Стиль
Герои Основатели фестиваля Sound Up — о новой академической музыке и интересе к ней
Стиль
Герои Основатели фестиваля Sound Up — о новой академической музыке и интересе к ней
Герои

Основатели фестиваля Sound Up — о новой академической музыке и интересе к ней

Евгения Лассарь и Вероника Белоусова
Евгения Лассарь и Вероника Белоусова
Мы поговорили с основателями фестиваля Sound Up Вероникой Белоусовой и Евгенией Лассарь о шуме времени и его контекстах, а также о том, как делать независимые культурные проекты не только интересными аудитории, но самостоятельными в своей окупаемости

В большом читальном зале Ленинской библиотеки 25 ноября прозвучит музыка Мередит Монк в исполнении камерного хора Intrada. Этим выступлением фестиваль Sound Up продолжает свое шествие по миру новой академической музыки. Каждое новое его событие воспринимается как территория скорее неизведанная. Помимо музыкальных премьер, которые готовят для Sound Up современные композиторы, за это отвечает следующий факт: из раза в раз концерты проходят в местах, миру академической музыки знакомых едва ли. Ими могут оказаться мануфактуры и депо, кинотеатры и библиотечные залы. О том, зачем каждый раз искать что-то новое вместо того, чтобы идти по пути понятному и привычному, рассказывают основатели Sound Up Вероника Белоусова и Евгения Лассарь.

За те годы, что существует фестиваль, поменялись ли, на ваш взгляд, окружившие его культурные ландшафты? В какую сторону произошли эти перемены?

Вероника Белоусова: За семь лет своего существования Sound Up довольно многое привнес в развитие российской музыкальной сцены. Мы привлекли к академической музыке внимание слушателей, которые до того редко появлялись в консерватории и филармонии, дали им понять, что эта музыка бывает очень разной, за ней необязательно идти в «храм» классической музыки и необязательно знать, где можно хлопать, а где нет. Мы показали, что эту музыку сочиняют наши современники, которые живут тем же, чем и мы сами, которых волнуют те же темы, и об этих темах они говорят в своих произведениях. Слушатели поняли, что быть участником написания музыкальной истории не менее, а, может быть, даже и более интересно, чем ее прочтение. А наши коллеги — другие проекты и фестивали — заметили, что визуальный аспект музыкального события может иметь значение. В результате стало появляться больше аудиовизуальных проектов, что не может не радовать.

Для фестиваля это работа вопреки, поход против течения? По-прежнему ли приходится объяснять аудитории, что такое новая академическая музыка, или каждый понимает это и формулирует для себя сам?

Вероника Белоусова: Мне кажется, что в ситуации катастрофической нехватки времени, информационного клаттера сегодняшнего дня пытаться объяснять аудитории важность новой музыки — невероятно сложная задача. Мы можем открыть слушателю новый музыкальный мир, попытаться влюбить в него и должны сделать так, чтобы предлагаемый нами опыт был настолько уникальным, что его захотелось бы повторить. Мы пошли путем предложения качественного, высококлассного, действительно особенного времяпровождения, светского события, которое представляет не только лучшее, что есть в современной музыке, но и тот аудиовизуальный опыт, который невозможно повторить и нельзя пропустить. Ну и, конечно, вместе с этим мы погружаем аудиторию в мир музыкантов: рассказываем о них и их произведениях. Хочется думать, что с нашей помощью музыка выходит из уже привычного в наши дни формата шума за заднем плане — background sound — и возвращается на заслуженное место уникального художественного высказывания.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

А где находится грань между творческим и менеджерским? Нужно ли ее искать и придерживаться?

Евгения Лассарь: Изначально концепция фестиваля в своей ДНК соединяет несколько равнозначных элементов: особенная кураторская программа, особенная локация, в основном идущая вразрез с представлениями о том, где принято слушать академическую музыку, и выразительная сценография, что тоже стало новым для традиционных академических концертов. Мы всегда ориентировались на свой круг: людей, которые много видят, бывают в разных частях мира, сами занимаются интересными вещами. Это те, кто способен воспринимать мир во всей его сложности и ищет этой многослойности. Потому мы не выбираем между творческим и менеджерским, мы делаем интеллектуальный, но при этом коммерческий проект, совмещаем культуру и маркетинг, красиво упаковываем безусловные вещи, чтобы сделать их актуальными, заставить звучать иначе, предлагая новые контексты. Мы ставим не на тех, кто ищет узнаваемое, а на тех, кто готов открывать новое, экспериментировать. Спасибо нашей аудитории — это тонко настроенные, любопытные люди.

Мы не выбираем между творческим и менеджерским, мы делаем интеллектуальный, но при этом коммерческий проект.

Нужно ли искать и находить новые подходы в маркетинге, в коммуникации с аудиторией?

