Основатель клуба «Москва» — о сквоше как бизнесе и складном смартфоне
Иван Бородин, совладелец сквош-клуба «Москва» и вице-президент Федерации сквоша России, выбегает из спортивного центра, раскрывает складной смартфон, подключается к зуму, ловит такси — и мы начинаем погружение в нюансы столичного сквоша. Быстро и на ходу. А как иначе при московском ритме в каком-то смысле типичного жителя столицы, который «и жить торопится, и чувствовать спешит».
Если загуглить вас, то первая ссылка будет на ваши соцсети. Вы пишете, что развиваете спортивные клубы. Как вы к этому пришли? Все же сквош не самая очевидная ниша для спортивного бизнеса.
Еще лет восемь назад в Москве было сложно найти места для игр. В сквош тогда играли, наверно, меньше сотни человек по всей России, это был очень нишевый вид спорта. Я втянулся, а через два года, работая финдиректором и имея возможность распорядиться активом, мы с партнерами открыли сквош-клуб с двумя кортами и небольшую фитнес-студию. С того момента я погрузился в эту тусовку, начал эту историю качать. Так родилась идея другого проекта — крупнейшего клуба по сквошу в Москве, а если брать и бадминтон, то, возможно, и во всей России. Эта тема наложилась на мой финансовый бэкграунд — я подумал, что могу быть спортивным предпринимателем: это же так классно — соревнования организовывать.
Интерес — это здорово. А окупаемость?
Отличный вопрос. Мы запустили большой клуб — сделали ремонт, устроили громкое открытие, позвали людей, словом, ярко стартанули, а потом я посмотрел в таблицы бронирования площадок — и там был одна единственная запись. Подготовка затянула настолько, что на тот момент просто открыться и запуститься казалось самым важным, про остальное мы не думали. И понимаешь, что единственный легкий день в году был вчера и все сложности еще впереди. В первый год было тяжело, на бизнес это не было похоже. Мы долго выходили на ноль. А как только наконец поняли, как надо привлекать клиентов и вообще зарабатывать, случилась пандемия.
Перепробовав кучу способов привлечения людей, поняв, на чем клуб зарабатывает, а на чем нет, какого размера должна быть команда, какие вещи можно делегировать, какие нельзя, — вот только после этого я могу назвать себя спортивным предпринимателем, а не спортивным самозанятым. И сейчас мой самый главный инструмент работы — это либо смартфон, либо компьютер. Вообще, поначалу я делал все сам — находился в клубе постоянно, мыл полы, вел тренировки, составлял расписание занятий. Это дало свои плоды: сегодня мы прибыльны и при этом тратим достаточно много денег на развитие спорта в нашей стране — финансируем спортсменов, мероприятия.
HONOR Magic V2 по габаритам напоминает обычные смартфоны — инженерам впервые удалось добиться толщины складного смартфона меньше 1 см. Поэтому его легко, а главное, привычно держать в руке. При этом вам доступны все преимущества большого экрана — в разложенном состоянии это почти планшет. На нем удобно читать, смотреть видео, редактировать сложный контент, продуктивно работать с документами. При желании половинки смартфона можно зафиксировать под удобным углом — и положить HONOR Magic V2 на стол, освободив руки. За прочность конструкции можно не волноваться: шарнир из титана и фирменной стали HONOR выдерживает до 400 тыс. складываний.
Я ехал как-то мимо «Капитолия» возле МКАД, и там в какой-то момент появилась неоновая реклама кортов для падел-тенниса. Насколько это пересекается со сквошем? Нет ли планов пойти и в эту сферу «ракеток»? Откуда вообще берется мода на такой спорт?
Падел — интересный феномен моды, как было в 80-х годах и со сквошем, когда тот стал очень популярным в Европе. Придя изначально из Мексики, падел стал популярен, потому что проще тенниса и тем более сквоша — играть можно уже сразу, без тренировок. Плюс эстетика тенниса. И фан. И корт простой — в отличие от корта для сквоша. Построить последний стоит массы усилий: это трудозатратно, поскольку нужны правильные материалы для стен — есть буквально три хороших производителя сквош-кортов. Из-за этого такой корт невозможно перенести в другое место — в отличие от падела, или бадминтона, или пинг-понга. Поэтому падел будет массовым видом спорта, а сквош останется нишевым.
Это хорошо или плохо? Ведь с одной стороны, небольшое количество игроков и малая распространенность дают некую элитарность — как у гольфа, например.
Любой спортивный бизнес важно выстроить с точки зрения коммерческой составляющей — это главное. Как привлекать клиентов, считать отчетность, прогнозировать. Доходность на квадратный метр у клубов, которые нормально управляется, примерно одинакова.
Бизнес должен также тебе самому нравиться. Потому что сложно развивать вид спорта ради только денег. Можно, но будет скучно. Важен и масштаб: когда мы стартовали, самый большой клуб насчитывал только семь площадок по сквошу. При слабой загрузке. А у нас их 15. Математика тут такая: три-четыре часа игры в день отбивают аренду и косты, еще два-три часа отбивают заемный капитал, и дальше восьмой или девятый час дают прибыль. Это сложно, но можно. Если команда профессиональна, то можно делать и 12 часов игры в день на одном корте. И здесь начинается прибыль предпринимателя.
