Европейские ярмарки и выставки весеннего сезона: наблюдения Алины Пинской
![Фото: Алина Пинская, padesignart.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/56/347141251525565.jpeg)
В апреле ежегодно проходит Art-Paris, а параллельно с ней — PAD (Paris Art+Design). Интересующаяся искусством аудитория знает про громкую октябрьскую арт-неделю в Париже, приуроченную к филиалу ярмарки Art Basel — Paris+. Однако в городе, вернувшем себе в последние годы статус арт-столицы Европы, есть место и другим профильным событиям.
Art-Paris
Директор Art-Paris Гийом Пьенс позиционирует свое детище как «ярмарку открытий», всячески ратуя за расширение горизонтов, за выход из привычного ярмарочного «мультибрендового набора» похожих вещей одних и тех же авторов. Историк искусства по образованию, Пьенс настаивает, что стенды должны представлять собой кураторские мини-экспозиции, демонстрирующие ДНК галереи. Кроме того, организаторы заявляют: «Мы не снобы», что означает внимательное отношение к коллекционерам вне зависимости от их «истории покупок».
Раньше Art-Paris была более локальной, но постепенно становится космополитичнее: помимо галерей со всех уголков Европы (от Бельгии и Германии до Польши и Румынии), здесь участвуют также корейцы, иранцы, ливанцы и даже галерея из ОАЭ. Иностранных участников примерно 40%. В то же время посетители — в основном франкоговорящие коллекционеры. Слышится также какое-то количество немецкой, фламандской и, как ни странно, русской речи. Американцев нет.
Благодаря усилиям руководства и благоприятной для арт-рынка Парижа ситуации, Art-Paris теперь событие престижное, с правильной долей гламура. Что подтверждает, к примеру, визит Брижит Макрон. Она внимательно осматривала стенды в компании Элен Арно, жены Бернара Арно.
Из крупных галерей участвуют Continua, Ester Schipper, Nathalie Obadia, Perrotin, Templon, Almine Rech, Yvon Lambert.
![Работы Raphaël Zarka в экспозиции стенда Galerie Mitterrand](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/39/347141239814390.jpeg)
![Работы Elizabeth Garouste в экспозиции стенда Ketabi Bourdet](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/05/347141239769054.jpeg)
Как всегда изысканный, стенд галереи Zlotowski с работами Ле Корбюзье и Стефана Мандельбаума. Zlotowski наряду с упомянутым выше коллегами регулярно участвует в Art Basel.
![Stéphane Mandelbaum, Bacon, 1979. Galerie Zlotowski. Продано в первый день](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/71/347141347096710.jpeg)
![Giorgio de Chirico, The Troubadour, середина 1950-х. Cermak Eisenkraft Gallery. €1,280,000](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/06/347141349537060.jpeg)
![A.R. Penck, Untitled II (Alpha Gamma), 1981. QG Gallery](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/85/347141352795858.jpeg)
![Yan Pei-Ming, Bouddha en Lotus, 2001. Rodolphe Janssen. €300 000](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/28/347141354189289.jpeg)
Закономерно, что одна из самых дорогих (€3,5 млн) работ на ярмарке — большой холст недавно почившего Пьера Сулажа в галерее Opera, специализирующейся на перепродажах. Кстати, о вторичном рынке: опять заметен тренд на продвижение галеристами наследия художников-абстракционистов второй половины ХХ века. Эта вот ярмарка была под знаком Жана Элиона, чья ретроспектива сейчас проходит в Musée d’Art Moderne. Его работы — на нескольких стендах. Многое продано, в частности большой холст Floralie 1969 года за €240 000, со стенда парижской галереи Patrice Trigano. Как только происходит нечто подобное, во всех витринах Парижа начинают мелькать работы. Сейчас в этих самых витринах — Жан Элион и Бернар Вене.
Еще в рамках этой идеи: если в 2022 году Perrotin стала активно работать с наследием Жерара Шнайдера, то в этом Almine Rech плотно взялась за Жана Миотта. Цены на обоих растут.
