Стиль
Герои Анастасия Задорина, Zasport — о создании олимпийской экипировки для сборной РФ
Стиль
Герои Анастасия Задорина, Zasport — о создании олимпийской экипировки для сборной РФ
Герои

Анастасия Задорина, Zasport — о создании олимпийской экипировки для сборной РФ

Фото: пресс-служба
За 100 дней до Игр XXXII Олимпиады в Токио Zasport презентовал олимпийскую коллекцию в павильоне «Космос» на ВДНХ. «РБК Стиль» встретился с основательницей бренда, чтобы узнать, каково это — одевать атлетов

C 2012 года Zasport разрабатывает и отшивает форму для российских спортивных команд и федераций, а с 2017-го выступает официальным экипировщиком Олимпийской команды России.

В начале 2020-го, когда слова «пандемия» и «самоизоляция» еще не вошли в повседневный обиход, у Zasport была разработана экипировка для сборной России для Летних Олимпийских игр в Токио, причем ее успели согласовать с Российским и Международным Олимпийскими комитетами. А 24 марта стало известно, что Олимпиада не состоится. Спустя год, когда мир начал возвращаться к привычному ритму и новостные сайты запестрили заголовками о том, что Летней Олимпиаде все-таки быть (она пройдет с 23 июля по 8 августа), Zasport ждал новый сюрприз: 19 марта после консультаций со Всемирным антидопинговым агентством МОК официально заявил, что российские спортсмены на играх в Токио будут выступать под аббревиатурой Олимпийского комитета России. Протокол гласил: флаг делегации должен включать логотип ОКР, не должен содержать текст, а на экипировке и инвентаре спортсменов разрешено использование сокращенного варианта ROC (Russian Olympic Committee) вместо RUS. Выбора не оставалось: Zasport предстояло внести изменения и заново согласовать новые эскизы экипировки с ОКР и МОК.

О том, какие оперативные решения удалось найти и о чем важно помнить, создавая форму для олимпийцев, «РБК Стиль» рассказала основательница Zasport Анастасия Задорина.

Фото: пресс-служба

Как вы отреагировали на новость, что вам придется вносить изменения в экипировку российской сборной?

Мы не удивились, когда узнали, что нам придется что-то менять, поскольку у нас уже был такой опыт. Достаточно вспомнить Зимние Олимпийские игры 2018 в Пхенчхане. Когда форма, в которой подразумевалось использование российского триколора, была разработана, согласована и произведена, мы узнали, что российским атлетам предстоит выступать под нейтральным флагом. Ничего не оставалось, кроме как оперативно искать выход из ситуации, и мы его нашли. И, как оказалось, не ошиблись. Впоследствии The Wall Street Journal впервые признал российскую форму самой стильной. Несмотря на сжатые сроки мы справились, и даже экипировочный центр открыли в запланированные даты. В этот раз, получив новые вводные, мы тоже не растерялись. Понятно, что в такие сроки невозможно в таких объемах отшить все заново — поэтому мы, к примеру, придумали снимающийся логотип, шеврон на пуговице, который можно легко пристегнуть и отстегнуть.

Расскажите, из каких вообще этапов состоит разработка экипировки?

Сначала мы с командой дизайнеров отрисовываем несколько вариантов и предоставляем на выбор Олимпийскому комитету России. Кроме того, мы работаем в рамках протокола Международного Олимпийского комитета и также должны получить их одобрение. К счастью, за все время работы мы ни разу не получали замечаний. После согласования финальных эскизов мы отшиваем образцы и начинаем их тестировать: носим, стираем, растягиваем… Мы понимаем, что одежда прежде всего должна быть удобной, комфортной, а материалы — приятными к телу. Очевидно, что у спортсменов нет времени на то, чтобы бесконечно стирать и гладить форму. И качество тоже очень важно!

Какой будет форма для Игр в Токио?

Мы прежде всего вдохновлялись историей, традициями и футуристичным образом Токио. Обычно все, кто возвращается из страны восходящего солнца, в один голос говорят — это просто космос! Поэтому и тему космоса мы также решили взять за отправную точку. Если говорить о конкретных деталях, то, к примеру, полоски триколора на куртках «раскрываются» в форме веера, принт на чемоданах напоминает побеги бамбука, пояса на женских парадных костюмах отсылают к традиционным ОБИ, которые носят поверх кимоно. Одним из главных элементов стала надпись Tokyo, отрисованная специальным стилизованным шрифтом. Есть в экипировке и русские мотивы — например, современный вариант распространенного в Древней Руси оплечья: в нашем случае это украшение трансформировалось в графическое ожерелье вокруг шеи, которое в виде принта украшает лонгсливы и олимпийки.

Что самое сложное в производстве экипировки?

Важно учитывать массу нюансов — и то, что у нас абсолютно разные виды спорта, и разные по комплекции спортсмены. Кроме того, в делегации люди разного возраста. В экипировке для Игр в Корее главным был серый цвет — он много кому подходит и к тому же один из самых модных. К нему мы уже добавляли традиционные синий, белый и красный.