Вероника Белоусова: Всегда. И особенно сейчас, когда привычный инструментарий вроде рекламы в запрещенных соцсетях не работает. Мы делаем большую ставку на общение со своей аудиторией посредством имейл-маркетинга. Растим наш телеграм-канал, который позволяет держать связь со слушателями и погружать их в мир нашей любимой музыки. Даже без рекламного инструментария прекрасно работает Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Наши подкасты на музыкальные и околомузыкальные темы тоже стали своеобразным «промотулом». В этом году мы сделали успешные коллаборации с театром «Практика», «Мастерской Брусникина», ярмаркой современного искусства Cosmoscow — они вдохновили нас на сотворчество и с другими арт-институциями. Важное место в промокампании всегда занимают медиа. С февраля медиаландшафт сильно изменился, но мы верим в силу голоса тех, кто остался, и, конечно же, активно работаем с ними.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Как вы понимаете, какой концерт должен быть следующим? Это стечение обстоятельств, планирование на годы вперед, все вместе?

Евгения Лассарь: Мы постоянно ведем исследовательскую работу: слушаем, читаем, путешествуем, и к моменту планирования сезона (три-четыре месяца) у нас всегда есть пул идей. Коррективы вносят внешние факторы, но идей так много, что мы иногда от собственной жадности не успеваем отпраздновать, прожить сделанное.

Сегодня количество исполнителей в сфере как академической, так и популярной музыки сильно возросло. Можно ли то же самое сказать и о композиторах?

Вероника Белоусова: Мы живем в новой музыкальной реальности, в которой ежедневно в стриминговые сервисы выкладывается 60 тыс. новых треков. Теперь, чтобы выпустить трек, не нужно ни музыкального образования, ни контракта с лейблом, который долгое время был единственным входом в мир музыки. Ты можешь записать что-то на айфон и загрузить в стриминг за €30, поставить релиз на рекламу в соцсетях и представить его слушателям без участия третьих лиц. С одной стороны, это прекрасно — у музыкантов нет больше подобной зависимости от больших парней из индустрии. Но, с другой, этот массив звуков превращается в «шум», в котором очень сложно разобраться слушателю.

То же касается и композиторов. Их много, но, как и раньше, действительно стоящих композиторов, которые нашли свой ни на что не похожий почерк, намного меньше. И их в ситуации неконтролируемого музыкального «шума» лучше все так же искать с помощью уважаемых кураторов — лейблов, радиостанций, музыкальных журналистов, фестивалей и так далее.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Все мы знаем, что во время подготовки любого события, особенно культурного, все может пойти не по плану. Случалось ли такое «не по плану» с фестивалем?

Евгения Лассарь: Так как вводные для каждого события нашей концертной серии не повторяются, то не по плану идет все с самого начала. Мы существуем в режиме готовности решать чрезвычайные ситуации постоянно, для нас это и есть вариант нормы. Вот пример: на монтаж самых сложных событий у нас обычно бывает шесть—восемь часов, редко когда больше, на репетицию для коллективов любого масштаба непосредственно на площадке — два-три часа. Это крайне мало, но, для того чтобы оказаться в действующем депо или главном читальном зале страны, мы научились делать чудеса.

Зачем фестивалю все новые и новые площадки? Нет ли опасения, что однажды они закончатся?

Евгения Лассарь: Мы всегда этого боимся, но оказалось, что город — живой организм: какие-то места оказываются заброшенными, многое оживает, локейшн-скаутинг очень увлекателен. Мы видим, как живет мегаполис изнутри, у нас появилось свое измерение жизни города, и это разделяют с нами зрители. Сайт-специфик-события — это всегда возможность увидеть то, что скрыто.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Можно ли рассматривать успех Sound Up как кейс? Как вы сами на это смотрите?

Вероника Белоусова: Сейчас без скромности можно сказать, что мы стали флагманом сегмента инструментальной и академической музыки в России. И когда мы работаем над выходом на новые рынки (Германия, Великобритания, США, ОАЭ), то убеждаемся, что концепт, созданный и реализованный нами, до сих пор не имеет аналогов. И что важно: он на 100% работает и для слушателей, и для музыкантов. Мы создали уникальную платформу для встречи лучших музыкантов современности и слушателей, открытых к новому.

Как вам кажется, чего сейчас ищут люди, приходящие на концерты? Они бегут от реальности, хотят хотя бы несколько часов провести без телефонов и бесконечной спешки, обогатить себя знаниями?

Евгения Лассарь: Если говорить о контексте сегодняшнего дня, то это возможность сохранить себя на фоне всеобщей варваризации и падения в пропасть. Можно падать с криком и зажмурившись, а можно расставить руки, широко открыть глаза и представить, что летишь. Итог будет один, но вдруг получится выжить? Тогда мы будем вспоминать этот полет и то, как — несмотря ни на что — видели красоту других людей. И тогда мы сможем идти дальше.