Стиль
Герои Биопечать, фудшеринг, самопознание: как герои премии РБК меняют нашу жизнь
Стиль
Герои Биопечать, фудшеринг, самопознание: как герои премии РБК меняют нашу жизнь
Герои

Биопечать, фудшеринг, самопознание: как герои премии РБК меняют нашу жизнь

Как герои премии РБК меняют нашу жизнь
Они помогают нам разобраться в современном искусстве, привносят в Россию лучшие практики зарубежных социальных проектов и готовят детей и взрослых к приходу эпохи искусственного интеллекта — «РБК Стиль» представляет шесть номинантов премии РБК 2019 года.
Как герои премии РБК меняют нашу жизнь

Юсеф Хесуани познакомился с компанией «Инвитро» практически сразу после окончания факультета фундаментальной медицины МГУ. Вместе с друзьями он выкупил франшизу лабораторного центра и начал развивать ее в Москве и регионах. Тогда же произошла его встреча с основателем компании Александром Островским и сотрудниками аналитического центра «Инвитро», которые занимаются поиском новых технологий в области life science. «Александр Юрьевич знал о моем научном бэкграунде в области регенеративной медицины, поэтому решил показать мне необычный проект. Он назывался "Киброг" и был как раз посвящен биопринтингу», — вспоминает Хесуани. После длительных обсуждений и подсчетов инвестиций Островский все-таки решил поддержать проект, похожий на выдумку писателя-фантаста, и предложил Юсефу возглавить его.

Уже шесть лет лаборатория 3D Bioprinting Solutions занимается развитием технологий трехмерной биопечати. В теории она очень похожа на классическую 3D-печать — ту, что используется для создания объектов из металла или пластика. Главное отличие биотехнологии заключается в том, что печатным материалом для сотрудников лаборатории служат живые клетки, помещенные в вязкий коллаген. Они формируют более крупные объекты — функциональные микроорганы.

Фото: Пресс-служба

Когда компания только появилась, она была всего лишь шестой в мире среди всех, кто начал производить собственные биопринтеры, а сегодня их уже больше сотни. Для ее работы была собрана международная команда известных ученых и инженеров, а научным руководителем проекта стал один из признанных пионеров этой технологии Владимир Миронов, профессор инженерной школы Департамента химико-биологической инженерии Государственного университета штата Вирджиния (США). Под его началом лаборатории удалось вырастить щитовидную железу мыши, отправить биопринтер на МКС для проведения испытаний в космосе и создать там искусственное мясо.

Теперь проект стремительно движется к тому, чтобы приступить к воссозданию функциональных человеческих органов, которые впоследствии можно будет использовать в медицине. Главное, что принципиальная возможность их печати уже доказана. Но прогнозировать точные даты пока рано: вероятно, на совершенствование этой технологии уйдет еще не меньше десяти лет.

Как герои премии РБК меняют нашу жизнь

Идея превратить лекции об искусстве в бизнес пришла к Марии Бородецкой спонтанно: в то время, когда девушка еще работала в рекламном бизнесе, ее будущий партнер Андрей Лобанов решил организовать мероприятие для узкого круга друзей. «Тогда я находилась в поисках себя. С Андреем мы долго дружили и, наверное, поэтому быстро "синхронизировались": решили попробовать провести лекции для всех, кому это будет интересно. Но получилось не сразу. Мы тестировали большое количество гипотез: какие-то из них работали, а какие-то нет», — вспоминает Мария.

Последние несколько лет девушка управляет «Синхронизацией» самостоятельно. В ее команде порядка 60 экспертов: это преподаватели ведущих университетов, сотрудники музеев, ученые и предприниматели. Первые лекции культурной платформы проходили в московских библиотеках и творческих кластерах. Чуть позже у команды появилось свое пространство в Курсовом переулке: просторная площадка, которая сегодня используется и под офис, и под лекторий. Правда, занятий со временем стало в разы больше, из-за чего в 2018 году «Синхронизация» открыла второй центр на Китай-городе, а сейчас находится в поисках третьего помещения. Кроме того, лекции все так же проходят и на гостевых площадках, например в старинных особняках столицы. Такие вечера превращаются в настоящий перформанс, с живой музыкой, игристым и разговорами о высоком. «Есть пары, которые выбирают наши лекции в особняках как один из способов провести свидание, — рассказывает Мария. — Нам даже хочется верить, что своими усилиями мы способны изменить разговоры "на кухне", чтобы люди, возвращаясь домой, обсуждали не погоду или соседей, а что-то прекрасное, например кино или музыку».

Фото: пресс-служба

Одно из главных достижений «Синхронизации» за прошедший год — выход в онлайн-пространство. За короткий срок дистанционное образование по своей интенсивности превысило обороты проекта в офлайне: благодаря интернету у платформы появились слушатели в 400 городах. По словам Марии, их миссия с годами и успехами практически не изменилась: «"Синхронизация" все так же стремится стать проводником в мир знаний и культуры для своей аудитории. Она помогает глубже понимать опыт, который люди получают в окружающем мире, и переживать его. Наша главная цель — заинтересовать человека, погрузить его в искусство и вдохновить на что-то прекрасное».

