Биопечать, фудшеринг, самопознание: как герои премии РБК меняют нашу жизнь
Юсеф Хесуани познакомился с компанией «Инвитро» практически сразу после окончания факультета фундаментальной медицины МГУ. Вместе с друзьями он выкупил франшизу лабораторного центра и начал развивать ее в Москве и регионах. Тогда же произошла его встреча с основателем компании Александром Островским и сотрудниками аналитического центра «Инвитро», которые занимаются поиском новых технологий в области life science. «Александр Юрьевич знал о моем научном бэкграунде в области регенеративной медицины, поэтому решил показать мне необычный проект. Он назывался "Киброг" и был как раз посвящен биопринтингу», — вспоминает Хесуани. После длительных обсуждений и подсчетов инвестиций Островский все-таки решил поддержать проект, похожий на выдумку писателя-фантаста, и предложил Юсефу возглавить его.
Уже шесть лет лаборатория 3D Bioprinting Solutions занимается развитием технологий трехмерной биопечати. В теории она очень похожа на классическую 3D-печать — ту, что используется для создания объектов из металла или пластика. Главное отличие биотехнологии заключается в том, что печатным материалом для сотрудников лаборатории служат живые клетки, помещенные в вязкий коллаген. Они формируют более крупные объекты — функциональные микроорганы.
Когда компания только появилась, она была всего лишь шестой в мире среди всех, кто начал производить собственные биопринтеры, а сегодня их уже больше сотни. Для ее работы была собрана международная команда известных ученых и инженеров, а научным руководителем проекта стал один из признанных пионеров этой технологии Владимир Миронов, профессор инженерной школы Департамента химико-биологической инженерии Государственного университета штата Вирджиния (США). Под его началом лаборатории удалось вырастить щитовидную железу мыши, отправить биопринтер на МКС для проведения испытаний в космосе и создать там искусственное мясо.
Теперь проект стремительно движется к тому, чтобы приступить к воссозданию функциональных человеческих органов, которые впоследствии можно будет использовать в медицине. Главное, что принципиальная возможность их печати уже доказана. Но прогнозировать точные даты пока рано: вероятно, на совершенствование этой технологии уйдет еще не меньше десяти лет.
Идея превратить лекции об искусстве в бизнес пришла к Марии Бородецкой спонтанно: в то время, когда девушка еще работала в рекламном бизнесе, ее будущий партнер Андрей Лобанов решил организовать мероприятие для узкого круга друзей. «Тогда я находилась в поисках себя. С Андреем мы долго дружили и, наверное, поэтому быстро "синхронизировались": решили попробовать провести лекции для всех, кому это будет интересно. Но получилось не сразу. Мы тестировали большое количество гипотез: какие-то из них работали, а какие-то нет», — вспоминает Мария.
Последние несколько лет девушка управляет «Синхронизацией» самостоятельно. В ее команде порядка 60 экспертов: это преподаватели ведущих университетов, сотрудники музеев, ученые и предприниматели. Первые лекции культурной платформы проходили в московских библиотеках и творческих кластерах. Чуть позже у команды появилось свое пространство в Курсовом переулке: просторная площадка, которая сегодня используется и под офис, и под лекторий. Правда, занятий со временем стало в разы больше, из-за чего в 2018 году «Синхронизация» открыла второй центр на Китай-городе, а сейчас находится в поисках третьего помещения. Кроме того, лекции все так же проходят и на гостевых площадках, например в старинных особняках столицы. Такие вечера превращаются в настоящий перформанс, с живой музыкой, игристым и разговорами о высоком. «Есть пары, которые выбирают наши лекции в особняках как один из способов провести свидание, — рассказывает Мария. — Нам даже хочется верить, что своими усилиями мы способны изменить разговоры "на кухне", чтобы люди, возвращаясь домой, обсуждали не погоду или соседей, а что-то прекрасное, например кино или музыку».
Одно из главных достижений «Синхронизации» за прошедший год — выход в онлайн-пространство. За короткий срок дистанционное образование по своей интенсивности превысило обороты проекта в офлайне: благодаря интернету у платформы появились слушатели в 400 городах. По словам Марии, их миссия с годами и успехами практически не изменилась: «"Синхронизация" все так же стремится стать проводником в мир знаний и культуры для своей аудитории. Она помогает глубже понимать опыт, который люди получают в окружающем мире, и переживать его. Наша главная цель — заинтересовать человека, погрузить его в искусство и вдохновить на что-то прекрасное».
