Стиль
Герои Художник — о том, зачем и как создавать корпоративные коллекции искусства
Стиль
Герои Художник — о том, зачем и как создавать корпоративные коллекции искусства
Герои

Художник — о том, зачем и как создавать корпоративные коллекции искусства

Фото: пресс-служба
Художник Дмитрий Сухов считает, что количество произведений в собрании не определяет его качества, а главное достоинство коллекции — ее цельность. Его советы пригодятся тем предпринимателям, которые подумывают о создании коллекции искусства

Дмитрий Сухов — российский художник, последователь Джексона Поллока, Сая Твомбли, Джона Митчелла и Василия Кандинского. Выставлялся в Новой Третьяковке, Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, в галереях Великобритании, Турции и ОАЭ. Работы Сухова входят в собрания Radisson Collection Hotel (бывшая гостиница «Украина») и отеля Caesars Palace Dubai на острове Bluewaters. В 2023 году Дмитрий Сухов стал участником параллельной программы Венецианской архитектурной биеннале. Художник поделился с «РБК Стиль» своими мыслями о главных принципах и перспективах корпоративного коллекционирования.

Фото: пресс-служба

Кто собирает

Сегодня собственные собрания произведений искусства составляют разные корпорации: банки и страховые компании, автопроизводители и модные дома. Например, Миучча Прада, успешный модный дизайнер и столь же выдающийся предприниматель, известна не только своими визионерскими линиями одежды, но и проектами в области поддержки современного искусства. Это и «псевдобутик» Prada в Техасе от художников Элмгрина и Драгсета (2005), и Fondazione Prada в Милане (2015), и Prada Rong Zhai в Шанхае (2017). Миучча и ее супруг, CEO дома Prada Патрицио Бертелли, собрали множество работ художников XX и XXI веков.

Зачем компаниям коллекции искусства

Предполагается, что серьезные инвестиции (немалые деньги и время), вложенные в составление корпоративных собраний, окупаются. Меценатство и коллекционирование — это еще и имиджевая деятельность, зарекомендовавшая себя исторически: покровители искусства существовали еще в эпоху Античности. Собрание скульптур, книг, редкостей придавало своему обладателю авторитет и делало его влиятельнее в кругу знакомых и деловых партнеров.

Правильно выбранные картины и другие арт-объекты со временем только росли в цене. Коллекционирование — как личное, так и корпоративное — стало выгодным вложением капитала. Как рассказывает основатель Altman’s Gallery Егор Альтман, одна из самых известных корпоративных историй — это собрание Британских железных дорог, которое было продано с серьезной капитализацией — более значительной, чем при использовании других традиционных финансовых инструментов.

У любой корпоративной коллекции есть культурная, социальная и инвестиционная подоплека. Собрание современного искусства демонстрирует потенциальным партнерам желание и возможность компании следовать актуальным трендам и инвестировать. Всегда есть шанс, что со временем коллекция скульптур, картин и других арт-объектов существенно вырастет в цене. Кроме того, все проекты корпорации, связанные с ее арт-собранием, — выставки в других странах, благотворительные мероприятия в музеях, новые приобретения — превращаются в новостной повод или элегантный маркетинговый и PR-ход.

Фото: пресс-служба

С чего начать

Как утверждает искусствовед Вера Гусейнова, собирательская стратегия как частного лица, так и компании должна заключаться в поиске собственной ниши коллекционирования. Тактика при этом будет направлена на приобретение новых, неизвестных или малоизвестных произведений выбранного направления. Так, автопроизводитель Daimler AG с 2013 года собирает работы современных китайских художников (весьма перспективное с инвестиционной точки зрения направление).

Как вариант, произведения, которые составляют корпоративную коллекцию, могут быть объединены некоей общей темой, символом, идеей, связанной с компанией. Ritter Sport, производитель шоколада, обыгрывает квадратную форму своего продукта не только в архитектуре здания, где экспонируется его корпоративная коллекция, но и в подборе работ для нее. А это более тысячи произведений современной живописи, скульптуры и графики.

Таким образом, если ваша компания приняла решение инвестировать в собственное собрание, следует уже «на входе» определиться с самым важным: какое именно искусство (жанр, период, школа, тематика произведений, конкретные художники и прочее) вы будете собирать.

Как организовать работу по формированию коллекции

То, как будет выглядеть корпоративная коллекция, ее представительность, цельность и в конечном итоге инвестиционная ценность будут зависеть от того, какие ресурсы вложила компания в составление своего собрания и его развитие. Совершенно очевидно, что это отдельная самостоятельная работа для специально приглашенных внешних экспертов или даже отдела, созданного в корпорации. Только сотрудники, обладающие соответствующим опытом, экспертностью и связями, могут полностью посвятить себя формированию коллекции и ее развитию.