У массовости есть и другая сторона медали. Например, сейчас в Дубае настолько сильно стал популярен падел, что клубы начали каннибализировать друг друга — как в худшие времена фитнеса в Москве, когда клубы жутко демпинговали и падало качество обслуживания. Всем вдруг кажется, что это простой бизнес, в нишу приходит много игроков, и они ломают рынок, роняя маржинальность. Если продукт нишевый и сложный, то при предпринимательской любви к нему это становится конкурентным преимуществом.
В целом мы не делаем концепцию только сквош-клуба или бадминтона — мы делаем концепцию клуба «ракетных» видов спорта. Но есть и «но»: теннис маломаржинален (низкая отдача с квадратного метра), а аудитория пинг-понга не готова много платить.
Большие OLED-экраны обеспечивают потрясающие визуальные ощущения. Здесь и переменная частота обновления 1–120 Гц, яркость до 2500 нит для внешнего дисплея и 1600 нит для внутреннего, а также поддержка HDR10+ и IMAX Enhanced. Таких цифр пугаться не надо — технологии защиты зрения передают картинку бережно, оба экрана также получили сертификаты по отсутствию мерцания благодаря рекордной для рынка смартфонов ШИМ-частоте 3840 Гц. Кроме того, технология «Динамическая яркость» снижает напряжение глаз при длительном использовании, а функция «Циркадный ночной экран» с приближением вечера постепенно меняет цветопередачу на теплые оттенки, улучшая выработку мелатонина перед сном.
Давайте поговорим про команду — как ты ее формировал? По каким принципам? Какова ее роль в общем успехе? Как распределяются роли внутри команды?
Отношения с командой — как с любимой женщиной. Сначала влюбленность: команду нужно любить, защищать, воодушевлять. Потом приходит отрезвление: ты понимаешь, что нужно делегирование, ответственность каждого. От тех, кто не тянет, увы, нужно избавляться — как и от токсичных сотрудников.
Поскольку мы B2C, то команда — самое важное звено. И меня все время болтало: то ли я слишком лирично отношусь к сотрудникам — люблю, вдохновляю, переживаю, то ли путаю доброту со слабостью. Я сильно переживал и не знал, как сказать людям, что они косячат и мы теряем доход. И после нескольких таких случаев убытков я понял, что вот эта вот любовь к делу, к месту, где мы находимся, невозможна без ответственности.
И это второй момент. Любовь трансформировалась: я должен всегда понимать, кто и за что несет ответственность, за натуральные показатели, финансовые показатели. У каждой ошибки в команде есть имя. И это не про санкции — у каждого есть право на ошибки. Это про ответственность за решения. Ее непросто сочетать с любовью.
Третий момент — фокус. В большом предприятии все кажется важным, но надо выделять приоритеты.
Батарея HONOR Magic V2 на 5000 мА·ч заслуживает особого внимания — в ее основе лежит не привычная литий-ионная технология, а более совершенная кремний-углеродная. Именно она позволила добиться минимальной толщины и максимального времени работы от одного заряда. А еще она лучше работает при минусовых температурах, что особенно актуально в России, и помогает продуктивно решать рабочие задачи в любое время и в любом месте.
Какие вы для себя выработали лайфхаки? Что вам упрощает жизнь?
Сейчас мой главный инструмент для работы — либо смартфон, либо компьютер. И складная модель HONOR Magic V2 в моем случае объединяет возможности обоих девайсов. Складные модели пережили «детские болезни», стали удобными в повседневном использовании и по размерам напоминают обычные смартфоны — вместо стопки из двух устройств, на которую они были похожи раньше. Это дает мне возможность быть еще более продуктивным, решать задачи на ходу и реже брать ноутбук — потому что, по сути, складной смартфон и есть мининоутбук. Внешний экран HONOR Magic V2 позволяет перекинуться сообщениями с партнерами, проверить календарь или быстро заказать такси. Большой внутренний — редактировать таблицы расписаний, работать с документами и выполнять сложные для смартфонов задачи.
Еще один плюс — формализация рутины через списки дел. Но это не просто списки, а расстановка дел на конкретные даты и время, чтобы понимать загрузку на ближайшие две-три недели. Глубина моего календаря по некоторым делам — два-три месяца. Это позволяет реально взглянуть на то, сколько мы можем работать. Еще очень важно отдыхать, как бы банально ни звучало.
Железо HONOR Magic V2 — на высшем уровне: тройная камера дает флагманское качество съемки: ультраширокоугольная камера обладает матрицей на 50 Мп, а основной сенсор на 50 Мп и телефотокамера на 20 Мп с зумом 2,5× могут похвастаться еще и оптической стабилизацией. Процессор Qualcomm Snapdragon 8 Gen 2 в смартфоне — среди самых передовых на сегодня, а конфигурации памяти 16 + 512 Гб хватит с запасом на несколько лет.
Реклама, ООО «ЭЛКО РУС», erid: 4CQwVszH9pWwK5MdKHp