Учитываете ли вы пожелания спортсменов?

Обязательно. Есть комиссия спортсменов, которая также принимает участие в согласовании — это было наше решение, поскольку нам важно, чтобы именно спортсмены одобрили форму. Ведь это им предстоит представлять страну и выступать на играх. К примеру, после нашего первого Европейского юношеского Олимпийского фестиваля в городе Дьер, мы в самолете раздали анкеты — это был наш первый опыт создания формы и нам было важно получить фидбэк. Комментарии были абсолютно разные, и мы все учли. К слову, в этот раз именно по их просьбе мы добавили больше надписей Russia и триколора — для атлетов действительно важна символика страны на форме.

Какой комплект получает каждый спортсмен?

Каждому участнику Игр и членам делегации мы выдаем комплект экипировки, который включает порядка 60 единиц: от парадного костюма до солнцезащитных очков и чемоданов.

1 июля в Москве откроется экипировочный центр. Расскажите о его работе.

Я называю экипировочный центр маленьким производством. У нас есть примерно две с половиной недели на то, чтобы не просто выдать форму, но подогнать ее по фигуре: что-то ушить, подшить. Шить под каждого заранее нереально, но какую-то минимальную подготовку под фигуру каждого мы можем сделать.

Где производится экипировка? Это все ваши мощности?

У нас есть и собственное производство в Москве, и есть партнеры — российские и зарубежные. Как я уже неоднократно говорила, это моя больная тема. В России очень много дизайнеров, производителей, но уровень пока не такой высокий, как хотелось бы. Надеюсь, в скором времени мы к этому придем. И будем больше производить на территории России. Мы, к примеру, сейчас строим производство в Уфе. И для меня важно, чтобы это производство было инновационным — с высокотехнологичным оборудованием, топ-менеджерами во главе, со своей лабораторией и учебным центром. Поскольку в той же Уфе есть много желающих шить, но им просто негде этому учиться.

Одевая олимпийскую сборную, дизайнер получает всемирную рекламу. Какие бонусы вы получаете от этого партнерства?

Все мои бонусы — эмоциональные. Одевать нашу сборную — это огромная гордость и большая отдача со стороны спортсменов. Но и ответственность, про которую мало кто говорит. Нам бесплатно ничего не дается, все, что мы делаем, — это гигантский труд огромной команды. Каждый дизайнер, который хочет создавать форму, может пойти по нашему пути, но боюсь, что, окунувшись в этот процесс, он просто сбежит.

На что вы ориентируетесь, выбирая амбассадоров бренда?

Мы дружим и общаемся с людьми из совершенно разных сфер. К примеру, в кампании «Команда России. Время побеждать», которую мы запустили для того, чтобы поддержать олимпийцев (это особенно важно, когда Игры проходят без зрителей), приняли участие ветераны спорта, атлеты, инфлюенсеры из разных сфер: к примеру, единственная женщина в отряде российских космонавтов Анна Кикина, легендарный диктор Анна Шатилова, 11-летний Чемпион мира по скейтбордингу Саша Гусев и многие другие. Во время пандемии мы поддержали медсестру Надю Жукову из Тулы — она стала нашим амбассадором. Для нас это тоже важно, поскольку врачи и медсестры сейчас — главные люди во всем мире. Если же говорить про спортивного амбассадора, то в этом году мы выбрали гимнастку Лалу Крамаренко, мы в нее очень верим. Для меня особенно важно поддерживать молодых и перспективных, это наше будущее.

Самоизоляция подтолкнула людей больше заниматься спортом, уделять больше времени себе и своему здоровью. Отразилось ли это как-то на марке Zasport?

Да, у нас стали больше покупать футболки, спортивные костюмы и одежду для фитнеса, потому что ситуация многих из нас заставила держать себя в форме. Был забавный случай: во время пандемии нам в Инстаграм написала одна из жительниц большого ЖК в Химках. Оказалось, что каждый день они в своем дворе устраивали флэшмоб: дети и взрослые выходили на балконы в определенное время и занимались спортом. Практически как в клипе на песню «Плачу на техно», только в клипе — инсценировка, а в Химках все было по-настоящему. В итоге мы им предоставили скидку на одежду, чтобы они могли заниматься в одинаковой красивой форме. Кроме того, именно в прошлом году мы запустили проект Zasport Fitness & Fun — клуб во Дворце спорта «Динамо». Сейчас туда ходит очень много людей, приятно смотреть, что на дорожках не 1–2 человека, жизнь там кипит. А нас уже спрашивают, планируем ли мы расширяться.

За кого вы будете болеть на Олимпиаде?

Я уважаю все федерации, всех спортсменов. Но особенно люблю художественную гимнастику, потому что я сама когда-то занималась этим видом спорта. Олимпийской чемпионкой я не стала, но олимпийскую сборную одеваю.