Стиль
Герои Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин
Стиль
Герои Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин
Герои

Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин

Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин
Сервисы по доставке цветов и продуктов с рынка, украшения из переработанного пластика и бисера, образовательный стартап и родниковая вода в перерабатываемой упаковке — «РБК Стиль» рассказывает о бизнесах, которые были запущены во время пандемии.

Beaded Breakfast

Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин

Катя и Алексей Киндрась,
основатели бренда украшений Beaded Breakfast

«Никогда не бываешь уверен на сто процентов, но нам понравился продукт и концепция бренда. Перед запуском мы сделали экспериментальную фокус-группу из наших друзей, и оказалось, что на каждое украшение есть свой потенциальный клиент».

Идея и концепция. В конце 2019 года, когда Катя и Алексей Киндрась планировали весенне-летнюю коллекцию для Mirstores (бренда свитеров ручной вязки, который они запустили в 2014 году), Алексей предложил дополнить ее капсулой аксессуаров. За помощью в разработке обратились к ювелиру Анне Лукьяновой. Ставку сделали на два тренда — цепь на шею из крупных звеньев и градиент. После нескольких неудачных попыток — первые образцы были сделаны из вязаных звеньев, которые не держали форму, — Анна предложила бисер. Задумка понравилась, и ребята решили попробовать. В середине марта вся коллекция была готова и ждала съемки лукбука, но неожиданно объявили карантин. Колье лежали дома у Кати и Алексея, пока они не подумали: почему бы не сделать отдельный бренд и не начать новую историю? Название Beaded Breakfast, которое Катя придумала по аналогии с термином bed & breakfast, определило концепцию первой съемки: натюрморты на тему завтрака (ее во время самоизоляции сделала фотограф Мария Попова).

Упаковка в виде пакетов навынос с логотипом бренда также поддерживает заданную тему. Внутри, помимо самого украшения в мешочке, расшитом бисером, прячется открытка с посланием от команды и комплимент к завтраку. Для первых клиентов Катя и Леша заказывали медово-имбирные пряники к чаю с короткими слоганами: «Enjoy your beads!» и «Have your jewelry served!» Попадание в тренд определило успешный запуск бренда: ведущие диджитал-издания в сфере моды как раз готовили публикации об украшениях из бисера на лето, и Beaded Breakfast был практически всюду. Сложностей с построением нового бренда у Кати и Алексея не было: на руку сыграл пятилетний опыт работы с Mirstores.

«Самым трудным для нас оказалось то, что запуск бренда наложился на декретный отпуск и период самоизоляции, — рассказывает Катя Киндрась. — Мы с Лешей попеременно сидели с дочкой, я три недели сама плела из бисера сэмплы к первой съемке, а Леша контролировал всю операционную работу по Mirstores и занимался стратегическими вопросами запуска нового бренда. Но мы справились, это были очень увлекательные полтора месяца жизни».

Коллекция. В первую коллекцию вошли колье, кольца и серьги, напоминающие ювелирные и винтажные украшения. «Этим мы выделяемся на фоне других марок, которые создают из бисера яркие фенечки с цветами, смайликами и сердечками, — поясняет Катя. — К примеру, наше любимое колье, состоящее из 70 маленьких бисерных колечек, выглядит как вечернее и подойдет для светских выходов. При этом оно сделано вручную из материалов, которые продаются в магазине товаров для рукоделия».

Производство. Beaded Breakfast был запущен на отлаженной инфраструктуре Mirstores: так было быстрее и проще. «В команде Mirstores 20 мастеров, но их талант в рукоделии не ограничивается вязанием, — рассказывает Катя Киндрась. — Сегодня уже пятеро занимаются украшениями. Кроме того, в связи с большим спросом на новый продукт, мы активно расширяем команду». Украшения продаются на сайте Mirstores в специальном разделе Beaded Breakfast, у брендов единый колл-центр и сервис доставки. В скором времени основатели планируют переместить Beaded Breakfast на отдельную площадку.

Ценовая политика. Цены начинаются от 1290 руб. за кольцо и доходят до 8990 руб. за цепь-колье из маленьких звеньев, на производство которой уходит около 25 часов ручного труда. В новых коллекциях бренд сохранит ценовую политику, но будет также добавлять более сложные и, соответственно, дорогие украшения. Организация производства, сосредоточенного на ручном труде, позволяет не допускать перепроизводства и больших стоков, поэтому политика бренда не предполагает сезонных скидок.

Recycle.Object

Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин

Полина Черповицкая,
основательница бренда украшений Recycle.Object

«В то время как другие проекты больше задумываются о процессе, чем об эстетике, мы идем от обратного — хотим, чтобы украшения из переработанного пластика прежде всего были красивыми».

