Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Кино Парижская опера: мифы прошлого и реальность XXI века
Кино
Парижская опера: мифы прошлого и реальность XXI века
© Starcevic / istockphoto.com
23 ноября Центр документального кино выпускает в российский прокат документальный фильм «Парижская опера». Швейцарский режиссер Жан-Стефан Брон показал, чем живет Опера Гарнье в XXI веке. А «РБК Стиль» вспомнил, какие секреты она хранила в прошлом.

«Парижская опера» — двухчасовое документальное полотно о жизни почти что отдельного государства — знаменитой Оперы Гарнье. Режиссер Жан-Стефан Брон ведет зрителя за кулисы и в кабинет директора, показывает сцены примерок и стертые в кровь ноги балерин, протестующих актеров и не протестующего актера-быка, выходящего на сцену в опере «Моисей и Аарон». Кстати, у последнего тоже есть свои трудовые права. Его рабочий день ограничен конкретным количеством часов, после которых нужно не забыть вымыть артиста с кольцом в носу.

Одним из главных героев ленты — хотя в ней нет второстепенных персонажей — Брон делает молодого русского солиста Михаила Тимошенко. Пока он еле говорит по-французски, но уже сам Брин Терфель, которого считают одним из лучших голосов нашего времени, называет Тимошенко певцом, с которым он в одной лодке. «Должен признаться, что я не имел ни малейшего представления, что такое Парижская опера до того, как начал снимать этот фильм, — рассказал Жан-Стефан Брон. — Я познакомился с молодым русским певцом — Михаилом Тимошенко, — который тоже делал свои первые шаги в Академии при Парижской опере. И так как я сам был новичком, у меня получилось идентифицировать себя с ним — я моментально понял, что его история станет красной нитью всего повествования».

© пресс-служба

«Парижская опера» — это большая история большого театра в XXI веке. И чтобы подготовиться к ее просмотру, «РБК Стиль» решил вспомнить прошлое Оперы Гарнье и ее секреты.

— 1 —

Строительство Парижской оперы длилось 15 лет — с 1860 по 1875 год. И еще до его окончания вокруг будущего театра ходили многочисленные слухи. Во времена Парижской коммуны революционеры заняли помещения недостроенного здания. Подвалы они превратили в казематы, и, по слухам, прямо там проводили казни.

© Hulton Archive/Getty Images

— 2 —

Вскоре после открытия оперы стали поговаривать, что здание проклято. Эти суеверия подтвердило падение люстры прямо на зрительный зал. Инцидент произошел в 1896 году во время оперы «Гелла». С массивной люстры из хрусталя и бронзы сорвался один из удерживавших ее противовесов. Тогда погиб один человек — консьержка мадам Шомет, которая пришла послушать пение примадонны оперы Розы Карон и сидела на месте номер 13.

— 3 —

Главная легенда Оперы Гарнье — обитающий в ней призрак. В 1908 году проходила плановая инспекция подземелий театра. Каково было удивление рабочих, когда за одной из сломанных стен они обнаружили скелет человека. Директор оперы не придумал ничего лучше, чем показать останки знакомому журналисту и писателю Гастону Леру. И именно он создал легенду о Призраке Оперы, который был влюблен в одну из хористок, но та не ответила ему взаимностью. После чего отвергнутый Эрик, как окрестил его Леру, замуровал себя в подземельях театра и так покончил с собой. Правда, его призрак не покинул оперу, а до сих пор бродит по ней.

© operadeparis.fr

— 4 —

В 1963 году тогдашний министр культуры Франции Андре Мальро решил, что зрительный зал Оперы Гарнье нуждается в обновлении. Чиновник знал, как его преобразить, и заказал роспись потолка Марку Шагалу. Тогда решение Мальро вызвало споры. Одни считали, что символ Франции, каким безусловно являлась и является Парижская опера, не должен расписывать белорусский еврей. Другие — что манера живописи Шагала слишком неклассична для исторического здания. Тем не менее Мальро не изменил своего решения, а художник принял заказ. Над потолком оперы 77-летний Шагал работал почти год, на роспись ушло 200 кг краски, а площадь фрески составила 220 м².