«Флакон», «Хлебозавод», «Суперметалл»: как делают креативные пространства
Дмитрий Маркин
«Смотрите, что покажу, — Дмитрий ведет в небольшое помещение ресторана «Киомей Изакая» на «Флаконе» и демонстрирует расположенные там диджейский пульт и разные музыкальные примочки. — Это фишка заведения, попытка переосмыслить привычный формат, точка притяжения аудитории».
Дмитрий работает в команде Алексея Капитанова, автора проектов «Корабль Брюсов», «Флакон» и «Хлебозавод». «Суперметалл» — это новый проект команды, который открылся в начале февраля 2022 года.
Как происходит развитие общественных пространств? Как ты вообще попал в «креативку»? Какие у тебя здесь задачи?
Понятие «креативные индустрии» довольно молодое. Термин «креативная экономика» впервые прозвучал в 1998-м в Министерстве культуры, СМИ и спорта Великобритании. С того момента «креативку» постепенно начали учитывать в ВВП в большинстве стран. В развитых она занимает 8–10%, у нас — около 2–4%, но куда более важно — мы наблюдаем стабильный рост.
Основных причин внимания к креативу, на мой взгляд, две. Во-первых, это молодая, но перспективная с точки зрения налогового объема сфера. Во-вторых, навыки креативного мышления/подхода максимально междисциплинарны и актуальны в большинстве сфер жизни и работы.
Я занимаюсь пиаром и развитием «Суперметалла» через коллаборации, коммуникации, спецпроекты и медиа. Также одна из важных составляющих моей работы — сохранение и улучшение дизайн-кода пространства.
Основная деятельность нашей команды — ревитализация объектов недвижимости и продажа коммерческой недвижимости. Мы находим интересные территории и объекты, приобретаем их в собственность, разрабатываем концепции — и затем долгий процесс реконструкции. После чего в Москве появляются новые значимые точки притяжения, такие как «Хлебозавод» и «Флакон», которые стали главными аттракторами в районе станции метро «Дмитровская», и сейчас этот район очень динамично развивается и застраивается.
Мой путь к должности креативного директора нетривиален: у меня большой опыт работы в государственных корпорациях, а в креатив я попал в 2016 году — случайно устроился администратором в фотостудию, параллельно совмещая с основной работой. И несмотря на то что это был очень маленький проект (студия около 100 кв. м), мне очень понравилось работать в творческой среде.
Я начал собирать вокруг себя творческих людей, старался всегда прийти на помощь, поддержать, и часть из них всегда с благодарностью возвращались. Я продолжал развиваться в сфере фотостудий и в итоге сделал с партнерами один из самых крутых съемочных комплексов — Mayak Studio на «Дмитровской». На сегодня это одна из самых технически оснащенных студий.
Интересно, что индустрия фотостудий, начиная с ковида и заканчивая февралем прошлого года, начала испытывать сложности, но сейчас все относительно восстановилось — интерес проявляют уже отечественные компании и бренды.
После пандемии рынок вырос экспонентно, понятие сезонности просто исчезло — мы вкалывали нон-стоп весь год, думали: «Господи, когда это кончится».
Расцвело онлайн-образование, стало появляться большое количество курсов не по IT, а по творческим направлениям: музыка, дизайн, фотография, видеосъемка. И это здорово, потому что такие скиллы могут приносить дополнительный заработок, и в целом это созидательный процесс, для многих это инструмент самовыражения.
Евгений Тихонович, главный редактор «РБК Стиль»: «В этом году на российском рынке появился новый претендент на звание топового ноутбука — HONOR MagicBook 14 2023. Нейминг стабильно остается простым и лаконичным, меняется только год выпуска и, конечно, железо. Что весьма удобно — нет нужды как-то отдельно выяснять его. Впрочем, с каждой новой итерацией изменения в характеристиках и дизайне не заставляют себя ждать: мобильность, производительность и автономность новинки превосходят аналогичные показатели предшественников — все было улучшено, чтобы дать возможность еще более удобной и продуктивной работы в любое время и в любом месте».
***
Главная фишка устройства — фирменный экран HONOR FullView с диагональю 14,2 дюйма, который получил сертификаты TÜV Rheinland по снижению уровня синего света аппаратными средствами и по подавлению мерцания. Это критически важные новшества в современных дисплеях, позволяющие работать с ноутбуком много часов, не испытывая дискомфорта.
Полезная площадь дисплея увеличилась за счет еще более тонких рамок — она составляет целых 91,5% от общей поверхности экрана ноутбука. Пропорции картинки здесь — 3:2. По сравнению с классическим соотношением сторон 16:9 большая высота дисплея позволяет комфортнее работать с документами, текстами и контентом. Меньше приходится пользоваться скроллом, а значит, меньше отвлекаться и терять фокусировку.
Адаптивная частота обновления экрана у HONOR MagicBook 14 2023 выросла до 120 Гц, которые обеспечивают более плавную смену картинки и высокую скорость отклика на ваши действия.
