Стиль
Впечатления Англоязычный дебют Йоакима Триера — банальнее, чем в Голливуде
Стиль
Впечатления Англоязычный дебют Йоакима Триера — банальнее, чем в Голливуде
Впечатления

Англоязычный дебют Йоакима Триера — банальнее, чем в Голливуде

Фото: kinopoisk.ru
Американское массовое кино принято ругать за самоповторы и страх перед риском, ставя в пример европейское авторское кино. Но новый фильм норвежского режиссера Йоакима Триера свидетельствует о том, что и хваленый европейский артхаус переживает кризис идей.

«Громче, чем бомбы» — первый аж с 1979 года норвежский фильм, участвовавший в официальном конкурсе Каннского кинофестиваля. Уже само по себе это достижение — в Норвегии появился режиссер Йоаким Триер (интересно, что родился он все же в Дании), вокруг которого может выстроиться новая национальная школа или возникнуть волна. Потому что когда в стране, от которой давно не ждали кинематографических откровений, появляется фигура, как таран прорубающая путь остальным профессионалам, можно начинать говорить об интересе к целой стране, как это произошло в последние годы с Румынией и Венгрией.

Предыдущий (и его второй) фильм 42-летнего Триера «Осло, 31 августа» был с успехом показан пять лет назад в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, а его первая англоязычная картина «Громче, чем бомбы» в прошлом году доросла до конкурсной программы. У фильма вполне солидный бюджет (11 миллионов долларов) и первоклассный кастинг. Изабель Юппер играет документального фотографа Изабель, которая ежедневно рискует жизнью в горячих точках, снимая жертв вооруженных конфликтов.

Изабель Юппер в роли фотографа Изабель  (kinopoisk.ru)

Вернее, рисковала, потому что действие фильма происходит через три года после ее гибели в автокатастрофе, причем не в военной зоне, а дома. В преддверии ее большой выставки вдовец, преподаватель и бывший актер Джин (Дэвид Бирн), узнает, что ее коллега (и, как выяснится позже, больше, чем коллега) Ричард (Дэвид Стрэтерн) пишет об Изабель для The New York Times большую статью, в которой планирует рассказать о ее депрессиях и желании покончить с собой. Джин пытается поговорить с младшим сыном Конрадом (Девин Друид), чтобы тот не узнал правду из газеты. Старший сын Джона (Джесси Эйзенберг, только что в роли Лекса Лютора сталкивавший лбами Бэтмена с Суперменом в блокбастере «На заре справедливости») едет домой разбирать мамины фотографии перед выставкой и заодно помочь отцу справиться с неуправляемым подростком — младшим братом.

Джесси Айзенберг в роли старшего сына Джона и Девин Друид в роли младшего сына Конрада  (kinopoisk.ru)

Триер вроде говорит правильные вещи — технологии (Конрад целыми днями играет в компьютерные игры) больше разъединяют людей, чем делают их жизнь проще. Жизнь на благополучном Западе может быть не менее депрессивной, чем в раздираемой войной ближневосточной стране. Но режиссер пал жертвой синдрома дебюта на неродном языке. Несколько сцен могут вызвать улыбку (например, Джин говорит жене, что он ушел из кино, потому что был слишком хорош собой, чтобы сделать серьезную успешную карьеру — тут легко обнаружить параллели с карьерой самого Гэбриела Бирна). Но на тему дисфункциональных семей было снято уже столько хороших фильмов, что Триеру просто нечего добавить нового. Потенциальная публика «Громче, чем бомбы» — интеллигентные поклонники артхауса — уже в курсе, что унылое существование разъедает больше, чем ежедневно переживаемая опасность, и что новые технологии не решают проблему человеческого общения. И даже в курсе, что если ты получил в свой фильм Изабель Юппер, задержи повнимательнее камеру на ее лице — но хорошо бы перед этим придумать для нее хорошую небанальную историю.