Стиль
Герои Основательница Tonka — об ароматах, парфюмерах, пандемии и Килиманджаро
Стиль
Герои Основательница Tonka — об ароматах, парфюмерах, пандемии и Килиманджаро
Герои

Основательница Tonka — об ароматах, парфюмерах, пандемии и Килиманджаро

Фото: пресс-служба
Мира Бруман, основательница бренда селективной интерьерной парфюмерии Tonka Perfumes Moscow, рассказала «РБК Стиль» о проблемах российских парфюмеров, сложностях во время пандемии и новых продуктах

Свечи и ароматы для дома Tonka Perfumes Moscow появились в 2017 году и сразу привлекли к себе внимание: имена знаменитых парфюмеров, создававших ароматы, говорили о французском происхождении бренда, но на самом деле марка оказалась российской. За ней стоит Мира Бруман. Она родилась в Курчатове, а детство провела в Баку, восточный колорит которого произвел на нее сильное впечатление и, например, отразился в аромате Bazar. До того как создать свой бренд, она была спортсменкой (занималась фехтованием и дзюдо), специалистом по менеджменту и коммуникации в индустрии моды (Fashion Consulting Group) и брендингу (Британская школа дизайна), работала директором по развитию компании «Космос Золото», была совладельцем ресторанной сети быстрого питания Wetzel’s Pretzels. В 2017-м Мира Бруман начала заниматься селективной парфюмерией и прошла обучение в Институте парфюмерии в Грасе.

Вы помните, когда впервые осознали, что аромат может стать вашим бизнесом?

В тот момент, когда для меня стало важным оставить что-то после себя и быть полезной этому миру. Мой друг и сооснователь проекта Tonka Perfumes занимался парфюмерным проектом в крупной международной компании. Изначально мы планировали сделать его вдвоем, но наши пути разошлись. Стартап — это всегда про испытания, у нас их было много.

У вас сильное обоняние? Оно вам мешает или помогает в жизни? Вы работаете над ароматами вместе с парфюмерами?

Я могу назвать себя продуктологом, специалистом в области брендинга и маркетинга, но в области ароматов я иногда чувствовала некий провал в знаниях. Выходя на рынок, я опиралась больше на потребителя, а не на свой вкус, разделив линию на ароматы, которые могли подойти многим. Это фруктовые, древесные, ванильные, свежие, ягодные ароматы. В бизнесе важно закрывать потребность, а не «творить» для себя.

Мы начали работать с мировыми звездами исключительно по причине того, что в России невозможно было найти специалистов. Да простят меня мои коллеги, но для того, чтобы стать парфюмером, «носом», необходимо пройти очень большой путь. Окончить курсы недостаточно.

Огромная проблема наших специалистов — отсутствие ингредиентов. Создавая аромат, вы должны думать не только о том, каким он должен быть, вы еще должны отдавать себе отчет, сколько будет стоить литр созданной композиции. Цена ингредиентов может доходить до €50 тыс. за 1 кг — немногие могут позволить себе такие траты ради эксперимента.

Для меня обучение в Grasse Institute of Perfumery — это возможность разбираться в ингредиентах и их стоимости, написании правильного технического задания для парфюмера. Ну и как бонус — возможность создания несложных ароматов для Tonka Perfumes.

Tonka — это молодой бренд, который очень быстро развивается. Что сейчас входит в ассортимент компании?

На сегодняшний день у нас есть свечи в трех объемах, диффузоры, парфюмы для дома, антисептики. Все дублируется в девяти ароматах.

Фото: пресс-служба

Сложно уговорить именитого парфюмера поработать на молодой российский бренд? Что обычно становится решающим аргументом?

Это бизнес, потому уговаривать никого не приходится. Все парфюмеры работают через агентства, которые представляют их интересы. Работа в этой области — вопрос договоренностей и, конечно, связей, прийти со стороны очень тяжело, но возможно. В наших планах поработать с молодыми, но талантливыми парфюмерами, для них российский рынок — это всегда интересно.

