Стиль
Герои Как оставить чаевые. Гендиректор «Плавно» — о культуре благодарности
Стиль
Герои Как оставить чаевые. Гендиректор «Плавно» — о культуре благодарности
Герои

Как оставить чаевые. Гендиректор «Плавно» — о культуре благодарности

Фото: пресс-служба
Откуда пошла традиция оставлять чаевые и как она распространилась по миру? Какие способы отблагодарить того или иного сотрудника существуют сегодня? Рассказывает Артур Гаврилов, генеральный директор и основатель платформы «Плавно»

Артур Гаврилов, генеральный директор и основатель платформы «Плавно», начинал в 2019 году с создания «Группы компаний Реда» (Reda Group), которая занималась поставкой продуктов питания и напитков в сегментах HoReCa и FoodTech. Среди клиентов были ресторанная сеть «Урюк», итальянский ресторан Palazzo Ducale, «Джакузня», сеть отелей DoubleTree by Hilton. В 2021 году Гаврилов совместно с партнерами запустил проект «Премьер Типс» — сервис для поощрения работников сферы обслуживания и автоматизации бизнес-процессов, а два года спустя на технологической базе сервиса была запущена современная платформа, представляющая собой «экосистему благодарности». Платформа создана, чтобы помогать развивать культуру благодарности и дарить атмосферу заботы.

Как развивалась культура чаевых

Каждый из нас хотя бы раз оставлял чаевые. Неважно — официанту в кафе, мастеру в парикмахерской или специалисту в автосервисе. Так принято не только проявлять благодарность, но и стимулировать работников сферы услуг качественно выполнять свои обязанности.

Историки считают, что первые упоминания прототипа современных чаевых существовали еще в Древнем Риме, где патриции иногда поощряли слуг, выделяя им небольшую денежную сумму. Официальной же родиной чаевых стала Англия, где в XVI веке начала складываться собственная чайная культура. Этикет требовал предложить гостю чай, а также сервис — знатные особы не должны обслуживать себя самостоятельно. Вскоре традиция распространилась на все европейские страны, а позже и в Америке.

В России чаевые появились в XVIII веке под влиянием европейской моды и вскоре распространились повсеместно. Часто работники сервисных служб (как бы мы назвали их сегодня) вообще не получали жалованья, а жили только за счет чаевых. В Советском Союзе практику чаевых официально осудили как буржуазный пережиток. На деле же она процветала, причем не только в кафе или ресторанах. Было принято «отблагодарить» врача или медсестру, электрика или сантехника из ЖЭКа, в противном случае пришлось бы дольше ждать необходимой помощи или ремонта прорвавшейся трубы.

С приходом в страну рыночных отношений ситуация естественным образом нормализовалась. Появились платные медицинские учреждения, ремонтно-сервисные службы, стоимость услуг которых известна заранее и прописана в сумме договора. Основная задача — найти заведение, подходящее по условиям и цене.

Почему бывает неловко оставить на чай

Оставлять или не оставлять чаевые — это не только вопрос этикета, но и психологии. Культура благодарности как норма жизни в России только начинает формироваться. И часто люди считают, что дать на чай — это унизить обслуживающий персонал или подчеркнуть свое превосходство. Некоторые боятся дать слишком мало или слишком много и вызвать негативную реакцию.

Наконец, многие испытывают затруднения при выборе суммы вознаграждения или способа его передачи. Наверняка вы сталкивались с тем, что счет в кафе или ресторане приносят в специальной книжечке с отделением для наличных. Но сейчас, в цифровую эпоху, нередко налички просто может не быть.

Аналогичная ситуация на заправке: вроде и неплохо бы отблагодарить сотрудника с пистолетом, но как? Все время носить в кармане сотню-другую? Неудобно. К тому же забыть проще, чем вспомнить.

Фото: пресс-служба

Как научиться благодарить

Снять эти и другие противоречия помогают различные сервисы для чаевых. Они облегчают жизнь тем, кто уже забыл про наличные, и подсказывают, сколько можно оставить на чай. Однако чаевые — это лишь одна из форм благодарности, и распространяется она исключительно на сферу обслуживания.

Что, если мы хотим еще оставить отзыв, задонатить стримеру или блогеру, отправить пожертвование в благотворительный фонд? Реализовать интуитивное, быстрое, многофункциональное и понятное для всех приложение, в котором можно оставить благодарность в разных ее проявлениях — от денежной до вербальной, — было одной из главных задач команды «Плавно». Основной же ориентир разработчики решили направить на конечного получателя благодарности. Платформа оказалась удобной для работников разных сфер, но что самое важное — у них теперь есть возможность получать благодарность без комиссии.

Через приложение мы предлагаем бизнесу, сотрудникам и клиентам посмотреть на чаевые как на благодарность за оказанные услуги — от обслуживания в ресторане до контента в социальных сетях. Механика проста: на видных местах в кафе, ресторанах, на автозаправках размещаются QR-коды. Достаточно просто навести камеру телефона на QR-код и ввести нужную сумму, чтобы сотрудник, который обслуживал вас, получил оповещение о поступлении благодарности на свое мобильное устройство. Позже он сможет вывести средства на банковскую карту, причем важно, что без комиссии.

Современное IT-решение существенно расширяет традиционный спектр возможностей. Можно отблагодарить мастера в салоне красоты, тренера в спортзале, сотрудника клининговой службы. Причем обратная связь предусмотрена не только в классической форме чаевых (здесь — безналичных). За положительный отзыв о заведении можно, к примеру, получить скидку на следующее посещение.

В чем главные плюсы «Плавно»

Сотрудничество с «Плавно» получается взаимовыгодным. Клиенты избавляются от чувства неловкости, необходимости постоянно носить при себе наличные. Специалисты сервисных служб могут чаще и проще получать благодарность за качественную работу. Для бизнеса это еще и эффективный инструмент, позволяющий оценивать работу персонала и получать обратную связь от клиентов. «Плавно» можно интегрировать с финансовыми системами, что упростит учет и распределение средств.

Сегодня возможностями платформы воспользовались уже свыше 3 тыс. заведений из разных сфер: рестораны, салоны красоты, отели, АЗС, медицинские центры и другие. Их сотрудники получили благодарности более чем от 200 тыс. человек.