Стиль
Впечатления Культурная афиша сентября: авангард, Чуковский и Феллини
Впечатления

Культурная афиша сентября: авангард, Чуковский и Феллини

«Чуковский»
«Чуковский»
Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская рассказывает о самых интересных событиях мира культуры и искусства первого месяца осени

Ярмарка современного искусства Cosmoscow

12–14 сентября
Тимирязев-центр

13-я международная ярмарка современного искусства Cosmoscow займет сразу два этажа Тимирязев-центра, в котором обосновалась в прошлом году. 101 галерейный стенд и специальные культурные проекты, как и всегда, станут основой ярмарочных дней, дополнят же их публичная программа дискуссий и паблик-токов и кинетическая драма «Час лошади» в хореографии Анны Щеклеиной. Художником года Cosmoscow на этот раз стала арт-группа «Провмыза», чью новую серию, созданную специально для ярмарки, логичным образом можно будет увидеть впервые.

Коллекции — от вещей до впечатлений: читаем новый номер журнала «РБК Стиль»

Ярмарка современного искусства Cosmoscow
Ярмарка современного искусства Cosmoscow

«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я»

4 сентября — 18 января
Центр конструктивизма «Зотов»

В 80-е годы минувшего века Игорь Шелковский и Александр Сидоров издавали в Париже журнал «А-Я», посвященный неофициальному русскому искусству. Независимая художественная сцена, печатавшаяся в издании (от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Франциско Инфанте и Дмитрия Пригова), на западного читателя и зрителя произвела сильное впечатление. В «А-Я» был и раздел «Наследие», посвященный материалам о первом русском авангарде. Именно его исследует выставка центра конструктивизма, продолжая диалог поколений, начатый на страницах «А-Я». Погружение в печатно-художественный мир окажется и метафоричным, и вполне настоящим: за архитектуру пространства отвечают Александр Бродский и Наташа Кузьмина, задумавшие и воплотившие в круглом пространстве «Зотова» «журнальный» куб.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»

Passion | «Страсть»

21, 22, 23, 24 сентября
На сцене Новой Оперы

После премьеры на Дягилевском фестивале опера в десяти сценах Паскаля Дюсапена отправляется на гастроли в Москву. Сюжет об Орфее и Эвридике в прочтении Дюсапена превращается в историю, где есть извечные «Он» и «Она» в момент между «здесь» и «там», прощанием, когда чувства обнажены и накалены. Текст «Страсти» написан на итальянском и превращает все действо в продолжительное путешествие, несмотря на то что опера посвящена одному мгновению. Остановленное, но не остановившееся, оно и дает ход времени и сюжету. «Я был далек от мысли написать нового «Орфея». Меня в первую очередь интересовала та сила, которая сближает женщину с мужчиной или отдаляет их друг от друга. Я назвал своих персонажей не Эвридика и Орфей, а Она и Он», — говорит композитор Паскаль Дюсапен.

Passion | «Страсть»
Passion | «Страсть»

«Отражения. Королевы вариаций»

11, 12, 13 сентября
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко

Первая премьера нового сезона Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет художественного руководителя балетной труппы театра Максима Севагина не только как хореографа, но также в роли сценографа и художника по костюмам. «Королевы вариаций» — своеобразная антология искусства вариации, воплощенная через призму эпох и их образов. Парой к премьерному спектаклю станут «Отражения» — балет на музыку Мендельсона в постановке Юрия Посохова.

Балет «Отражения»
Балет «Отражения»

«Чуковский»

19, 20, 21 сентября
Театр Ермоловой

В спектакле Саввы Савельева Корней Чуковский — вовсе не автор добрых детских сказок. Вернее, не только он. Фигура многогранная, Чуковский в восприятии многих поколений сузился до человека, написавшего «Мойдодыра», «Муху-Цокотуху» или «Федорино горе». Пьеса Савельева делает переводчика, писателя и публициста главным действующим лицом (в исполнении Данилы Козловского) своей собственной сказки, в которой сложные жизненные обстоятельства соединяются с вышедшими из-под его пера веселыми персонажами, превращая сценическое действие в парадокс, от которого невозможно оторвать ни внимания, ни взгляда.

Данила Козловский
Данила Козловский

«(Не) видимый Город М.»

19 сентября — 7 января
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников»

«Масловка. Городок художников» — новый научно-музейный центр, который открывается в Москве, чтобы осмыслить явление городка художников. Созданный в 1920–1930-е годы, он был придуман и сформулирован как арт-коммуна, где художникам нужно было заботиться о своем деле, но не о быте. Среди работавших здесь авторов были, например, Владимир Татлин, Александр Лабас, Вадим Сидур, Эрнст Неизвестный, а написанные в городке художников произведения позже заняли свои места в собраниях лучших музеев. Первая выставка проекта — «(Не) видимый Город М.» — осмысляет феномен городка во всех его контекстах и их хитросплетениях.

Выставка «(Не)видимый Город М.»
Выставка «(Не)видимый Город М.»

«Искра. Мира коллекция. Периодика 1920–1930-х годов»

23 августа — 10 декабря
«Ларец», Суздаль

Свобода выражения авангардной мысли сполна отразилась на обложках журнала «Искра», которые и становятся центром нового проекта культурного центра «Мира» в Суздале. Наследие русского авангарда велико и многообразно, и возможность сосредоточиться на конкретном его проявлении позволяет углубиться в тему: к примеру, часть из представленных обложек в 1925 году путешествовала в Париж в составе экспозиции павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств.

«План П»

до 23 ноября
Коммунальный блок Дома Наркомфина

Проект Аси Заславской в коммунальном блоке Дома Наркомфина задумывается о полузаметной, полупризрачной фигуре привратника, для которого и была разработана ячейка П. В изначальных планах архитектора Моисея Гинзбурга этой ячейки не было, о чем свидетельствуют первые чертежи. Однако, появившись, она не оставила никаких известных следов своих владельцев. Художница задумывается о том, как мог устроить свой быт таинственный комендант дома, чтобы сделать его не только функциональным, но еще и уютным.

Выставка «План П»
Выставка «План П»

«Лунные ночи Федерико Феллини»

5–10 сентября
Кинотеатр «Художественный»

Новая ретроспектива Федерико Феллини в афише кинотеатра «Художественный» позволяет проследить, как именно менялись стиль и художественный язык режиссера. Откроется она «Ночами Кабирии», а продолжится «Маменькиными сынками», «Голосом луны», а также хорошо знакомыми зрителю «Художественного» фильмами «Сладкая жизнь» и «Восемь с половиной». Разумеется, пройдут все показы на языке оригинала с субтитрами, что обеспечит полноту погружения в авторский мир Феллини.

«Поруганная невинность под клоунской маской — если вы не расплачетесь на финале фильма «Ночи Кабирии», одном из главных шедевров Феллини, значит, у вас нет сердца, — считает программный директор кинотеатра «Художественный» Стас Тыркин. — Жанр мелодрамы был для великого режиссера способом исследования послевоенной реальности, но реальность менялась, и всего через пару лет Феллини снимет фильм «Сладкая жизнь», отрицающий и жанр, и сюжет, а потом «Восемь с половиной», до сих пор считающийся непревзойденным образцом кинематографического психоанализа».

 

Авторы
Теги
Анастасия Каменская