Идея и концепция. После окончания Московского архитектурного института Полина Черповицкая придумывала и создавала сувенирную продукцию для музеев. Об уникальности речи не шло, все делалось с прицелом на продажи, что Полину сильно расстраивало — такие вещи чаще всего покупаются импульсивно и потом за ненадобностью выбрасываются. Ветер перемен подул в сентябре 2019 года, когда к ней обратился корпоративный заказчик с запросом сделать партию значков из переработанного пластика, который ей должны были предоставить.

В процессе работы произошли накладки и Полина осталась без материала, но к тому времени она уже успела загореться идей и решила попробовать переработать пластик сама. Изучив массу информации в интернете, нашла сообщество Precious Plastic — большое комьюнити по всему миру, которое рассказывает, как организовать мастерскую по переработке пластмассы в домашних условиях. Закупив оборудование, Полина Черповицкая вместе с командой потратила около трех месяцев на выполнение заказа — не имея опыта, они постоянно ошибались и пробовали заново. Когда значки наконец были готовы, Полина даже думать не хотела о переработке.

Весной негативный опыт забылся, она вновь вернулась к этой теме и сделала из переработанного пластика серьги, которые планировала запустить в массовое производство, заручившись поддержкой Музея современного искусства «Гараж».

Но начался карантин, все музеи закрылись, а Полина осталась без работы. Она могла бы отчаяться, но вместо этого решила полностью посвятить свое время проекту по переработке пластика и независимо ни от кого запустить бренд украшений Recycle.Object. В мае она начала продавала украшения по предзаказу, а в июне появился интернет-магазин recycleobject.ru.

Планы у Черповицкой амбициозные: если в России музеи не проявили особого интереса к украшениям, то в США все сложилось иначе.

«У музеев современного искусства есть бесконечная проблема, связанная с правами на объекты искусства, потому что чаще всего они еще не стали народным достоянием, — рассказывает Полина. — Для таких музеев тема сувенирной продукции — огромная боль. В США нам ответили сразу несколько музеев, к примеру, сейчас мы ведем переговоры с нью-йоркским МоМА. Они готовы закупать у нас продукцию при условии, что украшения будут полностью сделаны из переработанных материалов — включая металлические части. Мы уже придумали, как это сделать, и даже нашли для упаковки бумагу ручной работы, которая производится в Белоруссии».

Коллекция. Создавая первую коллекцию, Полина ориентировалась на собственные предпочтения и придумала украшения, которые бы носила сама каждый день — миниатюрные серьги-кольца и серьги-цепи, броши и подвески, выполненные в черно-белой гамме. Кроме того, следуя пожеланиям клиентов, она выпустила серьги большего размера и в ближайшее время планирует дополнить ассортимент колье и браслетами.

Производство. Сейчас у бренда два производства. Первое находится в Дмитрове и занимается переработкой пластиковых отходов и выпуском листов для повторного использования. На втором в Москве из листов вырезают, обрабатывают и собирают украшения. «Сырье нам пока поставляет студия 3D-печати 3dPrintus, но даже его мы скоро будем собирать сами, — рассказывает Полина. — Сейчас я понимаю, что мы до сих пор используем очень мало пластмассы, поэтому в ближайшее время я планирую запустить производство мебели — для начала небольших стульчиков и табуреток. А пока этого не случилось, мы перечисляем часть дохода в фонд «Раздельный сбор». Они лучше знают, как сделать так, чтобы мусора на земле стало меньше».

Ценовая политика. Стоимость небольших сережек-кружочков — 600 руб., длинных сережек-цепочек на золотом кольце — 2600 руб.; подвески в виде любой буквы алфавита — 1800 руб.

Где купить. На сайте бренда recycleobject.ru, магазинах How to green, универмаге «Цветной», PoisonDrop (начиная с августа), «Благомаркете», We found Irems.

Waterful

Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин

Алина Гасымова и Светлана Шмелева,
основательницы бренда питьевой воды Waterful

«На российском рынке, кроме стекла, нет альтернативы пластиковым бутылкам для воды, поэтому мы решили создать здоровый продукт в перерабатываемой упаковке».

Идея и концепция. Алина Гасымова и Светлана Шмелева учились в Великобритании, там же и познакомились в 2008 году. Идея запустить бренд питьевой воды Waterful родилась случайно во время одного из разговоров: обе долго жили в Европе, видели, как бережно люди относятся к своему здоровью и окружающей среде, и решили перенести этот опыт в Россию. Так они придумали бренд Waterful, ценность которого заключается в происхождении воды и асептической упаковке, сохраняющей природную структуру воды и подлежащей полной переработке при корректной утилизации.

