За гранью воображения: сокровища Японии в Москве
Во второй половине XIX века на престол вступил император Муцухито, при котором Япония прекратила политику самоизоляции и из отсталой аграрной страны превратилась в одно из ведущих государств мира. Перемены при Муцухито, взявшем имя Мэйдзи (что означало «просвещенное правление»), коснулись не только политической и экономической, но и культурной сферы. Так, при нем свой расцвет пережило искусство эмальеров, которые стали изготавливать свои изделия не только для внутреннего, но и для внешнего рынка.
Образцы работ из мастерских японских эмальеров привезут в Москву в рамках выставки «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили». И — не только их. Всего в залах Музеев Московского Кремля выставят 90 экспонатов. Все они вошли в коллекцию профессора Халили недавно и показываются впервые.
Курильница. Япония, около 1885
Изготовлена в мастерской Намикавы Сосукэ.
Медь, сплавы сякудо и сибуити, бронза, серебро, золото; эмаль, золочение, литье, резьба, чеканка.
Декоративная композиция. Япония, около 1900
Мастер Осима Дзёун.
Бронза, серебро, золото, сплав сибуити; литье, техники инкрустации ироэ такадзоган и хандзоган, пайка
Фигура гуся. Япония, около 1880-1885
Предположительно изготовлена в мастерской Намикавы Сосукэ.
Эмалирование в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки; клюв выполнен из сплава сякудо, лапы из позолоченной бронзы
Поднос. Япония, около 1900
Изготовлен в мастерской Намикавы Сосукэ по рисунку Огаты Корина (1658-1716).
Эмалирование в технике мориаге и клуазоне; оправа из сплава сякудо
Свою коллекцию известный британский ученый и филантроп Нассер Дэвид Халили начал собирать в 1970-е годы. И преследовал конкретную цель — находить по всему миру, покупать и сохранять для потомков лучшие образцы японского декоративно-прикладного искусства эпохи правления императора Муцухито. В Успенской звоннице и выставочном зале Патриаршего дворца посетители экспозиции увидят предметы интерьера — курильницы, подносы, шкатулки, экраны и декоративные композиции. Одна из них — «Фигура гуся», который был изготовлен в мастерской Намикавы Сосукэ в технике клуазоне с перегородками из серебряной проволоки.
Многие предметы создавались для императорского двора и членов монаршей семьи или по заказу крупных торговых компаний. Эмалевые изделия украшались изображениями растений и цветов, птиц и пейзажей и были крайне дорогими в изготовлении. С окончанием эпохи Мэйдзи большинство мастерских прекратили свое существование, а вскоре и вовсе были утрачены выработанные годами и опытом навыки.
Кимоно для молодой женщины. Япония, 1910-1926
Шелковый креп, шелковые и металлические нити; ткачество, ручное крашение, вышивка
Верхнее кимоно для молодой женщины. Япония, 1850-1880
Шелковый атлас, шелковые и металлические нити; ткачество, вышивка
Верхнее кимоно для молодой женщины. Япония, 1850-1880
Шелковый креп, шелковые и металлические нити; ткачество, ручное крашение, роспись по трафарету, вышивка
Кимоно для сна. Япония, 1780-1830
Шелковый атлас, узорный атлас, шелковые и металлические нити; ткачество, ручное крашение, рисунок тушью, вышивка
Также на выставке будут представлены кимоно — как повседневные, так и церемониальные. Их шили из шелка местного производства, вручную окрашивали, украшали рисунками тушью и расшивали традиционными японскими узорами. На выставке можно будет увидеть даже кимоно для сна из атласа.
Выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили» откроется 5 июля и продлится до 1 октября 2017 года.