Стиль
Впечатления Интервенция: Recycle Group «захватили» Пушкинский музей
Впечатления

Интервенция: Recycle Group «захватили» Пушкинский музей

Новый проект Пушкинского музея — выставка-интервенция арт-группы Recycle Group. «Разбросав» объекты по залам и смешав их с постоянными экспонатами, участники дуэта предлагают зрителю поразмышлять о трансформации восприятия искусства в эпоху массмедиа.

«Мы приходили в Пушкинский музей с детства, но никогда не могли предположить, что наши работы окажутся здесь», — с таких слов экскурсию по выставке «Recycle Group. Homo virtualis» начал художник и основатель арт-группы Андрей Блохин. Арт-объекты коллектива действительно оказались в ГМИИ. Причем разбросаны они по всему музею: еще до входа и до залов Древнего мира, Средневековья и Возрождения. Сами художники назвали получившуюся экспозицию выставкой-интервенцией.

Работы арт-группы Recycle Group из пластика, полиуретана и строительной сетки уже не в первый раз оказываются на территории классического искусства. Так, в 2015 году проект художников «Conversion» показывали в рамках Венецианской биеннале и выставляли в основанной в VII веке церкви Св. Антонина. В Пушкинском музее же Recycle Group разместили 16 работ, выполненных в различных техниках. Перед началом их осмотра зрителям предлагают скачать мобильное приложение. Оно понадобится, чтобы увидеть объекты дополненной реальности. Например, ту самую Siri — виртуального помощника, созданного компанией Apple. Чтобы она материализовалась, достаточно навести экран мобильного телефона на работу «Ты можешь увидеть мои глаза, если твои будут цифровыми». «Это один из главных наших персонажей. Голосовой помощник, который пытается помочь людям, но часто делает страннейшие ошибки. Но тем не менее это один из очень ярких образов цифровой эпохи, которую мы решили отобразить на этой выставке», — объясняет Блохин.

Cкульптура «Селфи-башня», 2017
Cкульптура «Селфи-башня», 2017

Помимо Siri в залах Пушкинского появились и другие виртуальные герои. Так, по соседству со статуей Афины расположились Фейсбукиан и Твиттериан. А в центре Итальянского дворика музея, на фоне знаменитого Давида, «выросла» «Селфи-башня». «Мы начинали работу с объектов из пластиковой сетки. И персонажи из нее очень похожи на античную скульптуру. А эти герои просто с селфи-палками — стандартным атрибутом современного туриста. И когда они ходят с этими палками, возникает ощущение, что это новые воины со странными мечами, которыми они ведут войну на поле Фейсбука», — говорит Блохин.

Recycle Group. «Ноев ковчег. Деталь 1», 2015
Recycle Group. «Ноев ковчег. Деталь 1», 2015

Ряд работ участники Recycle Group создали специально для выставки в Пушкинском музее. А какие-то ранее уже «засветились» на международных площадках. В Венеции художники показывали «Ноев ковчег», в фрагментах которого угадываются вырезанные иконки знакомых приложений с экрана смартфона. Recycle Group как бы задают зрителю вопрос: чем сегодня могут быть измерены авторитет, влиятельность и популярность отдельного художника или целого музея? И отвечают, что в эпоху homo virtualis в особой цене оказываются индексы цитируемости, число подписчиков в социальных сетях и количество лайков.

Герои работ Recycle Group молятся новой религии. «Facebook обещает вашему профайлу вечную жизнь. То есть по сути это виртуальный рай или виртуальный ад, мы не можем до конца разобраться в этом. Но это точно некое виртуальное пространство, где человек может жить после смерти». И фигура «Просветителя» — заключительной работы выставки — олицетворяет переход человека в новое состояние, когда иконка Facebook прорезается на его спине как символ перехода в новое измерение.

Выставка «Recycle Group. Homo virtualis» открыта в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 21 июня до 20 августа.