Стиль
Жизнь 100 лет конструктивизму. Директор музея архитектуры — о его значении сегодня
Стиль
Жизнь 100 лет конструктивизму. Директор музея архитектуры — о его значении сегодня
Жизнь

100 лет конструктивизму. Директор музея архитектуры — о его значении сегодня

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) по проекту Ле Корбюзье на Мясницкой улице в Москве, 1928–1936
Дом Центросоюза (Наркомлегпрома) по проекту Ле Корбюзье на Мясницкой улице в Москве, 1928–1936
Директор Музея архитектуры и историк искусства Елизавета Лихачева в своей колонке для «РБК Стиль» рассказывает, почему конструктивизм можно сравнить с фундаментом здания и почему знания о нем нужны каждому

В 2022 году мир отмечает 100-летие конструктивизма. Век назад вышла и книга советского художника и теоретика искусства Алексея Гана, именно так называвшаяся: «Конструктивизм». В этом масштабном теоретическом труде он провозглашал торжество новых форм и подходов, заявляя о смерти традиционного искусства. И даже если многие из нас никогда не слышали имени Алексея Гана, с термином «конструктивизм» знаком каждый.

По просьбе «РБК Стиль» директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева, искусствовед и историк искусства Елизавета Лихачева погружается в исторические контексты, чтобы рассказать, как и почему конструктивизм определил развитие архитектуры и искусства, а также зачем в этой связи говорить о Великой французской революции. А чтобы проверить новые знания на практике, можно отправиться, к примеру, и в музей архитектуры, и в Новую Третьяковку, и в недавно открывшийся культурный центр «Зотов».

Директор музея архитектуры — о конструктивизме 100 лет назад и сегодня

Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева, искусствовед, историк искусства

Если говорить об архитектуре ХХ века и об архитектуре, создававшейся на территории одной шестой части суши, если говорить о русской культуре вообще, то слово «конструктивизм» оказывается одним из важнейших, определяющих во многом и восприятие всей истории искусства ХХ века, и наше к ней отношение.

Часто его заменяют словом «авангард» или «ранний модернизм». Термин «конструктивизм» уже многими исследователями признан как слишком узкий, не отражающий всю полноту тех художественных процессов, что происходили в мировом и русском искусстве в начале ХХ века, но мы можем рассматривать его как одно из направлений этих процессов. Может быть, самое мощное, наиболее яркое и широко представленное, но все-таки одно из. Даже в рамках русского авангарда формируется еще одно понятие — «рационализм», основные постулаты которого формулирует Николай Ладовский. Оно довольно серьезно, если не сказать радикально, отличается от понятия «конструктивизм». И все-таки именно конструктивизм для большинства людей, находящихся за пределами профессионального изучения истории искусства и архитектуры, является тем термином, которым люди определяют искусство начала ХХ века.

Что такое конструктивизм, как его объяснить? По этому поводу написаны миллионы статей и книг. Если собрать всю ту литературу, которая тем или иным образом освещает эти явления (а под литературой я имею в виду не только то, что создавалось историками и исследователями архитектуры и искусства, но и то, что писали сами архитекторы и теоретики этого направления), получится довольно интересный взгляд. Максимально разнообразные точки зрения, по-разному оценивающие конструктивизм как явление, направление, идеологему.

Отдельно стоит отметить всевозможные рассуждения о связи конструктивизма с большевистской революцией в России, о том, в какой степени и каким образом коммунистические идеи, проникающие в конструктивизм, отражаются в архитектуре и в искусстве вообще. Они бесконечны и, безусловно, не бесполезны, однако в данном случае бессмысленны. Ведь рано подводить итоги конструктивизма, надо понять для начала его истоки.

Директор Музея архитектуры — о неудачном Москва-Сити и вечном партсобрании

Весь ужас ситуации с русским авангардом состоит в том, что мы совершенно не знаем его истоков, его историю и, как следствие, не понимаем законов и причин, по которым авангард в России вспыхнул с такой яростностью и с такой яркостью.

Искать истоки авангарда надо в начале XIX века, когда в результате Великой французской революции произошла смена исторической формации. Вместо традиционного феодального общества пришло общество нового типа, буржуазное, ориентированное прежде всего на производство прибыли, ее получение и на производство продукта.

Параллельно с этим развивался другой важнейший процесс, который в литературе носит название промышленная революция XVII–XIX века. Появились железная дорога и паровой двигатель, появился металлопрокат, поменялась конструкция, поменялось все. Изменилась структура рынка, спроса, как следствие, изменилась структура предложения и сама экономика. Родилось новое общество, и этому новому обществу нужно было новое искусство. И новая архитектура, прежде всего, потому что архитектура традиционного общества никоим образом для буржуазного общества не подходила.

Дом культуры имени Русакова

Дом культуры имени Русакова

Весь XIX век это искусство постепенно рождалось. В разных странах процесс шел с разной скоростью, но можно сказать, что все европейские страны приблизительно шли в ногу. И стиль, родившийся в одном месте, немедленно вспыхивал по всей Европе и миру. Самый яркий пример такого подхода — модерн.

Мы совершенно не понимаем законов и причин, по которым авангард в России вспыхнул с такой яростностью и с такой яркостью.