Как герои премии РБК меняют нашу жизнь

«Я учился в Московском институте стали и сплавов рядом с парком Горького и частенько прогуливал пары то в "Музеоне", то в ЦДХ, то в Новой Третьяковке», — вспоминает Антон Белов. Тогда он еще не мог представить, что в будущем станет директором одного из самых прогрессивных российских музеев. Хотя современным искусством уже интересовался. С годами любопытство переросло в хобби, а затем — в профессию. До «Гаража» Антон руководил некоммерческим проектом Gallery White, в котором помогал молодым художникам, а также издавал журнал и интернет-ресурс о современном искусстве «Артгид». В 2010 году по приглашению Дарьи Жуковой он возглавил «Гараж», в залах которого за последние девять лет провел больше 130 выставок.

Современный «Гараж» — это огромная команда из 300 человек, которая управляет образовательным, научным и инклюзивным отделами, архивом, библиотекой и издательством. Музей уже давно вышел за рамки своего здания в парке Горького. Например, в прошлом году открыл игровую площадку «Салют» размером почти в 2 га и совместно с правительством Москвы прорубил вход в парк с Ленинского проспекта, а в ближайшие несколько лет планирует реконструировать здания на территории ЦПКиО и создать полноценный кампус. Кроме того, музей готовится представить свое пространство в «Новой Голландии». И это не считая бурной научной деятельности: недавно «Гараж» открыл кафедру на базе НИУ ВШЭ, чтобы сформировать полноценную школу современного искусства в России.

Белов вдохновляется многими музеями по всему миру, иногда заимствует у них необычные решения, но при этом старается сделать «Гараж» особенным, не похожим на другие. «Мы уникальны тем, что остаемся крупнейшим частным музеем в России. Это значит, что большая часть расходов до сих пор приходится на учредителей. Тем не менее у нас с этого года работает эндаумент-фонд и отлично развита программа лояльности — в ней участвуют порядка 6 тыс. человек», — рассказывает директор музея. В чем-то у «Гаража» вообще нет аналогов: например, он стал первым в России музеем, открывшим отдел инклюзивных программ, который на регулярной основе проводит бесплатные экскурсии и события для посетителей с инвалидностью.

Фото: Антон Доников © Музей современного искусства «Гараж»

«В прошлом году "Гараж" посетило более 1 млн человек. Одна часть из них — представители нового поколения, которое уже не мыслит себя без современного искусства, — рассказывает Антон. — Другая — те, кто приходит к нам, чтобы только познакомиться с ним. Тогда "Гараж" принимает вызов: вместе с нашими посетителями мы учимся находить подходы, которые помогут нам привить любовь к современному искусству».

Как герои премии РБК меняют нашу жизнь

«С самого основания SDVentures в 1998 году мы занимались созданием и развитием технологических проектов, — рассказывает Дмитрий Волков. — Часть созданного портфеля интеллектуальной собственности для сервисов знакомств я продал в этом году. Мы рассчитываем, что компания Dating.com Group станет одной из крупнейших мировых компаний на рынке social discovery, ориентированных на Европу, Азию и Америку». Размер сделки оценивается в $395 млн, при этом изначальные вложения в интеллектуальную собственность (домены, торговые знаки и ПО) составили $25 млн.

Уследить за всеми проектами, которые развивает Дмитрий Волков, довольно сложно. Кто-то знает его как мецената и философа, другие — как коллекционера современного искусства, третьи видят в нем успешного предпринимателя и талантливого инвестора. Что касается последнего, то вот простой пример: в 2017 году Волков инвестировал в частный университет технологии и дизайна Harbour.Space, который внедряет новые подходы в высшее образование для одаренных студентов со всего мира. Спустя некоторое время университет стал одной из основных площадок по подготовке учащихся к мировому чемпионату по программированию ICPC, а инвестиция по последнему раунду выросла в семь раз.

Удивительно, но первая работа в жизни Дмит­рия Волкова была связана отнюдь не с бизнесом, а с искусством. «В моей жизни были и съемки в кино, и выступления на Бродвее», — вспоминает он. Дмитрий вполне мог стать актером, но выбрал другой путь: окончил исторический факультет МГУ и начал развивать бизнес в IT-сфере еще на первых курсах университета.

Фото: Пресс-служба

«Философия, как и искусство, составляет большую часть моей жизни. Мне удалось осуществить свою мечту: получить второе высшее на философском факультете МГУ», — продолжает Волков. Он написал несколько книг и в прошлом году защитил докторскую диссертацию. «Вместе с коллегами из Московского центра исследования сознания при МГУ (МЦИС) нам удалось собрать коллекцию редких изданий философских трактатов XVII–XX веков. Это первые или прижизненные издания работ великих философов и ученых, которые внесли вклад в развитие философской мысли и, соответственно, оставили след в современной науке». В этом году Волков впервые планирует показать свою коллекцию широкой общественности. Особенностью выставки станет то, что старинные философские книги будут представлены в диалоге с работами современных художников из коллекции его фонда SDV Arts & Science Foundation. Выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке» проходит до 26 января 2020 года в Образовательном центре Московского музея современного искусства.