Февраль 2022 года: все уезжают, бренды уходят, а это, по моим ощущениям, около половины рынка. Так длится три-четыре месяца, после чего в пустые ниши начинают заходить наши бренды: МТС, «Сбер», «Яндекс», «Тинькофф». На рынке идет балансировка заказов и исполнителей, что, в свою очередь, дает возможность молодым ребятам пробиться и заявить о себе. Также развивается и fashion-сфера — на мне, например, сейчас одежда российских дизайнеров.
Какая концепция у «Суперметалла»?
Если «Флакон» и «Хлебозавод» — это полноценные общественные пространства, то «Суперметалл» — концептуальный бизнес-парк. Задачей команды было создать привлекательную и комфортную деловую среду для людей из совершенно разных «вселенных»: обитателей бизнес-центров и креативных кластеров. Мы считаем, что это получилось благодаря нашему подходу к переосмыслению рабочего пространства и подбору резидентов: каждый арендатор органично вписывается в креативную среду.
В основе проекта лежит идея сохранения промышленного дизайна в своем первозданном виде, с использованием металла, бетона и стекла. При этом важно было создать максимально комфортное, дружелюбное и привлекательное пространство, поэтому мы уравновесили промышленное начало озеленением и волнообразными формами.
Мы уделяем большое внимание тем проектам, которые планируют стать нашими резидентами. Нам важно, как они и их продукт визуально встроятся в наш дизайн-код, — табачный магазин или шоурум мангалов мы вряд ли разместим. Но также мы смотрим на то, как они потенциально могут интегрироваться в уже созданную коммуникационную среду. Ведь живая среда, где все резиденты активно взаимодействуют друг с другом, — это одна из задач креативных кластеров.
В прошлом году «Суперметалл» стал одним из самых популярных спотов под ночные тусовки с электронной музыкой. Вместе с нашим резидентом, рестораном «Радио», и промогруппой «Радуга» в мае того года мы решили проверить гипотезу, что наш внутренний двор — подходящее место для таких событий. И это оказалось правдой.
Если про твою личную «диджитализацию» говорить — какие рабочие инструменты ты используешь?
У меня много рабочих задач, и все разного уровня сложности и длительности. Я перепробовал все популярные таск-трекеры — Trello, Evernote, самодельные таблички в Excel и тому подобное. Долго не мог понять, как лучше все организовать, чтобы было комфортно, потому что мне сложно регулярно и структурно вести задачи. Например, у меня 40 небольших задач, 20 масштабных, несколько крупных проектов, и все это переплетено между собой.
Но однажды я обратил внимание на то, что каждый раз, когда говорю по телефону, постоянно рисую абстракции ручкой на листке. Я понял, что мне нужно больше свободы. И когда мне показали Miro, я ощутил весь кайф отсутствия формализации задач: хочешь — картиночки, хочешь — стикеры, хочешь — канбан, таблички и т.д. Очень удобно и красиво.
А что предпочитаешь по железу?
Ну с телефоном понятно — мы все уже отчасти киборги, сами того не осознавая, потому что делегируем гаджету большое количество функций.
Из того, что критично лично для меня, — дополнительный монитор для ноутбука. Мощности современного лэптопа более чем достаточно, его удобно брать с собой.
А вот дома я подключаю ноут к стационарному игровому монитору, и получается оптимальная связка. И еще отмечу «умные» часы, так как увлекаюсь бегом и для меня важно писать трек, смотреть пульс, время дистанции и прочие показатели.
Сердце HONOR MagicBook 14 2023 — свежий процессор Intel® Core™ i5-13500H 13-го поколения, с 12 ядрами внутри, которые могут выдать в режиме Turbo частоту 4,7 ГГц. Но в ноутбуке мощность должна грамотно балансировать с автономностью, поэтому технология OS Turbo 2.0 оптимизирует потребление энергии и задает мощность устройства в соответствии с текущим сценарием использования.
Если же временно нужна пиковая мощность, например в играх, во время редактирования изображений или видео, то нажатие клавиш Fn + P переключает между «Производительным режимом» и «Сбалансированным режимом». Последний эффективно использует ресурс аккумулятора и снижает уровень шума, если вам предстоит более долгая и менее ресурсоемкая работа с устройством.
Экосистемные взаимодействия делают HONOR MagicBook 14 2023 действительно универсальным устройством. Это HONOR Connect, HONOR Share и режим «Мультиэкран» — все они расширяют функциональность устройств HONOR для еще более эффективного использования.
***
Евгений Тихонович, главный редактор «РБК Стиль»: «Я весьма оценил функциональность HONOR Share — это позволяет мгновенно передавать файлы между ноутбуком и смартфоном HONOR. Это суперудобно, происходит буквально в одно касание, по NFC. И что важно — никак не влияет на фоновые задачи, все происходит практически интуитивно. А «Мультиэкран» — вообще гениальное изобретение: он позволяет запускать до трех окон приложений со смартфона на экране ноутбука, чтобы выполнять все нужные действия на одном устройстве».Как строится твой типичный рабочий день?