Третий процесс, продолжавшийся весь XIX век и повлиявший на архитектуру, — это процесс урбанизации, то есть резкого роста городов и изменения состава городского населения. Появились новые типы городских жителей, городских обывателей, имущего и неимущего класса. Это люди, не производившие уже непосредственно полезный продукт, а продававшие, что называется, свой мозг, свой интеллект, это те, кого в России называли разночинцами, а впоследствии стали называть городской интеллигенцией. Это люди, жившие в городе и уже не имевшие никаких связей с деревней.

Ну, и разумеется, в контексте темы стоит помнить о том, что родился новый класс — класс рабочих, людей, работавших на крупных промышленных производствах, которые появлялись в европейских городах. Всем этим людям надо было где-то жить, где-то спать, каким-то образом заполнять свой досуг.

К концу XIX века все основные типологии ХХ века были сформированы и сформулированы. Естественно, в какой-то момент они потребовали нового архитектурного языка. Этот архитектурный язык родился перед самой Первой мировой войной. В 1914 году, когда Вальтер Гропиус построил в городе Альфельд-на-Лайне обувную фабрику «Фагус». Именно с этого момента мы можем отсчитывать начало архитектуры модернизма, хотя основные ее идеи к этому моменту были уже сформулированы в живописи и в других видах искусств.

Обувная фабрика «Фагус», 1910-е
Обувная фабрика «Фагус», 1910-е

Но почему все исторические контексты так важны? Почему так важны радикальные перемены в России, прогремевшая великая Октябрьская революция? Это важно потому, что в России было заявлено строительство общества нового типа — общества равных людей, не имеющих отличий друг от друга. Имущих, прежде всего. Конечно, это в корне противоречило идее буржуазного общества, нацеленного на получение прибыли, иными словами, на зарабатывание денег. Противоречило это и архитектуре. Так что в этой стране, декларирующей новый тип социального устройства, новая архитектура получила наиболее яркое и наиболее полное свое воплощение.

Именно поэтому слово «конструктивизм» — это термин, родившийся в России. Он не был придуман Алексеем Ганом (сейчас вообще довольно сложно установить, кем именно он был придуман), человеком, впервые употребившим его в своей книге, однако именно после этой книги всю новую архитектуру, новое искусство начали называть конструктивизмом.

Обложка журнала «Современная архитектура», автор — Алексей Ган, 1926
Обложка журнала «Современная архитектура», автор — Алексей Ган, 1926

И в полном соответствии с фразой Маяковского в кои-то веки новое слово в искусстве — конструктивизм — вышло из России, и его узнал весь мир. Довольно быстро конструктивистами стали называть западноевропейских модернистов, и постепенно это слово превратилось в синоним авангарда (в начале статьи я уже успела сказать о том, что это едва ли верно).

Так или иначе, значение конструктивизма переоценить невозможно, как невозможно переоценить значение фундамента в здании. Если в здании нет фундамента, оно рухнет. И если просто представить себе, что эпохи авангарда не было, не существовало, мы быстро поймем, что в таком случае жили бы сейчас в совершенно другом мире. Авангард и его художники создал тот мир, в котором мы сейчас существуем. И осознание этого и осознание ценности этой архитектуры, этого наследия во многом определяет наше сегодняшнее отношение к тому, что происходит в современной архитектуре и в современном искусстве.

Интерьер дома Константина Мельникова
Интерьер дома Константина Мельникова

Можно говорить об идеологичности или идеологемности конструктивизма, но важно понимать, что все-таки это прежде всего было искусство. Художники и архитекторы решали прежде всего художественные задачи, а уже потом все остальные. Эта попытка решения художественных задач, попытка оставить за архитектурой понятие «искусство» для русского авангарда является отличительной чертой, поскольку в России конструктивизм постоянно находился в состоянии внутреннего спора. Внутри архитектурной и художественной среды постоянно звучал спор о том, что нужно: больше искусства или больше функции. В конечном итоге победила функция, как мы все знаем. Но сейчас, спустя сто лет, становится понятно, что все-таки без искусства архитектура существовать не может. И мы можем наблюдать постепенный процесс возвращения, обращения в сторону искусства. Сейчас даже типовые жилые кварталы стараются строить с использованием каких-то художественных, эстетических норм.

Современная архитектура Москвы: 8 наиболее ярких и заметных проектов

Поэтому так важно знать и понимать, что такое русский авангард, что такое конструктивизм, хотя бы для того, чтобы хорошо ориентироваться в современном мире. Есть еще один очень важный момент, о котором я бы хотела сказать отдельно. Конструктивизм — это русское изобретение. Точнее, так: авангард придумали не в России. «Авангард» — это слово, которое идет еще из эпохи импрессионизма. Однако именно конструктивизм в полной мере становится ярким воплощением этих принципов, заложенных в архитектуру авангарда, в архитектуру ХХ–ХХI веков. И принципы эти были сформулированы, что тоже крайне важно, именно в России. И именно поэтому мы, будучи жителями этой страны, русскими людьми, должны понимать и осознавать важность и ценность авангарда и его изучения.

Я очень надеюсь на то, что тот интерес, который возник в последние годы к этому искусству, будет только шириться и развиваться. Надеюсь, что и этот текст послужит дополнительным, если хотите, способом привлечения внимания или еще одним способом привлечения внимания к архитектуре авангарда.