![Jean Hélion, Floralie, 1969. Galerie Patrice Trigano. €200 000](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/07/347141241988077.jpeg)
![Pierre Soulages, Peinture, 2012. Opera Gallery. €3,5 млн](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/87/347141242034873.jpeg)
![Le Corbusier, Marie Guttoli, 1936. Galerie Zlotowski. €300 000](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/32/347141242062322.jpeg)
![Gérard Ernest Schneider, Sans Titre, 1955. A&R Fleury. €35 000](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/38/347141243341389.jpeg)
Участвует легендарная галерея Dina Vierny со скульптурами Майоля и рисунками Матисса. Напомню: Дина Верни — дочь иммигрантов из Российской империи, муза Майоля, в свое время открывшая миру российских нон-конформистов. Советую почитать ее мемуары, изданные «Гаражом». Сейчас галереей управляют наследники.
Одной из важных задач ярмарка декларирует продвижение молодых художников и галерей — для этого есть специальная секция Promesse. Ежегодно выбирается кураторская тема. В этом году она звучала как «Хрупкие утопии. Взгляд на французскую художественную сцену». Кроме того, был специальный маршрут Arts & Crafts, где царила керамика.
Отдельного внимания заслуживает великолепный стенд Севрской мануфактуры — бесплатная идея нашему ИФЗ сделать нечто подобное на Cosmoscow. Здесь выставлены предметы коллабораций разных художников с Севром — от Этторе Соттсасса до Ли Уфана и Аннет Массаже.
![Вид экспозиции стенда Севрской мануфактуры Sévres — Manufacture Nationale](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/30/347141361174309.jpeg)
Вид экспозиции стенда Севрской мануфактуры Sévres — Manufacture Nationale
Интересно, что если Paris+ par Art Basel, ставший серьезной заявкой в 2023-м, — это смотр искусства мирового уровня, постепенно движущийся в сторону главной ярмарки Европы (несмотря на особенности французского налогового законодательства, пока уступающего по привлекательности швейцарскому, создающему особые условия для сделок с голубыми фишками), у Art-Paris появилась перспектива занять место безвременно прекратившегося FIAC, важнейшего когда-то чисто французского арт-бренда.
Многие галеристы говорят, что по отношению к Art-Paris-2023, которая прошла блестяще, в этом году ощущается влияние на арт-рынок неспокойной ситуации в мире.
В 2025-м и Art-Paris, и Paris+ par Art Basel переместятся в отремонтированный Grand Palais и размах будет иным. Ждем.
![Xenia Hausner, Kitchen Stories, 2023. Patricia Low Contemporary. €85 000. Ее выставка проходила в ГМИИ им. Пушкина в 2021-м](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/11/347141253407118.jpeg)
Xenia Hausner, Kitchen Stories, 2023. Patricia Low Contemporary. €85 000. Ее выставка проходила в ГМИИ им. Пушкина в 2021-м
PAD
В 20 минутах быстрым шагом от Grand Palais Ephemere параллельно проходит еще одно интересное и значимое событие — PAD (Paris Art+Design).
Где еще в воскресный день встретить Даниэля Роузберри (креативный директор Schiaparelli) и Фариду Хельфу (любимую модель Азеддина Алайи). PAD размещается в специально установленных шатрах в саду Тюильри и объединяет галереи, специализирующиеся в основном на коллекционном дизайне. Но встречаются и те, кто продает только искусство. Есть сочетающие две специализации. Интересная тут атмосфера: в шатрах тесно, концентрированно, покупки и обсуждения идут бойко, и за счет такой скученности создается ощущение, что все набито коллекционерами.
Самое дорогое произведение — диван «Полярный медведь» Жана Руаера за €1 млн в галерее Laffanour Downtown. Говорят, что это рассчитано на американский рынок. Вещь статусная, и кто-то готов переплачивать, лишь бы быть уверенным в провенанасе. Эту легендарную модель подделывают.
Мега-галерея David Zwirner неожиданно (для меня, по крайней мере) решила показать здесь свой стенд. Наполнение концептуально по сравнению с другими, но проигрывает в эффектности. Все-таки эта ярмарка — «материальная». Цвирнер выставил мебель Франца Уэста и большую работу на бумаге Ричарда Серра. Интересно, что Франц Уэст продается «открытым тиражом», то есть количество экземпляров стульев и кресел может быть бесконечным. €50 тыс. за кресло и €15 тыс. за стул.
