Директор Virée Diamond Club Dubai — о том, как сегодня покупать алмазы
Ксения Костина — эксперт-геммолог с дипломом Американского геммологического института (GIA) вместе с партнерами по Дубайской алмазной бирже создала компанию Virée Diamond Club Dubai в 2022 году. Производство и ограночные цеха располагаются в ОАЭ, а представительства компании работают в Гонконге, Тель-Авиве и Антверпене. С Ксенией Костиной мы поговорили о том, где и как сегодня выгоднее покупать бриллианты. Ведь с этим вопросом сталкивается каждый клиент. Чаще всего человек идет в известный бутик, доверяя бренду, либо обращается к ювелиру с именем и репутацией. В первом случае покупатель платит еще и за бренд, а во втором — рискует получить камни, не имеющие международной сертификации GIA. Сегодня ювелирный рынок предлагает самые разные способы приобретения бриллиантов. Например, можно купить драгоценные камни на бирже или на месторождениях, минуя привычных посредников в лице ювелирных брендов.
Как вы пришли в ювелирную индустрию?
Я дипломированный геммолог, много лет занималась продажей камней. Мне всегда были интересны цветные камни и бриллианты, даже когда не было возможности их покупать. Несмотря на прогресс, нас по-прежнему завораживают алмазы, сапфиры, рубины и изумруды, пролежавшие в земле миллиарды лет, и по-прежнему они служат твердым эквивалентом денег, только возрастая в цене с каждым годом. Этот факт подстегнул меня заниматься камнями более профессионально — в мире нет других таких активов, которые могут стоить сотни и миллионы долларов, помещаться в карман и быть ликвидными в любой точке земного шара. Правда, при условии, что вы приобрели качественный камень по цене биржи и при этом не переплатили.
Я ездила по ювелирным выставкам, проехала полмира, изучая рынок. В определенный момент времени начала сотрудничать с компаниями по добыче алмазов, работала напрямую с собственниками шахт в Африке и Индии.
Знаниями я стала делиться с друзьями и знакомыми. Все больше людей стали обращаться ко мне за подбором камней и изготовлением украшений. Общаясь с друзьями и знакомыми, которые покупали те или иные украшения с бриллиантами, я, как профессионал, видела, что эти люди часто оказывались заложниками рынка, покупая камни с большой наценкой и не всегда лучшего качества. Поначалу я просто помогала своим подругам и близким, организовывала частные продажи, предлагая оптовые цены напрямую с биржи. Как только люди понимали, что могут приобрести бриллиант лучшей чистоты и огранки, заплатив существенно меньше, чем приобретая такой же камень у именитых брендов, они возвращались и рекомендовали меня своему окружению. По сути, частными продажами я начала заниматься еще с 2017 года.
Как родилась идея создать собственную компанию, что послужило толчком к такому решению?
Встречи с представителями профессионального сообщества, общение с этими талантливыми и удивительными людьми — я решила попытаться объединить их вместе. Я сама человек творческий, и меня вдохновляет фанатичная преданность своему делу. Огранщики, ювелиры — все, кто занимается бриллиантами, — очень увлеченные, влюбленные в камни люди, но при этом они непубличные, предпочитают делать свою работу, оставаясь в тени. Чего не скажешь о случайных людях, которые, плохо разбираясь в вопросе, приходят в нашу индустрию и запускают свои бренды, активно вкладываются в рекламу, маркетинг, и в итоге им начинают доверять.
Мне же хотелось объединить вместе топовых профессионалов, а потенциальным покупателям дать возможность общаться с ними напрямую, минуя длинную цепочку посредников.
Все началось со встречи с партнерами на Дубайской алмазной бирже. До этого мы вместе работали в сегменте b2b-продаж, поставляли драгоценные камни для известных ювелирных брендов. А тут появилась идея запустить новый проект, суть которого сводилась к тому, чтобы дать людям прямой доступ к камням.
Нашему проекту в какой-то мере помог локдаун во время ковида. В этот период люди научились покупать даже люксовые вещи онлайн и выходить напрямую к производителям, минуя посредников. Мы развили эту идею и тоже стали предлагать камни с мест добычи и биржи. Таким образом компания переориентировалась на продажи конечным покупателям.
Поначалу коллектив был небольшой, но по мере роста спроса он расширялся, и сегодня наши представительства открыты в Тель-Авиве, Гонконге, Антверпене и Дубае.
Компания Virée Diamond Club Dubai заметно выросла. Что сегодня входит в сферу ее деятельности?
Мы очень быстро столкнулись с проблемой: наши покупатели хотели приобрести не просто редкие и уникальные бриллианты, но и эксклюзивные украшения. Так, в нашем штате появились ювелиры, которые сегодня изготавливают изделия любой сложности, используя самые передовые технологии и 3D-моделирование. Запросы различные: от классических помолвочных колец и пусет до фамильных драгоценностей, модных дизайнерских чокеров и браслетов.
Параллельно с этим мы развиваем еще одно направление — продажу пакетов инвестиционных камней. В условиях современной финансовой турбулентности бриллианты по-прежнему остаются надежным активом, помогающим сохранить и даже приумножить капиталы. Наши эксперты подбирают такие камни, которые в перспективе гарантированно сохранят свою ценность. Сейчас, кстати, это направление становится все более востребованным.
