От Петра I до Абрамовича: три века Новой Голландии
Новая Голландия — ровесница Санкт-Петербурга. Одновременно с основанием новой столицы, Петр I заложил на левом берегу Невы верфь и здание Адмиралтейства. Сюда же император пригласил голландских кораблестроителей. Иностранная речь, прорытые каналы и подъемные мосты — здешняя обстановка так сильно напоминала иностранный порт, что за островом, омываемым Мойкой, Адмиралтейским и Крюковым каналами, закрепилось название Голландия. Первыми постройками на острове стали амбары для хранения корабельного леса, но из-за сурового климата строения быстро пришли в негодность. И уже к 1753 году был разработан первый проект перестройки Новой Голландии. Но осуществить его удалось лишь два десятилетия спустя. Мешала нехватка средств, смена архитекторов и их проектов.
До XIX века склады были единственным типом построек Новой Голландии. Но начиная с 30-х годов позапрошлого столетия функционал острова начал расширяться. Здесь решено было построить здание морской тюрьмы. Его возвели за два года, но использовать по назначению начали только в 60-х. Тюрьма стала «первой в России, построенной на началах правильной пенитенциарной системы, принятой в лучших тюрьмах европейских государств». Камеры здесь были устроены так, что заключенные могли в них только спать, а в дневное время они работали, получали оплату и осваивали новые профессии. Из-за необычной круглой формы здание тюрьмы в народе прозвали «Бутылкой», и с тех пор, по легенде, широко распространилось выражение «не лезь в бутылку».
Наступление XX века Новая Голландия «встретила» большим пожаром. С петровских времен остров считался безопасным местом, поэтому именно здесь хранили лес. Однако пожар 1900 года оказался настолько масштабным, что возникли серьезные опасения за безопасность близлежащих районов. На острове дотла сгорели многие деревянные здания. Но к 1902 году последствия пожара полностью устранили, а на амбарах установили новые металлические конструкции. Тогда же, в начале XX столетия, на территории Новой Голландии появилась радиостанция, которая держала связь с Балтийским и Черноморским флотом и сыграла историческую роль в революционных событиях 1917 года. Именно отсюда Владимир Ленин обратился к флоту с известием о том, что революция свершилась.
После революции Новая Голландия была включена в число памятников, находящихся под охраной государства. Но, несмотря на это, во второй половине XX века остров пришел в упадок. В 1977 году архитектор Вениамин Фабрицкий предложил использовать памятник архитектуры в культурных целях. Но проект начали осуществлять только в нулевых.
Культурная жизнь Новой Голландии
В 2010 году власти Санкт-Петербурга выбрали инвестора реконструкции Новой Голландии. Им стала компания Millhouse, принадлежащая Роману Абрамовичу. По условиям сделки, его структура планировала вложить в проект 12 млрд руб. Помимо реставрации местных памятников архитектуры, на острове планировалось разместить офисы, жилые апартаменты, отель, музей и рестораны. Изначально закончить все работы инвестор намеревался к 2017 году. Но в итоге срок продлили до 2025-го, а проект «разбили» на пять очередей.
В августе 2016 года петербуржцы увидят результат первого этапа реконструкции Новой Голландии. Чтобы провести его, на остров, как и три века назад, вновь пригласили голландцев. Реставрация была доверена бюро West 8, среди проектов которого — Губернаторский остров в Нью-Йорке и новый облик Тверской улицы в Москве. Они разработали ландшафтный проект Новой Голландии, в рамках которого остров засадили несколькими сотнями взрослых деревьев. Здесь появилась липовая аллея, многолетние дубы и ивы, склоняющиеся над водой, а еще ель, которую горожане смогут наряжать на Новый год и Рождество. Еще одной зеленой зоной острова стал травяной сад, где высадили укроп, тимьян, мелиссу, лаванду и мяту. На газонах острова «разбросали» стулья в духе парижского сада Тюильри, и здесь же разбили две площадки для петанка.
Из новых строений на острове появится временный павильон для выставок, а также гигантский каркас фрегата «Петр и Павел». Шестиметровое сооружение — на самом деле детская площадка с канатами, пушками, подзорными трубами и штурвалом. Появится на острове и сцена. Ее дизайн разрабатывал архитектор Сергей Букин по эскизам парковой сцены Сестрорецкого курорта, разрушенной во время Великой Отечественной войны.
Осенью в Новой Голландии зальют каток и откроется первое отреставрированное здание — бывшей кузни. По легенде, это была первая постройка, возведенная при Петре I. А в начале 2017 года откроется еще одно историческое здание — бывшая тюрьма «Бутылка». Каждый из ее трех этажей будет иметь свое предназначение. Первый посвятят еде, второй — моде и дизайну, третий — здоровью и красоте.
Новую Голландию намерены превратить в одно из самых перспективных городских пространств Петербурга. Остров открывался, а потом вновь закрывался для посещений, но с 27 августа должна начаться его новая жизнь. И инвесторы уже пообещали, что больше Новая Голландия не закроется никогда.