![Вид экспозиции галереи David Zwirner Кресла Франца Уэста, работа на бумаге Ричарда Серра](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/92/347141363004929.jpeg)
Вид экспозиции галереи David Zwirner Кресла Франца Уэста, работа на бумаге Ричарда Серра
Carpenters Workshop с прекрасной лампой Начо Карбонелля за €48 тыс. Галерея AEQuo из Мумбаи представила шкаф за €76 тыс., сделанный братьями Кампана специально для галереи еще до смерти Умберто.
![Jean Royere, Ours Polaire Sofa, 1950-е. €1 млн](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/51/347141211986510.jpeg)
![Стулья Франца Уэста, галерея David Zwirner](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/11/347141212028116.jpeg)
![Стенд Carpenters Workshop Gallery. На стене Roger Herman. Untitled — Large Pink, Black, Green, White. 2023. €60 000. Слева лампа Nacho Carbonell. Growing Glass 1 (143/2019), 2019. €48 000](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/75/347141228765758.jpeg)
![Стенд галереи AEQuo. Estúdio Campana. Сabinet Atuxuá, 2023. €76 000](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/10/347141212417105.jpeg)
![Кресла и трюмо Вадима Кибардина в экспозиции стенда Mia Karlova Galerie](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/41/347141333264415.jpeg)
Тот же Жан Элион — на стенде лондонско-дубайской галереи Waddington Custot. За €790 тыс.
Мия Карлова на стенде своей амстердамской одноименной галереи показала скульптурные кресла и трюмо Вадима Кибардина (чьи объекты есть и у нас в галерее), изготовленные исключительно из бумаги и картона. Цена — €48 тыс. Отрадно, что Вадим стал попадать в серьезные международные коллекции.
POUSH
Одновременно с ярмарками у посетителей была возможность прийти на день открытых дверей в арт-хаб POUSH, который некоторые зовут не иначе, как «художественным инкубатором». В пригороде Aubervilliers находится большое пространство бывшего парфюмерного завода, где теперь располагаются мастерские и выставочные пространства. Их занимают художники, скульпторы и керамисты со всего мира. Есть и те, кто работает с текстилем, модным уже несколько лет. Уровень у всех разный: кто-то давно в деле, а есть и молодые авторы.
![Мастерские Poush в Обервилье (Франция) на территории парфюмерного завода L.T. Piver](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/85/347141356147855.jpeg)
![Мастерская Ugo Schildge в Poush](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/55/347141357461550.jpeg)
В POUSH — атмосфера относительно беспечной юности и отсутствия буржуазного духа. Хотя некоторые произведения на вышеупомянутые «отполированные» ярмарки перемещается прямиком отсюда. Например, технично исполненные и при этом довольно декоративные панно художника Ugo Schildge были замечены в двух галереях на PAD по €17 тыс. и €18 тыс. Или взять известных сейчас в POUSH резидентов — Recycle Group. Их на Art-Paris представляла галерея покойной Suzanne Tarasieve. Теперь институцией управляют менеджеры, которых она объявила наследниками. В списке авторов Tarasieve такие имена, как Juergen Teller, Борис Михайлов, Зигмар Польке и другие.
![Recycle Group, Scanning Process, 2017](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/84/347141216586844.jpeg)
Recycle Group, Scanning Process, 2017
Сезон выставочного безвременья заканчивается в Париже в конце марта, поэтому параллельно с коммерческими событиями в сфере искусства в городе идут значимые выставки.
Центр Помпиду
В Центре Помпиду открылась ретроспектива Бранкузи, объединившая 200 скульптур великого модерниста, а также рисунки, мебель, инструменты, фотографии, видео и другое — начиная со времени, когда он работал в мастерской Родена (это длилось всего месяц, ведь «в тени большого дерева ничего не растет») до «Бесконечной колонны». Показана часть большого архива художника, в котором все письма, публикации и разные мелочи. А также пластинки — известно, что он был большим меломаном. Универсальность языка Бранкузи поражает. Соединение мотивов румынской архитектуры, кикладских идолов, гогеновских образов, африканской скульптуры. Разбирать и анализировать интересно, но в итоге получается нечто совершенно отличное от всего перечисленного и опережающее свое время. Здесь и скандальная «Принцесса Х», и «Птица в полете» во множестве вариантов. Экзотического вида румын, которого и французы, и даже американцы хотели считать своим. Среди друзей Бранкузи — Дюшан, Леже, Ман Рэй, Модильяни, Жан Пруве и другие. Удивительный путь от патриархальной деревни у подножья Карпат к мировому признанию.
