Стиль
Впечатления Сара Джессика Паркер в «Разводе»: без мистера Бига и иллюзий
Стиль
Впечатления Сара Джессика Паркер в «Разводе»: без мистера Бига и иллюзий
Впечатления

Сара Джессика Паркер в «Разводе»: без мистера Бига и иллюзий

Кадр из сериала «Развод»
Кадр из сериала «Развод»
В России одновременно со всем миром начали показ «Развода» — долгожданного сериала, в котором Сара Джессика Паркер вернулась на родной HBO после финала «Секса в большом городе» в 2004-м. Сложно придумать более разные шоу, но между ними много общего.

Во время просмотра «Развода», который в России показывают сервис «Амедиатека» и канал Amedia Premium, сложно не вспоминать «Секс в большом городе» — слишком зрители любили Кэрри Брэдшоу и тему поисков женщиной за тридцать правильного парня в Нью-Йорке. На первый взгляд между Кэрри и новой героиней Сары Джессики Паркер общего не много. Фрэнсис — живущая в буржуазном предместье и скучающая в браке женщина под 50, которая продолжает ходить на работу в офис, вместо того чтобы открыть, как мечталось, собственную галерею. Ее муж Роберт (Томас Хэйден Черч) совсем не похож ни на мистера Бига, ни на русского художника в исполнении Михаила Барышникова. Если продолжать сравнивать, то скорее он мебельщик Эйдан — надежный скучный парень, который на глазах превращается в надежного скучного старика, рассказывающего в гостях одну и ту же надоевшую всем шутку.

«Развод» начинается со сцены в гостях у подруги Фрэнсис — отмечающей 50-летие Дайан (Молли Шеннон), которой настолько обрыдла жизнь с невыносимым мужем, что она достает пистолет и стреляет, чуть не попадая в Роберта. Тут самое время настроиться на веселый фарс про отчаянных домохозяек, но дальше сериал начинает смаковать проблему своей главной героини с такой звериной серьезностью, что шоу сложно назвать комедией, которой оно само себя позиционирует.

 
Кадр из сериала «Развод»
Кадр из сериала «Развод»

 

Наоборот, вскоре Фрэнсис сообщает мужу о решении уйти от него, мелодраматично заламывая руки: «Я хочу спасти свою жизнь, пока мне до нее есть какое-то дело» (у пары, кстати, есть двое детей-подростков, но они появляются редко и вообще их мнение о семейном кризисе никого особо не волнует).

Чем дольше длится сериал, тем больше кажется, что он посвящен проблемам белых людей, созданным на пустом месте. Выясняется, что у Фрэнсис есть любовник (Джемейн Клемент), но будучи современной самостоятельной женщиной, а не рабой любви, которая хочет начать новую жизнь с любимым на данный момент мужчиной, эта связь — не повод для развода, и встречи Фрэнсис на стороне — скорее попытка вырваться из дома, а не серьезное увлечение.

Назвав сериал «Развод», его авторы — сценаристка Шэрон Хорган, известная по другому шоу о супружеских сложностях «Катастрофа», режиссер Джесси Перец и сама Паркер, выступающая здесь и исполнительным продюсером — как будто решили исчерпать тему до конца и посвятить свое кино самому состоянию переживания развода, без жанровых отступлений, которые могли бы сделать «Развод» интереснее и насыщеннее.

 

 

Дэвид Линч как-то сказал, что нынешнее телевидение заняло место артхауса — что именно сейчас кинематографисты могут массово позволить себе показывать на ТВ сюжеты, которые оставляет за кадром официозный, окончательно подчинившийся подростковым вкусам Голливуд. Развод как тема действительно долго решался в голливудском кино как вредная, хотя и регулярно случающаяся в человеческой жизни неприятность. В Голливуде золотой эпохи, до 1960-х годов кодекс Хейса не позволял показывать развод в положительном свете как решение, облегчающее жизнь несчастливых в браке людей — наоборот, угроза развода часто была причиной, по которой пары на экране в итоге воссоединялись. В одном из главных романтических фильмов про невинные (без секса!) «измены» «Короткая встреча» (1945) Дэвида Лина герой и героиня, повстречавшись на железнодорожной станции, поохав и поахав, в итоге возвращались в семью, потому что долг, дети и совесть не позволяли пойти на крутое изменение судьбы и начать жизнь с чистого листа. Со временем развод превратился в повод для комедии — Майкл Дуглас и Кэтлин Тёрнер в «Войне супругов Роуз» (1989) в процессе расставания разнесли дом в щепки, а братья Коэны в 2003-м посвятили целое кино «Невыносимая жестокость» разводным махинациям. Вполне убедительный современный развод, кстати, показан в недавних «Очень плохих мамочках», где героиня Милы Кунис без сожалений выгоняла мужа, застукав его за виртуальным сексом (с постоянной партнершей!), и тут же шла на свидание с горячим отцом одноклассника своего сына.

 

 

Вместо того чтобы, как и положено комедии, поставить своих героев в несколько узнаваемых нелепых ситуаций, связанных с окончанием брака, авторы «Развода» относятся к шоу как к экспериментальному авторскому проекту и показывают не столько процесс развода, сколько движущие человеком импульсы и переживания, ему сопутствующие. У Фрэнсис настоящий кризис среднего возраста человека, который недоволен своей жизнью и пытается ее изменить. В этом смысле «Развод» парадоксальным образом вполне мог бы стать продолжением «Секса в большом городе» — уставшая от поисков любви в Нью-Йорке Кэрри выходит за надежного парня, переезжает с ним в пригород, рожает двоих детей и в возрасте под 50 обнаруживает, что ей это не очень нужно. Другое дело, что само по себе это обмусоливание одного и того же состояния удивительно некинематографично — на нем едва ли можно выстроить двухчасовой фильм, не то что сериал длиной в несколько сезонов по десять серий. Если Фрэнсис в скором времени не найдет себе какое-нибудь интересное занятие (или новую причину для развода, или стимул начать новую жизнь, или она вообще передумает разводиться), «Развод» рискует оказаться одним из самых скучных и разочаровывающих сериалов, а возвращение Паркер — неудачным. Кэрри мечтала не об этом.