Стиль
Репост Городской музей Амстердама судится с еврейской семьей из-за Кандинского
Стиль
Репост Городской музей Амстердама судится с еврейской семьей из-за Кандинского
Репост

Городской музей Амстердама судится с еврейской семьей из-за Кандинского

Василий Кандинский, «Картина с домами», 1909
Василий Кандинский, «Картина с домами», 1909
Наследники коллекционера подали иск к музею, пытаясь вернуть картину Василия Кандинского стоимостью €20 млн, утраченную во времена Третьего рейха

Наследники коллекционера Эммануила Левенштейна обвинили Городской музей Амстердама Стеделейк в предвзятости и конфликте интересов за отказ возвращать картину «Bild mit Häusern» («Картина с домами») 1909 года семье Левенштейн, сообщает The Guardinan.

Известно, что Эммануил Левенштейн (1870–1937), директор одноименного завода по производству швейных машин в Амстердаме, приобрел полотно в 1920-х годах. 9 октября 1940 года произведение продали на аукционе Frederik Muller & Co.

По данным нидерландского Комитета по реституции, продавцами выступили Роберт Левенштейн, сын и наследник коллекционера, и его жена Ирма Кляйн. Именно на этих торгах музей Стеделейк и приобрел картину за 160 гульденов. Адвокаты наследников коллекционера утверждают, что эта цена «лишь малая часть от первоначальной стоимости, которая составляла минимум 2–3 тыс. гульденов». Кроме того, Левенштейны на момент торгов находились во Франции.

Разбирательство, связанное с определением владельцев картины, длится уже не первый год. В 2013-м комитет по реституции ответил Левенштейнам отказом, а в 2018-м снова постановил, что картина должна оставаться в Городском музее, где и хранилась последние 80 лет, поскольку финансовые трудности возникли у Левенштейна еще до войны, и учреждение «добросовестно» приобрело работу Кандинского.

Тогда адвокаты истцов напомнили, что нацисты сразу после вторжения начали присваивать произведения искусства. «Применялись методы давления, принуждения и устрашения, чтобы запугать евреев. Этот страх не прошел мимо семьи Левенштейнов. Называть аукцион добровольным в этом контексте — странно», — говорили юристы. Они категорически отрицали аргумент о финансовом положении, поскольку в октябре 1940 года годовой доход семьи превышал 5200 гульденов, то есть Левенштейны входили в 5% налогоплательщиков с самой высокой прибылью.

Адвокаты также обращали внимание, что нет никаких доказательств передачи вырученных 160 гульденов продавцам картины.

Истцы утверждают, что в деле имеет место конфликт интересов, поскольку четверо из семи членов Комитета по реституции связаны с Городским музеем спонсорскими отношениями.

Музей отвергает эти предположения. Директор Городского музея Рейн Вольфс настаивает, что учреждение действует «прозрачно», осознавая свою ответственность в этом деле: «Стеделейк и муниципалитет Амстердама, владеющий коллекцией, следят за этим процессом и в настоящее время отказываются от комментариев. Каким бы ни было решение судьи, мы понимаем, что картина навсегда будет связана с болезненным эпизодом в истории».

Украденная картина американского импрессиониста вернулась к владельцам.