![Женские бюсты. Из коллекций Центра Помпиду и Соломона Гуггенхайма](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/29/347141218288295.jpeg)
![Вариации скульптуры «Птица в пространстве»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/53/347141218334538.jpeg)
![Вариации скульптуры «Бесконечная колонна»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/69/347141218377691.jpeg)
Биржа
В идеально отреставрированной архитектором Тадао Андо Бирже идет «Мир как он есть». Пожалуй, это самый визуально разнообразный выставочный проект в Фонде Пино.
Франсуа Пино демонстрирует серьезную часть своей коллекции — от вульгарного тяжелого люкса в виде огромных «дутых» скульптур Джеффа Кунса и аптечных шкафов Херста до «гобеленовой» рефлексии о капитализме Гошки Макуги.
Как сказал один знакомый, «на этот раз в Бирже много живописи». И правда — Тюйманс, Дойг, Марлен Дюма, Мартин Киппенбергер.
![Jeff Koons, Balloon Dog, 1994–2000](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/90/347141230889901.jpeg)
![Kiki Kogelnik, R = R, 1975](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/72/347141333765724.jpeg)
![Luc Tuymans, Eternity, 2021](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/58/347141230941584.jpeg)
![Damien Herst, The Fragile Truth, 1997–1998](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/92/347141230996928.jpeg)
![Martin Kippenberger, из серии Window Shopping bis 2 Uhr Nachts, 1996](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/65/347141333876651.jpeg)
![Bertrand Lavier, Dino, 1993](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/31/347141333815319.jpeg)
![Marlene Dumas, Militaristic Monomaniac, 2013](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/67/347141333923678.jpeg)
Miart и Музей Триеннале, Милан
Следом за парижской ярмаркой проходила миланская Miart с большим количеством итальянских футуристов и послевоенной абстракции, а сразу после — знаменитая Неделя дизайна, во время которой в музее Триеннале открыли грандиозную ретроспективу Алессандро Мендини. На ней тоже удалось побывать.
![Работы Gaetano Pesce (стол и стулья) и Peter Halley (живопись, справа) в экспозиции стенда Bernini Gallery](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/89/347141232722893.jpeg)
![Ianis Kounellis, Senza titolo, 1999](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/20/347141232668207.jpeg)
![Работы Wim Delvoy (скульптура) и Julian Schnabel (живопись) в экспозиции стенда Galleria Sperone](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/29/347141232886293.jpeg)
![Giacomo Balla, Velocità + forme rumore. Galleria Russo](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/86/347141337708860.jpeg)
![Giuseppe Santomaso, Composizione, 1962. Toward Matera, 1960. Galleria dello Scudo](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/21/347141338799212.jpeg)
![Работы Lucio Fontana (слева) и Alberto Burri (справа) в экспозиции стенда Tornabuoni](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/75/347141366049753.jpeg)
Выставка организована вместе с Фондом Картье и объединяет 400 объектов легендарного итальянца. Мендини не назвать только художником, дизайнером или архитектором. Он — все и сразу. Миланский интеллектуал был также главным редактором таких журналов, как Domus и Casabella в 1970-х и 1980-х. Его детство прошло в известном доме, построенном Пьеро Порталуппи, где сейчас находится музей-квартира Boschi du Stefano. Мендини вырос в стенах, завешанных итальянскими модернистами, такими как Моранди, Сирони, Северини.
Его скульптура всадника — прямая отсылка к любимому сюжету скульптора Марино Марини. Но Мендини стремился противопоставить себя всей этой буржуазной серьезности. Отсюда тот самый китч и безумный микс цитат — чего только стоит культовое кресло «Пруст»!
![Макеты и живопись Алессандро Мендини](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/54/347141343251549.jpeg)
![Alessandro Mendini, комод Enfilade, 1983](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/46/347141235329460.jpeg)
![Комната с объектами «Пруст»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/75/347141236220755.jpeg)
При этом Мендини говорил, что не сочетается с Миланом, не подходит ему, но в то же время не мыслит себя где либо еще. Классическая ситуация большой личности. На выставке и макеты его зданий, и дизайн посуды и аксессуаров для Алесси, разные Stanze (комнаты), в том числе с мебелью и объектами «Пруст», рисунки, живопись, обложки журналов под его редактурой, объекты для Memphis Milano.