Так поступают западные компании-коллекционеры. Одна из ведущих страховых и финансовых компаний мира AXA создала особую дочернюю структуру AXA ART — специально для корпоративного коллекционирования. Эксперты AXA ART выбирают кандидатов на приобретение: от классика современного искусства, живописца, графика и перформансиста Яна Фабра до одной из самых успешных художниц мира Фионы Рэй.

Фото: пресс-служба

Если ваша компания решила собрать корпоративную коллекцию, вам нужно ответить себе на несколько вопросов

  • Зачем вашей корпорации художественное собрание?
  • Каков будет принцип его формирования?
  • Есть ли возможность привлечь сторонних экспертов или пригласить на работу сотрудников с соответствующим уровнем экспертности для формирования коллекции?
  • Хотите ли вы рискнуть и вложиться в малоизвестных художников?
  • Какова социальная роль вашей коллекции, как она влияет на имидж компании в кругу клиентов и партнеров?

Ответив на все эти вопросы, вы имеете все шансы создать удачное собрание.

Еще раз подчеркну: количество произведений в собрании не определяет его качества. Главное достоинство корпоративной коллекции — ее цельность.

Я согласен с Егором Альтманом, который часто подчеркивает, что в компании должны быть кураторы, эксперты, занимающиеся формированием ее художественного собрания. Например, когда банк «Империал», Инкомбанк, АвтоВАЗбанк и Мосбизнесбанк объединили свои коллекции, на роль куратора был приглашен историк-искусствовед Дмитрий Сарабьянов.

Что собирать

Роль экспертов важна потому, что именно они всегда знают, какие художники, периоды и направления сейчас в тренде у коллекционеров, какие произведения со временем могут значительно подорожать. Так, изначально российские компании, формируя коллекции, ориентировались на произведения отечественных авторов, ведь цены на западное искусство тогда были достаточно высоки. Основа их корпоративных собраний — «мирискусники» (Серебрякова, Коровин, Кончаловский и другие), а также шестидесятники, в частности основатель направления московского концептуализма Илья Кабаков. Он еще при жизни стал классиком, а теперь есть все основания полагать, что стоимость его работ только продолжит расти в цене.

В собрании Radisson Collection Hotel более 1250 картин. Главным образом это российские и советские художники: Аристарх Лентулов, Александр Дейнека, Дмитрий Налбандян, Николай Ромадин и многие другие. Мои работы представляют в этой коллекции современное абстрактное искусство.

В России его коллекционируют не так активно, как на Западе, где корпоративные собрания зачастую состоят из произведений contemporary art (работы периода с 1950-х годов по настоящее время). В это направление входят абстрактный экспрессионизм, поп-арт, нонконформизм и другие. В силу своей «новизны» такое искусство не имеет четкого эстимейта. Человеку извне сложно уже сейчас определить, какие авторы и произведения представляют инвестиционную привлекательность. Поэтому на помощь приходят эксперты-искусствоведы.

Фото: пресс-служба

Нужно ли покупать работы молодых начинающих художников

Хорошо, если эксперт будет хорошо разбираться в современном искусстве, которое еще не стало мейнстримом, отслеживать появление и прогресс молодых художников. Среди них уже наверняка есть те, кто станет известен в ближайшем будущем. Важно не пропустить таких мастеров и уже сейчас оказать им меценатскую поддержку, приобрести картины. Возможно, скоро их стоимость значительно увеличится — как это произошло, например, с неофициальным советским искусством 1960–70-х.

В свое время работы Владимира Немухина, Оскара Рабина, Михаила Шемякина, Лидии Мастерковой и других представителей полузапрещенного в СССР так называемого неофициального искусства 1960–70-х годов покупали их друзья и знакомые их друзей (в том числе иностранцы). Впоследствии составленные таким образом коллекции Владимира Тарасова, Александра Кроника, Жан-Жака Герона сейчас представляют большую ценность потому, что их владельцы чувствовали веяния арт-рынка и проявили прозорливость.

Сейчас российские корпорации следуют этому тренду и вкладываются в отечественное искусство. Так, Газпромбанк с 2012 года формирует коллекцию произведений современных российских художников. В собрании — работы Семена Файбисовича, Ирины Кориной, Владимира Дубосарского, Павла Пепперштейна и других художников постперестроечных времен, созданные с начала 1990-х годов по сегодняшний день.

Есть и еще один важный момент в формировании коллекции — эмоциональный. Это налаживание и поддержание связей с партнерами и клиентами корпорации, создание особого настроения. Так, мои работы находятся в коллекции Biography Med Project. Эта компания выбрала и приобрела картины, которые соответствуют ее философии и помогают создать в клинике особую атмосферу. Выставки корпоративной коллекции, светские мероприятия, участие в благотворительных аукционах создают информационные поводы, влияют на имидж компании.