В чем кардинальное различие в производстве аромата для интерьера от обычного парфюма?

Я выбрала ароматизацию пространств неслучайно, мне было важно занять и развивать нишу, которая на тот момент в России находилась в зародыше. В 2017 году ароматизированные свечи были не самым популярным продуктом. Сейчас, особенно во время пандемии и локдауна, парфюмерия для дома вошла в тренд.

Если говорить о производстве, то смысл один и тот же, разница в проценте отдушки. Но мы отличаемся от всех других марок, производящих парфюмерию для дома, тем, что не жалеем парфюмированной отдушки. Для меня было важно, чтобы аромат был стойкий и глубокий. С точки зрения себестоимости это не всегда выгодно, но здесь уже вопрос того, что для вас важно — качество продукта и признание клиента или быстрый рост.

Как вы выдерживаете конкуренцию с другими брендами? В чем отличие Tonka Perfumes?

Наше основное отличие — возможность персонализации. Главным для Tonka Perfumes всегда было то, что наш продукт — это идеальный подарок. Свечей на рынке было много, но с инициалами или пожеланиями в виде гравировки на латунной табличке — ни одной. Я не люблю слово «конкуренция», я уважаю наших коллег, более того: я сама их клиент. Нам всем есть чему поучиться у друг друга.

Кто ваша целевая аудитория?

Долгое время это были крупные компании, которые заказывали подарки своим клиентам. Но это сезонный тренд, который ограничивает рост. Если говорить о ретейле, то мы только готовимся к глобальному выходу. Сейчас мы присутствуем в 25 городах России и в девяти странах. Если говорить о портрете основного потребителя, то 70% — это женщины в возрасте 30–45 лет. Мы задумываемся о вводе новых линий, которые позволят нам удовлетворить потребности и более молодой аудитории.

Какое направление для вашего бренда самое сложное: развитие собственного продукта, коллаборации или корпоративные заказы?

Как я уже отмечала, корпоративный рынок — сезонный, плюс пандемия очень сильно повлияла на активность компаний. Коллаборации — это самое сложное лично для меня. Это как татуировка на лице — раз и навсегда. Нужно хорошо подумать, готовы ли вы объединяться с другим брендом, совпадают ли ваши ценности, что вы хотите транслировать своим союзом.

К нам поступает очень много запросов, недавно мы приняли решение поучаствовать в мерче с одной крупной сетью ресторанов, пока не могу сказать какой. Плюс мы ведем переговоры с ЦУМом, чтобы эксклюзивно запустить там один из новых ароматов.

Если говорить о создании продукта, это самое любимое направление бизнеса, но отнюдь не самое простое, это занимает много времени, но усилия в итоге оправдывают себя.

Вы любите дайвинг и альпинизм — для вас это способ релаксации или источник вдохновения? Что вас впечатлило во время восхождения на Килиманджаро?

Восхождение — это длинный диалог с самим собой. Это не назвать медитацией. Когда вам не хватает кислорода и у вас горная болезнь, температура 39, то здесь уже не до релаксации. Я обожаю горы — нигде я не была настолько честной с самой собой. Мы шли несколько суток, и я день за днем смахивала с себя все старое и ненужное. Там понимаешь, насколько ты маленький, и в то же время твоя душа готова обнять весь мир.

Килиманджаро — удивительная гора, там вы проходите четыре сезона: каждый день новая погода, новый пейзаж. Телефон доставать нет необходимости, связи нет, вы смотрите на всю эту красоту и понимаете, как в привычной жизни вы многое обесцениваете, даже самое важное — свою жизнь. Постепенно к вам возвращается что-то человеческое, натуральное. Горы оголяют все, как при рождении, есть ты и гора со своим непростым характером. Там не вызвать такси, когда захотелось уйти и ты замерз. Даже для того чтобы спуститься обратно, тебе нужны силы. Когда у меня поднялась температура, я выбрала пойти на «штурм», это последний рывок до вершины. Возможно, кто-то скажет, что это глупость. Но чтобы спуститься вниз, тоже нужны были силы, команда идет вверх, а ты вниз с незнакомым сопровождающим. Идти вверх было для меня более безопасно, чем вниз.