Первая партия была готова для продажи перед карантином, основательницы решили не ждать лучших времен и выходить на рынок. «Любой бизнес — это риск, — рассказывает Светлана. — Сомнения были, но мы стартовали с продажами и коммуникационной стратегией. Когда пошли первые заказы и положительные отзывы, мы поняли, что не ошиблись». Waterful его основательницы рассматривают не только как коммерческий проект, но и как просветительский, поэтому на онлайн-ресурсах и в промокампаниях рассказывают, как качество воды влияет на качество жизни, зачем нужна асептическая упаковка и в чем ее преимущества для родниковой воды.

Производство. Производство находится в Ставропольском крае. Вода добывается из родника (№ 9271, с. ш. 45°09’39.7″, в. д. 42°52’40.4), расположенного в предгорье Кавказских гор на территории природного заказника «Соленое Озеро». Поднимаясь к поверхности земли, вода естественным образом фильтруется горными породами, а проходя через многометровые пласты мельчайшего песка, песчаника и ракушечника, насыщается кислородом. Каптаж — специальное бетонное сооружение, служащее накопителем для воды, — защищает ее от внешнего воздействия и загрязнений. В первом отсеке оседает песок, в другом остается чистая вода, которую водовоз отвозит на завод для фильтрации.

«Мы относимся к воде очень бережно: минимальное использование труб и насосов позволяет не нарушать ее природную структуру, — рассказывает Алина Гасымова. — При фильтрации мы очищаем воду механическими фильтрами грубой и тонкой очистки, угольным фильтром и обеззараживаем ультрафиолетом. Отказ от системы обратного осмоса позволяет сохранить полный комплекс жизненно важных для здоровья солей и минералов — таких как магний, натрий, кальций, селен, кремний, калий, бром, йод».

Родниковая вода Waterful
Родниковая вода Waterful

Упаковка. Упаковку Pure Pak поставляет компания Elopak — член международной организации RE100 (включает более 100 компаний, которые поставили своими целями стопроцентное использование источников возобновляемой энергии и полную климатическую нейтральность) и обладатель сертификата FSC, который гарантирует, что все вырубленные деревья снова высаживаются. Асептическая упаковка сохраняет природные качества воды и ей, в отличие от упаковки из пластических масс, не страшны перепады температуры при транспортировке. В ходе ее производства используется полностью возобновляемая энергия и тратится на 57% ресурсов меньше, чем для производства пластиковой упаковки. Pure Pak можно сдавать в контейнеры для вторсырья на всей территории обслуживания Группы компаний «ЭкоЛайн» (в Москве — в САО, ЦАО, ЗАО, ЮЗАО). После отсортировки из общего потока упаковка подлежит полной переработке.

«В России постоянно растет число перерабатывающих предприятий, совсем недавно начал работу новый завод по переработке Pure Pak и аналогов в Липецке, — поясняет Светлана Шмелева. — Большинство таких производств не загружены полностью и будут рады большим объемам вторсырья. Мы вместе с "ЭкоЛайн" с 1 июля стали партнером стационарного пункта "Зеленая точка" по приему вторсырья на "Флаконе", чтобы вовлечь москвичей в раздельный сбор мусора на примере своей упаковки. Мы также активно занимаемся поиском партнеров по утилизации и переработке упаковки в других городах, потому что развитие дистрибуционной сети потенциально возможно и там».

Ценовая политика. Цены формируют дистрибьюторы, приобретающие продукт для реализации. Так, к примеру, упаковка из 12 литровых пакетов Waterful на wildberries.ru стоит 750 руб. «Для нас очень важно оставаться в среднем ценовом сегменте, потому что тогда настоящая родниковая вода высшей категории будет доступна широким массам, а не ограниченному кругу потребителей, как в случае с иностранными аналогами», — добавляет Алина.

Ddailyflowers

Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин

Даша Ручкина,
основательница цветочного сервиса Ddailyflowers

«Букеты Ddailyflowers не идеальны, но собраны с большой любовью».

Идея и концепция. Светская Москва знает Дашу Ручкину как продюсера и организатора мероприятий с высокой звездной посещаемостью. В карантинное время, когда праздники и вечеринки перешли в онлайн-пространство, Даша проходила свои стадии: сначала отрицания, потом отчаяния от того, что приходится сидеть дома без дела, принятия и, наконец, желания что-то делать. Свежие цветы, которые она заказывала для украшения дома, были для нее одной из немногих радостей и хоть как-то повышали настроение. Они-то и натолкнули ее на мысль: почему бы не начать составлять букеты самой? Причем не только для своего удовольствия, но и для продажи. В силу своей основной профессии она умеет организовывать все быстро и четко, поэтому и новое дело организовала всего за две недели: сделала всю полиграфию, купила упаковку, минимальное техническое оборудование и ринулась в бой.