Когда нет обычной офисной рутины, то рабочее и личное часто сливается во что-то единое, что сложно разделять. Например, я могу листать сториз, наткнуться внезапно на какой-то классный проект и написать: «О, прикольно, чуваки! Привет, давайте знакомиться!»
Поэтому тут не то что бы надо заставлять себя работать, а скорее проблема в том, чтобы научиться отключаться и отдыхать. Думаю, это есть у многих жителей мегаполисов. Выгорание и всякое такое.
Я очень рад тому, что свою работу не воспринимаю как тяжкий труд, а, наоборот, мне это в кайф. Да, бывают сложные дни и недели, большой объем задач, иногда что-то не получается, но в целом я получаю большое удовольствие от работы в команде «Суперметалла». А когда совсем сложно, просто вспоминаю фразу: «Препятствия, которые мы преодолеваем, указывают нам путь». И круто, что за семь лет в креативной индустрии не было ни одного дня, чтобы я не хотел идти на работу.
Но в какой-то момент я поймал синдром самозванца и задумался: а что я умею вообще? И потом пришел к тому, что основа моей деятельности стоит на том же фундаменте, что и креатив в целом: критическое мышление, коллаборации, коммуникации.
И вот этим я и занимаюсь, это моя сильная сторона. Я обожаю людей, знакомиться, общаться, наблюдать, узнавать, чем человек занимается, чем увлекается. При новом знакомстве у меня автоматически включается в голове картотека: что можно вместе сделать, с кем его можно познакомить.
Таким путем получилось очень много спецпроектов, например консорциум с Universal University МГТУ им. Баумана, где мы соединяем креатив и инженеров, или вот прямо сейчас мы делаем коллаборацию с фестивалем «Сигнал». Думаю, за последний год таких штук было точно больше 100.
Евгений Тихонович, главный редактор «РБК Стиль»: «Мне понравились легкость ноутбука, его тонкий корпус из авиационного алюминия в цвете «космический серый». При толщине 15,9 мм ноутбук весит чуть больше 1,5 кг. Вы не заметите его в рюкзаке даже при длительных прогулках по городу — я убедился в этом лично. Тактильные ощущения и эргономика — на высоте, начиная от приятно холодящего ладони материала корпуса и заканчивая клавиатурой с увеличенной на 18% площадью поверхностью клавиш».
Как заставить себя что-то делать, если совсем не хочется?
Думаю, тут неправильно давать советы, лучше поделюсь классным опытом. Ради интереса пошел на терапию. И хочу сказать, что это одно из самых важных решений в жизни. Удивительно было в 32 года понять, что в целом не очень хорошо себя знаешь. И в процессе такого исследования ты меняешься, понимаешь какие-то невероятные вещи, которые потом начинают казаться абсолютно очевидными. Одна из таких вещей: понимаешь, что по-настоящему важно. И в таком случае не возникает вопроса «как заставить?».
По правде говоря, большую часть времени в креативе я плыл по течению. Компиляция коммуникативных умений в моем случае и умение пользоваться этими случайно прилетающими контактами из окружающего хаоса привели к двояким результатам. С одной стороны, это помогло мне обзавестись большим количеством знакомств и оказаться в команде «Суперметалла», с другой — я тратил на это колоссальное количество энергии, сам того не замечая.
Сейчас хочется достигать каких-то масштабных и значимых результатов, поэтому хочется меняться и развиваться. Хочется прожить интересную и классную жизнь. Сидеть на одном месте — самая большая ошибка, которую только можно совершить.
И я бы выделил четыре важные вещи, которые держат меня, когда тяжело: записи в дневнике, бег, любопытство и — с недавнего времени — музыка. Эти вещи меня одновременно и наполняют, и расслабляют. И кончено же, люди, они классные, хоть иногда очень и очень сложные.
Что будет через три—пять лет с креативными индустриями?
За последние пять лет количество внимания к креативным индустриям со стороны государства и крупных компаний очень выросло. Если не ошибаюсь, в 2020 году прошла первая российская креативная неделя, и если сравнивать с прошлым годом, то очень заметен нарастающий интерес. В связи с этим и выросло внимание к формату креативных кластеров, ведь они — аттракторы для людей из креатива.
Совершенно точно количество кластеров будет расти, причем не только частных, но и государственных (например, реконструкция ВНИИМЕТМАШ, где будет крупнейший кинокластер России). Также виден большой интерес к такому формату недвижимости в регионах. Лично мне, например, очень нравится питерский «Севкабель», тульская «Октава», тверские «Рельсы».
Я обожаю исследовать новые города на предмет мест, где собирается молодая и креативная аудитория. Когда приезжаю, то нахожу какую-нибудь современную кафешку, узнаю, что в городе есть куда сходить. И начинаю свое новое маленькое расследование.
Редакция благодарит компанию «М.Видео» за возможность протестировать HONOR MagicBook 14 2023.
Фотограф: Станислав Мартынов, визажист: Алиса Елисеева, продюсер: Карина Насибулова
Реклама, ООО «ЭЛКО РУС». erid: 4CQwVszH9pUkpQRtHbi