Как герои премии РБК меняют нашу жизнь

Формально история проекта Skillfolio началась еще 20 лет назад, когда Виктория Шиманская поступила на факультет психологии ЛГУ, заинтересовалась проблемой формирования эмоционального интеллекта и — позднее — стала автором первой запатентованной методики по его развитию. «Мы провели исследования, которые доказали, что эмоциональный интеллект влияет не только на успехи детей в учебе. Ребята лучше засыпают, без проблем выстраивают контакт с родителями. В целом у них снижается агрессивность в группе», — рассказывает Виктория. Методика действительно получилась новаторской. Как доказательство: за консультациями к Шиманской обращались коллеги со всего мира, в том числе из США и Сингапура.

Со временем Виктория с супругом решили собрать весь наработанный опыт и материал на одной цифровой платформе. Так появился проект Skillfolio, в основе которого лежит авторская технология, направленная на всестороннюю подготовку детей, подростков и взрослых людей к быстро меняющимся условиям и требованиям современного мира. «Развивая гибкие навыки, мы помогаем формировать успешных, реализованных и счастливых профессионалов будущего и настоящего, — продолжает основательница проекта. — Для этого за успехами наших учеников в онлайн-режиме следят не только наставники, но и специально разработанная система искусственного интеллекта». В базе Skillfolio заложено более 500 упражнений, заданий, игровых и диагностических практик, которые используются в работе с разными возрастными категориями. По словам Шиманской, именно машинное обучение позволяет индивидуально подбирать необходимые практики и учитывать все персональные траектории развития, что приводит к наиболее эффективному результату обучения.

Фото: Пресс-служба

Пройти курс на платформе может каждый. Тем, кто только находится в начале пути, Skillfolio предлагает бесплатный тест для составления индивидуального профиля эмоционального интеллекта по 16 параметрам. По нему можно определить, например, свой уровень эмпатии, коммуникабельности или стрессоустойчивости, выявить свои сильные и слабые стороны, которые мешают или, наоборот, помогают в профессии и личной жизни.

Цель платформы на следующий год — собрать комьюнити более чем из миллиона счастливых людей. «По статистике, более 63% людей не удовлетворены своей работой. Мы искренне верим, что человек по-настоящему реализуется тогда, когда он зарабатывает деньги, делая то, что ему интересно, что отзывается в его компетенциях и способах взаимодействия с миром. И хотим помочь людям, которые до сих пор находятся в поиске», — делится Виктория Шиманская.

Как герои премии РБК меняют нашу жизнь

«Каждый год мы выбрасываем около 17 млн т продуктов», — рассказывает Анна Успенская, компьютерный лингвист и организатор московского движения «Фудшеринг». Несколько лет назад она увлеклась волонтерством: узнала про раздельный сбор мусора, осознанное потребление и заинтересовалась фудшерингом, который на тот момент уже был популярен в Европе. «До того, как я наткнулась на информацию о немецком проекте по фудшерингу, я никогда не задумывалась, что хорошая еда в огромных количествах пропадает в магазинах, столовых, кафе и ресторанах. Моей первой мыслью было: может, это только в Европе проблемы с перераспределением? Но, оказалось, нет — в России статистика не лучше», — вспоминает она.

Немецкий проект вдохновил Анну, и по его образцу она основала первое российское фудшеринг-движение. Изначально основной миссией проекта была борьба с растратой пригодных в пищу продуктов и помощь экологии, но со временем и, кстати, по инициативе самих магазинов команда стала уделять больше внимания социальной поддержке. Фудсейверы (так здесь называют волонтеров) во главе с Успенской заранее договариваются с различными организациями, например пекарнями или столовыми в бизнес-центрах, о регулярном вывозе продуктов, которые не были проданы. Еду они отвозят малообеспеченным семьям, в фонды помощи и приюты, а также раздают продукты бездомным или поддерживают ими волонтерские мероприятия, а кое-что оставляют себе в качестве вознаграждения за проделанную работу.

Фото: Георгий Кардава

Сейчас в Москве зарегистрировано уже более 2 тыс. фудсейверов. Одним из важных условий движения стало то, что своя волонтерская команда с куратором во главе есть практически во всех районах столицы — это оптимизирует время фудсейверов, организаций-участников и семей. Первое время Анна координировала их самостоятельно, но, когда количество начало резко расти, автоматизировала процессы вывоза и распределения продуктов. Теперь полный волонтерский цикл отслеживает компьютерная программа.

«Важно понимать, что продукты, которые мы раздаем семьям и фондам, — это хорошая и пригодная для употребления еда, — делится Анна. — Большую ее часть организация просто не успевает реализовать в течение рабочего дня и по правилам вынуждена выбрасывать. Иногда к нам в руки попадают продукты с небольшими дефектами, например с неправильной маркировкой, из-за которой продукт нельзя продавать. Но это совершенно никак не влияет на его качество. Есть люди, которым эта еда очень нужна».