Поскольку на старте условий для хранения цветов не было, Даша придумала две опции: букет дня и предзаказ на монобукеты. Навыки профессии флориста она осваивала по обучающим видео, а за вдохновением обращалась к Pinterest. Цветы покупала на оптовой базе, если чего-то не было, ехала на рынок, где приходилось тратить много времени и сил на поиски хорошего товара и торги с продавцами. Сейчас ситуация намного проще: на рынке уже появились свои люди, и к тому же Даша нашла местные фермы, с которыми планирует начать сотрудничать в ближайшее время. Кроме закупки цветов и инвентаря и сборки букетов, Даша занимается ведением аккаунта @ddailyflowers, общением с клиентами и заполнением бюджетной таблицы.

«Мой молодой человек морально поддерживает меня, нарезает бумагу для упаковки и следит за тем, чтобы букеты в закупке не стоили дороже, чем я их продаю», — добавляет она со смехом.

Так как бизнес вырос в первую очередь из-за отсутствия основной работы и сокращения доходов, стартовый капитал был невысок. «Важно, что мы сразу отказались от больших вложений при запуске. Например, не стали тратиться на холодильное оборудование для цветов. Вместо этого регулярно ездили на закупку».

Даша заявила о запуске в своем личном аккаунте в Instagram, отправила несколько букетов друзьям и знакомым блогерам, которые поддержали новый проект публикациями. «На старте был ажиотаж, которого мы не ожидали, — вспоминает Даша. — Все заказывали, постили и старались поддержать — особенно мои друзья, за что я им очень благодарна. Благодаря их поддержке мы сразу окупили все первоначальные затраты и даже вышли в небольшой плюс. Сейчас спрос немного упал, но главное, что уже появились постоянные клиенты, которые возвращаются к нам снова и снова. Мы делаем букеты дня три-четыре раза в неделю (а не каждый день, как это было на старте) и сконцентрировались на предзаказах. Для нас очень важно, чтобы клиенты получали только свежие цветы, поэтому мы не храним их больше двух дней. Планируем продолжать, а дальше посмотрим».

Ценовая политика. Стоимость букета дня — 1700 руб., монобукетов — по запросу (в зависимости от цветов и их количества).

Lectera

Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин

Мила Семешкина,
основательница международной образовательной платформы Lectera.com

«Образовательная платформа Lectera.com про быстрое обучение и быстрые результаты. Она создана на основе новой методологии, автором которой стала я».

Идея и концепция. Идея запуска образовательного проекта появилась у Милы Семешкиной еще в университете, когда она столкнулась с тем, что высшее образование не дает ей практических знаний, необходимых для роста в профессии. Мила решила придумать новый формат обучения — прикладной, эффективный и помогающий зарабатывать. В 25 лет, оставив аспирантуру, она занялась разработкой собственной методики, которую сначала проверила на себе и друзьях, а потом на крупных международных компаниях. Убедившись на практике, что она работает, Мила поняла, что пришло время запускать свой проект.

«Прервав обучение в аспирантуре, я дала себе обещание вернуться в академическую среду, когда мне будет что сказать, — рассказывает Семешкина. — В этом году я наконец возвращаюсь соискателем в университет и буду защищаться по теме моей методологии — "Инновационный педагогический формат методики быстрого обучения в педагогике"».

Международный образовательный стартап Lectera.com с офисами в России, США и ОАЭ запустился в начале июня и сейчас работает в тестовом режиме. На платформе представлено более 60 курсов по девяти направлениям («Профессии цифровой эры», «Network-маркетинг», «Digital-маркетинг», «Продажи» и т.д.), но список постоянно растет: к концу года на платформе будет более 300 образовательных единиц, а график запусков расписан на три года вперед. Все курсы доступны на четырех языках — русском, английском, немецком и испанском, а в ближайшее время платформа будет локализована на хинди.

Каждый курс состоит из 8–10 видеоуроков по 15–20 минут. Такой формат позволяет пользователям быстро осваивать новые знания и применять их на практике. Урок сопровождается дополнительными материалами для чтения, контрольными заданиями и упражнениями. От других платформ Lectera.com отличает еще и то, что тот или иной курс — это результат работы большой команды профессионалов: методистов, копирайтеров, редакторов, экспертов, которые просматривают, анализируют и доводят до идеала контент курсов.

