Стиль
Спецпроект Первый аукцион: что нужно знать, начиная торги
Стиль
Спецпроект Первый аукцион: что нужно знать, начиная торги
Спецпроект

Первый аукцион: что нужно знать, начиная торги

Фото: www.phillips.com
Совместно с аукционным домом Phillips «РБК Стиль» запускает серию образовательных материалов, чтобы лучше понять, что такое современные торги, как правильно участвовать в аукционах и стать успешным коллекционером.

В воображении большинства слово «аукцион» связано почти с кинематографической картиной: в помещении, стены которого покрыты темными деревянными панелями, происходит ожесточенная борьба со взмывающими в воздух номерными табличками от людей, борющихся за очередной шедевр. Заканчивается все стуком молотка и фразой «Продано!». Для других аукцион — это привычный интернет-сайт, где можно купить редкие журналы, одежду, давно распроданные или снятые с производства версии кроссовок и даже духов. Но к этим двум стоит добавить еще один: по-настоящему современный аукцион, с одной стороны, лишенный напускной кинематографичности, но при этом не потерявший определенного романтичного очарования, а с другой — проводимый с применением всех современных технологий, от возможности торговаться онлайн, используя как компьютер, так и установленное на телефоне или планшете приложение. Хорошим примером последнего может стать аукционный дом Phillips, основанный Гарри Филлипсом в 1796 году, а сейчас проводящий торги, посвященные искусству ХХ–ХХI веков, дизайну и часам, в Лондоне, Нью-Йорке, Женеве и Гонконге.

Фото: www.phillips.com

Так что же детально представляет собой аукцион сейчас? Прежде всего это площадка, которая одним помогает продавать, а другим — покупать произведения искусства и прочие коллекционные предметы. До начала аукционов всегда проводится серия предаукционных выставок или показов, когда любой заинтересованный может прийти и самостоятельно оценить то, что выставлено на торги. Это один из важных пунктов программы — во время таких смотров можно поговорить с экспертом, а также детально рассмотреть предмет, хотя многим сейчас достаточно только интернет-каталога. Даже если вы не собираетесь купить что-то прямо сейчас, ходить на такие показы очень полезно и для развития кругозора — на них часто можно увидеть подлинные шедевры, которые потом окажутся в частных коллекциях. Если на таких смотрах что-то понравилось и эстимейт (примерная стоимость того или иного предмета по оценке экспертов аукционного дома) показался подходящим, то стоит перейти к следующему шагу.

Фото: www.phillips.com

Чтобы участвовать в любых торгах, необходимо зарегистрироваться. В Phillips это можно сделать лично в одном из офисов либо онлайн — заполнив форму на сайте, либо связавшись с одним из специалистов аукционного дома в удобном вам городе. После этого можно участвовать в торгах, их полный список с датами и каталогами с необходимыми сведениями об эстимейте и состоянии публикуется на сайте аукционного дома. На конкретные торги нужно зарегистрироваться не менее чем за 24 часа. Ставки можно делать лично (запросив приглашение на участие в торгах), по телефону (связавшись со специалистом аукционного дома заранее), а также онлайн. Делать ставки по телефону чрезвычайно удобно: в этом случае специалист аукционного дома будет вашими глазами и ушами. Также можно оставить так называемую ставку в свое отсутствие — назначить за лот определенную сумму, при этом не следить за каждым шагом аукциона. Такой способ подходит для тех, кто определился с предметом и максимальной ценой за него, но в данный момент не имеет доступа, к примеру, к мобильной связи или свободного времени для личного участия. В случае победы в торгах с вас будет списана сумма предыдущей ставки плюс шаг аукциона, если назначенная вами сумма сильно превышает значение, на котором остановились торги. Все честно.

Фото: www.phillips.com

Здесь есть еще один важный момент: цена, которая оглашается при финальном стуке молотка, не является конечной для покупателя. Тут необходимо знать о том, что у любого аукционного дома есть комиссия, а также стоит заранее уточнить размер таможенных пошлин, с которыми можно столкнуться при ввозе купленной работы в страну, отличную от места проведения самого аукциона. В случае с Phillips, если торги проходят в Нью-Йорке, то к цене с молотка добавится 25% при стоимости лота до $200 тыс., 20% при цене выше $200 тыс., но до $3 млн, и 12% — на все, что дороже $3 млн. Цифры для покупок в Лондоне, Гонконге и Женеве отличаются. Уточнения можно получить, обратившись к специалистам.

После того как платеж проведен, в течение 30 дней купленный предмет можно забрать. Все эксперты рынка отмечают, что важно покупать «по велению сердца», а не преследуя желание разбогатеть на последующем повышении цены лота. Именно так начинали самые известные и состоятельные теперь коллекционеры — с желания окружить себя красивыми вещами, с эмоциональной привязанности и азарта, которую дают именно аукционы.