
Владимир Руга, Андрей Кокорев
«Москва повседневная.
Очерки городской жизни начала ХХ века»
Издательство «ОлмаМедиаГрупп»,
Москва, 2015 г.
Два выпускника истфака уже более десяти лет издают книги, посвященные быту города во всех его явлениях и в разные исторические отрезки. Один — историк-архивист, второй — известный пиарщик с бойким пером журналиста. Если Вы захотите ощутить вкус французской булки, рассмотреть, как одевались барышни начала века, чем отличались городовые – эта книга для вас. Именно тогда в быт горожан стали широко входить такие новшества, как дома-«небоскребы», электричество, телефон, трамвай, автомобили. И в то же время жизнь древней столицы во многом сохраняла черты уклада, доставшегося в наследие от предыдущей эпохи. Много цитат из дореволюционных юмористических изданий (в основном журнала «Будильник»). Забавные иллюстрации.
пресс-служба «ОлмаМедиаГрупп»
Что подкупает в книге — авторам удается избежать впадения в умилительно-карамельный тон, окутанный ностальгическим флером. Равно как нет места в книге и менторскому тону, в котором с высоты XXI века порой чуть высокомерно рассуждают о прошлом иные исследователи. А представляю я именно эту книгу потому, что с нее серия и началась. А первая ласточка — всегда дороже.