«Наша система беспроигрышная и правильная, — добавляет Мила. — Мы не берем опыт определенного человека, потому что его нельзя интегрировать в массовую практику других людей и добиться идентичных результатов. К примеру, на рынке нет второго Дональда Трампа и не может быть. Мы получаем предложения от известных экспертов, которые предлагают разместить у нас свои курсы или программу обучения, но платформа так не работает: мы создаем курсы в творческой коллаборации с Lectera.com на основе методологии fast education». Большой плюс платформы — отсутствие «стоп-уроков» (так называются уроки, за невыполнение которых в определенные сроки модераторы могут отстранить от обучения): студент обучается в удобном для него темпе и формате.

Фото: пресс-служба

Стартовый капитал и продвижение. Развивать проект Мила Семешкина начала на собственные средства, но быстро поняла, что для такого масштаба бизнеса ее бюджета не хватит, и привлекла первого инвестора. Он не только сам вложился в Lectera.com, но и помог найти еще двух инвесторов: на сегодняшний день финансовые вливания в проект составляют уже около $3 млн. Заявлять о проекте Мила решила через лидеров общественного мнения из разных стран. «Мы предлагаем нашим партнерам пройти обучение и изучить возможности платформы, — поясняет Мила. — После чего даем реферальную ссылку: за рекомендацию курсов своим подписчикам мы готовы отдавать топовым блогерам до 75% от стоимости образовательных программ».

Ценовая политика. Курсы стоят $50–250. Поскольку до сентября проект работает в бета-режиме, платформа предлагает скидку 50% на все курсы. Кроме того, в рамках промоакции любой зарегистрировавшийся на платформе пользователь получает бонус — $5 тыс., которые он может потратить на половину стоимости любого курса или программы.

Grocery Concierge

Коронабизнес: 6 новых проектов, которые запустились в карантин

Злата Бланк,
основательница службы по доставке продуктов

«Grocery Concierge — это консьерж-служба по доставке премиальных продуктов с самого лучшего рынка Москвы. Наша основная задача — предложить персонализированный подход и сделать так, чтобы клиент начал доверять консьержу и общаться с ним как с доверенным лицом».

Идея и концепция. Проработав в компании Nestle (в подразделении кормов для животных) и семейном бизнесе детской одежды, Злата Бланк решила развивать собственные проекты. Четкой цели запустить бизнес, связанный с едой, у нее не было, но глубокий анализ показал, что ниша доставки продуктов по сравнению с западными странами у нас заполнена всего лишь на 30-40%. Свою роль сыграла пандемия: стало очевидно, что еда — это то, что будет востребовано всегда. Так в апреле у нее родилась идея сервиса по доставке продуктов.

«Большинство людей с достатком выше среднего закупаются в "Азбуке вкуса" или же на продовольственных рынках, — рассказывает Злата. — И те и другие имеют свои службы доставки, поэтому задача состояла в том, чтобы предложить персонализированный подход клиентам, которые привыкли сами выбирать продукты».

Все товары — свежие овощи и фрукты, морепродукты, сыры, бытовую химию и даже табак для кальяна — персональные менеджеры отбирают на прилавках Дорогомиловского рынка, доставка осуществляется в течение трех часов. За свои услуги сервис берет 10% от стоимости заказа. Сейчас в компании работают восемь человек, доставка — на аутсорсинге («Яндекс.Доставка» или Gett Premium Delivery). Набирая команду, Злата ориентировалась на коммуникативные навыки, крайне важные для консьержей, и желание развиваться и вместе расти. Деньги в рекламу Злата не вкладывала, сделала ставку на Instagram-аккаунт @grocery_concierge и сарафанное радио, которое не подвело: служба доставляет десятки заказов в день.

«Продукты — сложный бизнес, никогда не угадаешь вкус клиента, — рассказывает Злата. — Один и тот же помидор одному клиенту покажется идеальным, второму — недостаточно сладким. Удовлетворить клиента на все 100% крайне трудно, но мы работаем над этим. Для нас репутация и имидж стоят на первом месте, поэтому в случае возникновения спорных вопросов мы либо возвращаем деньги, либо отправляем что-то повторно».

Ценовая политика. Цены рыночные, с меню можно ознакомиться в инстаграме. Особой популярностью пользуются готовые наборы стоимостью от 4 тыс. руб. (в зависимости от наполнения), которые часто выбирают в качестве подарка. В набор входят узбекские помидоры, бакинские огурцы, медовые абрикосы, черешня, клубника, тайский манго и узбекские лимоны.

HumanIPO: как выходцы из России запустили биржу, где торгуется время людей.