В чем состоит ваше преимущество перед другими компаниями?
Мы даем предложения по выбору бриллиантов и цветных камней. У нас прямой доступ к бирже и оптовые цены, приближенные не к розничному, а к профессиональному рынку. При этом все камни имеют международную сертификацию GIA — наиболее авторитетного геммологического института в мире, своего рода золотой стандарт. Мы не сотрудничаем с частными лабораториями, потому что они очень часто переоценивают характеристики камней.
За долгие годы на рынке сформировалась огромная цепочка посредников. Она охватывает весь процесс, от добычи камней до конечного продукта и покупателя. Человеку, который хочет приобрести драгоценности с бриллиантами, приходится переплачивать за них в десятки раз. Из-за высокой себестоимости камней многие ювелирные бренды идут по пути наименьшего сопротивления, закупая более дешевые и низкокачественные бриллианты. Но при этом они вкладываются в маркетинг, ювелирный дизайн, позиционируют свои изделия как люксовые, эксклюзивные и продают их зачастую с наценкой 300%. На самом же деле, если оценивать такие изделия на вторичном профессиональном рынке, их цена оказывается гораздо ниже, прежде всего из-за низкого качества камней. Но потребитель-то этого не знает.
С посредниками — ювелирными компаниями ясно. Но откуда вы получаете камни?
Цветные камни мы закупаем непосредственно на месторождениях в Индии и Африке, бриллианты поставляются с биржи Дубая. Там же размещаются наш головной офис и основное производство. У нас также есть партнеры по всему миру, и по запросу клиентов мы можем поставлять камни из любой страны. К нам часто обращаются именно за редкими или очень редкими камнями.
Главное наше преимущество — это прежде всего цена камней и бриллиантов. Чтобы было понятнее: если вы, например, собираетесь приобрести бриллианты в России и, как вам кажется, по хорошей цене, то должны понимать, что они обойдутся вам как минимум на треть дороже, чем на алмазной бирже Дубая. Почему? Потому что, несмотря на то, что в России добывается более 30% мирового алмазного сырья, в стране почти ничто не гранится, сырье отправляется за рубеж, в ту же Индию. И уже потом ограненные российские алмазы ввозятся обратно и облагаются при этом налогами и пошлинами.
Как формируется цена того или иного камня? Что будет хорошим вложением, а что нет?
За основу берутся четыре главные характеристики: вес камня, его цвет, чистота и качество огранки. Камень должен быть оценен лабораторией GIA. Цены устанавливаются на основе торговых сделок между производителями (добытчиками), оптовиками, ювелирными компаниями и другими участниками рынка. Эти цены публикует Rapaport Group — компания, основанная в 1978 году Мартином Рапапортом, которая специализируется на информации о мировом рынке бриллиантов и драгоценных камней. Она мониторит все торговые операции, которые происходят между участниками рынка, и еженедельно публикует «прайс-рапорт», в котором указывает актуальные цены на бриллианты с определенными характеристиками в определенный момент времени. Это и формирует цену.
Рынок алмазов и цветных камней всегда оставался достаточно специфическим, любил тишину и требовал к себе деликатного подхода. Чего можно ожидать в ближайшей перспективе на фоне общемировой турбулентности и неопределенности?
Если говорить в целом, то алмазы и бриллианты будут дорожать. И связано это в первую очередь с санкциями, потому что они так или иначе затрагивают всех мировых игроков на этом рынке. Авторы санкций так до конца не определились с тем, как компании должны будут доказывать нероссийское происхождение камней. С этим обещают разобраться только к 1 сентября.
Изначально страны G7 и ЕС ввели санкции против российских алмазов, а с 1 марта вступили в силу санкции в отношении бриллиантов, ограненных из российского сырья. Сейчас же, как мне кажется, начинается период отрезвления, все начинают понимать, что санкции многим невыгодны, обходятся дорого и, скорее всего, их будет нереально исполнить на практике.
В рамках санкций G7 было решено, что все алмазы или бриллианты должны будут проходить через центр сертификации в Бельгии и уже оттуда поступать в США, Мумбай, Израиль или Дубай. Большинство игроков рынка это не устраивает, потому что сулит им дополнительные издержки. Есть также сомнения, что Бельгия в одиночку вообще справится с таким объемом. Поэтому Всемирная федерация алмазных бирж предлагает наделить полномочиями сертификации Дубай, Мумбай и Тель-Авив. Разговоры на эту тему идут, но уже очевидно, что санкции на российские бриллианты приведут к тому, что предложений на рынке станет меньше. И цены будут только расти.
Название вашей компании двуязычное. Virée по-французски означает «прогулка, путешествие, рождающие приятные, легкие ассоциации»...
Геммология — это наука о драгоценных и поделочных камнях. Сам по себе процесс превращения минерала в драгоценный камень, кристаллизация, — это увлекательное научное путешествие, полное неожиданных и впечатляющих открытий. Плюс слово virée напоминает мне о собственных многолетних поездках в поисках камней. Я проехала полмира, прежде чем начала работать в отрасли. Эти поездки принесли бесценные знакомства, знания о том, как добываются камни, как они гранятся. Именно с путешествий началась история нашей компании.