Стиль
Герои Гендиректор SEA Company — о том, зачем инвесторам консультанты по отелям
Стиль
Герои Гендиректор SEA Company — о том, зачем инвесторам консультанты по отелям
Герои

Гендиректор SEA Company — о том, зачем инвесторам консультанты по отелям

Фото: пресс-служба
Андрей Шемякин, генеральный директор консалтинговой компании SEA Company, рассказал о важных изменениях в гостиничном бизнесе и об ошибках, которые допускают инвесторы, начинающие свой путь в индустрии гостеприимства

Андрей Шемякин — консультант из старой гвардии сотрудников международных гостиничных сетей и известных частных инвесторов. В гостиничном бизнесе с 2004 года, семь лет проработал в Radisson Hotels, участвовал в запуске легендарного Radisson Collection (историческое название «Гостиница «Украина», Москва) и флотилии Radisson Cruise. За свою карьеру был директором по продажам и руководителем представительства в Москве финской цепочки Sokos Hotels, а также директором по маркетингу, PR и рекламе отеля «Метрополь» в момент его возрождения. С 2013 года возглавляет PR и консалтинговую компанию SEA Company, где курирует практику гостиничного бизнеса и продуктов класса люкс.

Бизнес-ландшафт в России продолжает меняться. Переименованные компании борются за продвижение своего нового имени, а новые — за долю в бизнес-миксе. В гостиничном девелопменте настала золотая пора: государство обнулило НДС для гостиниц, корпорация «Туризм.рф» активно субсидирует строительство новых курортов и отелей, банки предоставляют льготные условия кредитования.

Может сложиться впечатление, что гостиничный бизнес сегодня стал востребованным среди инвесторов. Так ли это?

Востребованным — это слишком громко сказано. Скорее в него стали больше «играть». Чаще всего отель для российского инвестора — хобби, увлечение, то есть второстепенный, а не главный бизнес. Гостиничный бизнес сегодня не входит в топ-5 по привлекательности инвестиций. Есть множество других понятных направлений для вложений с быстрым выходом на окупаемость. В гостиничный бизнес вкладывают инвесторы, которые могут себе позволить отдать деньги на 15–20 лет. Однако о многих подводных камнях они узнают только после запуска проекта.

О каких подводных камнях вы говорите?

После того как проходит эйфория от принятого решения строить отель или курорт, наступает реальность. А она такова, что уже на этапе проектирования появляются трудности. Многие опытные бюро ушли из России, некоторые стараются продолжать деятельность, но руководят проектом из-за рубежа, что для большинства наших инвесторов неприемлемо. И это только начало.

Если вопрос с проектированием решен, то дальше с архитектурными бюро уже проще. Со строительными компаниями тоже нормально. Новая неожиданность ждет инвестора, когда он поймет, что его построенный проект не соответствует сегментации, спросу рынка, требованиям к качеству, логистике. Сюда можно добавить отсутствие профессиональных сотрудников, неправильный финансовый прогноз — и так до бесконечности. С этим сталкиваются больше половины инвесторов.

А как инвесторам и собственникам минимизировать риски таких дорогостоящих последствий?

Существует международная практика привлечения отраслевого консультанта с момента идеи построить отель. Она особенно востребована у сетевых международных брендов. Казалось бы, у них стандартизировано все, от цвета ручки до количества яиц в омлет к завтраку. Они знают, насколько высока стоимость ошибки, и хотят минимизировать риск. Российские сети предпочитают иметь все «в штате». А вот индивидуальные отели, которые хотят построить нечто нестандартное, но при этом финансово эффективное, приглашают консультантов. К сожалению, не всегда вовремя.

Когда лучшее всего пригласить консультанта?

Как только вы решили, что хотите строить отель. Консультант будет сопровождать проект до момента его открытия, а в некоторых случаях и после. Как инвестор может оценить бизнес-план на предмет адекватности прогнозов по доходности, сегментов, если он не знает операционные процессы отеля и не в курсе, как считается каждый показатель, который в этом бизнес-плане отражен? Или как понять, все ли предусмотрели проектировщики — как горничные будут возить сервисные тележки, разведены ли потоки корпоративных и индивидуальных гостей, оптимально ли соблюдена эргономика и достаточна ли площадь зала для мероприятий, чтобы соответствовать прогнозной сегментации из бизнес-плана? Без наработанной практики в гостиничном бизнесе оценить эти моменты просто невозможно. Именно поэтому консультант нужен на этапе самой идеи.

В гостиничный бизнес вкладывают инвесторы, которые могут себе позволить отдать деньги на 15–20 лет.

А участие консультанта гарантирует, что курорт будет построен идеально и без ошибок?

Конечно, нет. Но процент риска сократится в разы, я бы сказал, до 80% ошибок сразу будут исключены, а это может стоить инвестору до 1 млрд руб. Хотели бы вы снять с себя такой риск? Думаю, ответ очевиден.

Отель «НеГород» Воронеж, клиент SEA Company

Отель «НеГород» Воронеж, клиент SEA Company

Как инвесторам выбирать консультанта, на что смотреть?

Во-первых, консультант должен обладать опытом работы в гостиничном бизнесе. Желательно и в операционной части, и в коммерческой. Это важно, поскольку многие детали функционирования отелей не описаны ни в одной книжке или статье.

Во-вторых, надо понять, насколько человек ориентируется в повестке. Допустим, он работал в отелях десять лет назад, а потом ушел в другой блок, не связанный с отелями. Я бы в этом случае задумался, как глубоко он понимает рынок и текущую ситуацию «на земле». Даже за пять лет все может поменяться.

Ну и в-третьих, я бы просто пообщался с человеком, обсудил бы свой проект, послушал идеи и понял, кто в вашей беседе ведущий, а кто ведомый. Хороший консультант должен предлагать конкретные решения, а не варианты решений на ваш выбор.

А если отель уже построен, но не работает как надо, консультант может помочь?

Может, но только если он действующий практик. Мы ежедневно помогаем большому количеству отелей со всей России, начиная от маленьких задач, например как сделать тарифную сетку или настроить продажи в онлайн-каналах, до крупных: изменение сегментации, реновация.

Собственник должен ответить себе на три простых вопроса: 

  1. Что не устраивает?
  2. Что хочется видеть в результате?
  3. Зачем?

Поверьте, ответы, да еще и в письменном виде, изменят решение до 50% желающих. Попробуйте сами и поймете.

Курорт Grand Chalet Altay, клиент SEA Company

Курорт Grand Chalet Altay, клиент SEA Company

Вы верите в развитие российского гостиничного бизнеса и во внутренний туризм?

Они не нуждаются в моей вере, а уже доказывают все цифрами. На мой взгляд, это последняя свободная ниша для крупного развития в нашей стране, ведь Россия богата местами, видами отдыха, а самое главное — людьми. И это в совокупности с весомой государственной поддержкой сегодня дает мне возможность смело ответить: да, мы на правильном пути и результаты уже ощутимы.