Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Стиль Товар с лицом: какими бывают циферблаты
Стиль
Товар с лицом: какими бывают циферблаты
Что можно выразить «лицом» часов и какими циферблаты представали на протяжении нескольких веков, рассказывает Алексей Кутковой.

Наверное, вряд ли когда удастся точно выяснить, кому первому пришла мысль назвать циферблат лицом часов. Любую эмоцию, которую человек по своей воле или невольно раскрывает, он выражает лицом. Примерно того же мы ждем от часового циферблата — он обязан быть выразительным, чтобы дать нам информацию о текущем времени наиболее четким, эффектным и запоминающимся способом. За шесть с лишним столетий развития механического часового дела мастерами было сотворено невероятное разнообразие циферблатов, и мы здесь сможем бросить лишь мимолетный взгляд на эту необъятную и крайне интересную тему, показав только некоторые из наиболее ярких образцов, оставивших след в истории.

Часовое дело всегда преимущественно было работой по металлу, поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что и циферблаты были и остаются большей частью металлическими, как минимум в основе. Ранние часы располагали единственной — часовой — стрелкой, а их циферблаты начиная примерно с 1500 года представляли собой металлическое кольцо с гравированными цифрами часовых маркеров, которое крепилось на металлической же основе, нередко декорированной гравировкой. С целью получить хороший контраст часовщики выбирали металлы разного цвета для циферблатного кольца и основы, например, если кольцо было изготовлено из латуни, бронзы или позолоченного (желтого) металла, то основу делали из металла белого — серебра или же посеребренной латуни. Поскольку все работы проводились вручную, каждый экземпляр часов, изготовленных примерно до конца XVIII века, был единственным в своем роде, нередко декорированным на весьма приличном художественном уровне.

С повсеместным распространением часов с минутной стрелкой (после 1670 года) часовщики стали изображать на циферблатах 60-минутную шкалу, в классическом варианте дизайна минуты на ней указывались арабскими цифрами с пятиминутным интервалом, минутная шкала была нанесена снаружи кольца с часовыми маркерами, выполненными в виде римских цифр. Примерно в 1625 году впервые появились эмалевые циферблаты. Считается, что эмаль для декора часов первыми применили голландцы, однако французские мастера эмали из Блуа быстро перехватили инициативу в этом деле. Эмалевые циферблаты, как правило, были декоративными, расписными, лишь примерно с 1750 года в моду вошли белые. В конце XVII века были изобретены металлические циферблаты с эмалевыми картушами, которые нашли применение преимущественно в настольных часах.

С окончанием периода барокко нефункциональный декор с циферблатов исчез, поэтому часовщики задумались о том, как сделать их выразительными с применением минимальных средств. В конце XVIII века появились первые классические типы циферблатов, некоторые из них активно используются по сей день. Французский часовщик Жан-Антуан Лепин первым начал использовать для часовых маркеров арабские цифры, также он придумал необычный циферблат с часовыми метками, составленными частично из римских цифр, частично — из арабских. Французский часовщик швейцарского происхождения Абрахам-Луи Бреге создал два типа классических циферблатов — белый эмалевый с часовыми метками в виде арабских цифр наклонного начертания и посеребренный гильошированный с римскими цифрами, оба называются теперь циферблатами Бреге.

1. Циферблат «Калатрава» — Patek Philippe, Ref. 96, 1948 год (фото — Antiquorum)

2. Хронометровый циферблат — 1815 Up/Down,
A. Lange & Söhne

3. Гильошированный циферблат Бреге — Classique 7147,
Breguet

4. Эмалевый циферблат Бреге — Classique 7147, Breguet

5. Профессиональный циферблат — Submariner Date Green, Rolex

6. Современный гравированный металлический циферблат — Royal Oak Extra-Thin, Audemars Piguet

7. Сэндвичевый циферблат — Luminor Marina Automatic, Panerai

© пресс-службы

С появлением наручных часов в начале XX века циферблаты становились все меньше и меньше, поэтому потребовались значительные усилия, чтобы сделать их еще более экспрессивными. Стиль ар-деко, доминировавший после 1925 года до Второй мировой войны, тому немало способствовал. Параллельно развивалось направление милитаристских часов, благодаря чему на циферблатах закрепились арабские цифры часовых маркеров, черный фон и люминесцирующие метки и стрелки. Поначалу циферблаты наручных часов сохраняли информационную насыщенность, свойственную часам карманным, однако в 1950-е и позже в моду стали входить циферблаты все более лаконичного дизайна — вплоть до полного отказа от любых меток и обозначений.