Мне кажется, многие геройские поступки делались из страха, просто никто в этом не признается. Эту ситуацию можно переложить и на бизнес. Открывая свой проект, вы не всегда руководствуетесь только позитивными эмоциями. Иногда страх все потерять заставляет работать на ультразвуковых скоростях. Если позволит здоровье (у меня небольшая спортивная травма), я планирую в начале сентября пойти на Эльбрус. Говорят, погодные условия там суровые, но надеюсь, у меня получится.

Уже пошел второй год, как мы живем с ковидом. Расскажите, как пандемия повлияла на бизнес и на вас лично?

В первую неделю изоляции у нас сгорело производство — все, что мы делали три года. До сих пор не могу вспоминать об этом без слез, это было одним из самых сильных потрясений в моей жизни: видеть, как горит дело, которому ты отдавался всей душой. Мне казалось, что это конец. Помню, пришла после пожара домой, было 11 вечера, у меня был шок, но я собрала команду по Zoom и сказала, что мы продолжаем работать, мы не закрываемся и все будет хорошо. Потом закрыла компьютер и долго плакала, не зная, что делать дальше. На следующий день мы заказывали упаковку и отзывали товар у точек, которые не могли работать из-за пандемии, чтобы продавать через наш онлайн-магазин. Партнер по бизнесу и очень уважаемый мной человек написал мне два слова: «Станешь сильнее». Стала.

Я не сидела на карантине ни одного дня: по иронии судьбы свечи попали в список продуктов первой необходимости, и я могла выходить на законных основаниях. Именно тогда у нас и появились новые товарные категории — антисептики и спреи. Худа без добра не бывает. Мне кажется, пандемия сильно отразилась на ресторанном секторе, нам в этом плане было легче, мы имели возможность продавать товары через интернет. Люди сидели дома и занимались бытом, мы попали в тренд.

У вас изменилась модель бизнеса из-за пандемии?

Она изменилась с приходом на пост генерального директора Олега Ничипора. Мы внедряем новые методики планирования производства и продаж. Уже ведем переговоры с будущими партнерами по продвижению продуктов Tonka на рынках Америки, ОАЭ и Франции.

В 2022 году планируем провести в Каннах презентацию для дистрибьюторов и профильных сетей. Готовим специальную программу для отелей, в первую очередь для нашего рынка, затем планируем выйти на рынок Юго-Восточной Азии. И самое главное — готовим к выпуску новые категории продуктов. Как всегда, премиального качества и вызывающих массу эмоций у наших любимых клиентов.

Сейчас в России вновь вспышка заболеваемости коронавирусом. У вас есть бизнес-план на случай второго локдауна?

Мы запустили новую версию интернет-магазина — это конструктор, который позволяет покупателю выбрать аромат, цвет таблички, открытку, упаковку, сделать гравировку на любом языке. Мы стараемся быть очень внимательными к потребностям клиентов, развиваем электронную коммерцию и делаем на нее большую ставку. Это может помочь нам в случае второго локдауна.

Назовите ваш личный топ-5 любимых запахов из коллекции бренда?

Люблю все наши ароматы, но в зависимости от сезона или настроения использую разные. Сейчас мои фавориты — «Южная кожа», «Свежий» и новый аромат Lure by Mira, в создании которого я участвовала.

Какие новинки появятся в коллекции бренда в этом году?

Традиционно мы сделаем подарок к новогодним праздникам, чтобы клиенты смогли порадовать себя и своих близких. Будет специальная серия продуктов с новым ароматом, светлая и прекрасная, как и сам праздник.

И самое интересное: мы готовим к запуску линию ухода для тела. Подход к ее созданию у нас не совсем традиционный, надеюсь, мы приятно удивим наших клиентов. Будет чувственно, современно и с неизменно высоким качеством, за которое нас ценят и любят.