«Я учился в Московском институте стали и сплавов рядом с парком Горького и частенько прогуливал пары то в "Музеоне", то в ЦДХ, то в Новой Третьяковке», — вспоминает Антон Белов. Тогда он еще не мог представить, что в будущем станет директором одного из самых прогрессивных российских музеев. Хотя современным искусством уже интересовался. С годами любопытство переросло в хобби, а затем — в профессию. До «Гаража» Антон руководил некоммерческим проектом Gallery White, в котором помогал молодым художникам, а также издавал журнал и интернет-ресурс о современном искусстве «Артгид». В 2010 году по приглашению Дарьи Жуковой он возглавил «Гараж», в залах которого за последние девять лет провел больше 130 выставок.
Современный «Гараж» — это огромная команда из 300 человек, которая управляет образовательным, научным и инклюзивным отделами, архивом, библиотекой и издательством. Музей уже давно вышел за рамки своего здания в парке Горького. Например, в прошлом году открыл игровую площадку «Салют» размером почти в 2 га и совместно с правительством Москвы прорубил вход в парк с Ленинского проспекта, а в ближайшие несколько лет планирует реконструировать здания на территории ЦПКиО и создать полноценный кампус. Кроме того, музей готовится представить свое пространство в «Новой Голландии». И это не считая бурной научной деятельности: недавно «Гараж» открыл кафедру на базе НИУ ВШЭ, чтобы сформировать полноценную школу современного искусства в России.
Белов вдохновляется многими музеями по всему миру, иногда заимствует у них необычные решения, но при этом старается сделать «Гараж» особенным, не похожим на другие. «Мы уникальны тем, что остаемся крупнейшим частным музеем в России. Это значит, что большая часть расходов до сих пор приходится на учредителей. Тем не менее у нас с этого года работает эндаумент-фонд и отлично развита программа лояльности — в ней участвуют порядка 6 тыс. человек», — рассказывает директор музея. В чем-то у «Гаража» вообще нет аналогов: например, он стал первым в России музеем, открывшим отдел инклюзивных программ, который на регулярной основе проводит бесплатные экскурсии и события для посетителей с инвалидностью.
«В прошлом году "Гараж" посетило более 1 млн человек. Одна часть из них — представители нового поколения, которое уже не мыслит себя без современного искусства, — рассказывает Антон. — Другая — те, кто приходит к нам, чтобы только познакомиться с ним. Тогда "Гараж" принимает вызов: вместе с нашими посетителями мы учимся находить подходы, которые помогут нам привить любовь к современному искусству».
«С самого основания SDVentures в 1998 году мы занимались созданием и развитием технологических проектов, — рассказывает Дмитрий Волков. — Часть созданного портфеля интеллектуальной собственности для сервисов знакомств я продал в этом году. Мы рассчитываем, что компания Dating.com Group станет одной из крупнейших мировых компаний на рынке social discovery, ориентированных на Европу, Азию и Америку». Размер сделки оценивается в $395 млн, при этом изначальные вложения в интеллектуальную собственность (домены, торговые знаки и ПО) составили $25 млн.
Уследить за всеми проектами, которые развивает Дмитрий Волков, довольно сложно. Кто-то знает его как мецената и философа, другие — как коллекционера современного искусства, третьи видят в нем успешного предпринимателя и талантливого инвестора. Что касается последнего, то вот простой пример: в 2017 году Волков инвестировал в частный университет технологии и дизайна Harbour.Space, который внедряет новые подходы в высшее образование для одаренных студентов со всего мира. Спустя некоторое время университет стал одной из основных площадок по подготовке учащихся к мировому чемпионату по программированию ICPC, а инвестиция по последнему раунду выросла в семь раз.
Удивительно, но первая работа в жизни Дмитрия Волкова была связана отнюдь не с бизнесом, а с искусством. «В моей жизни были и съемки в кино, и выступления на Бродвее», — вспоминает он. Дмитрий вполне мог стать актером, но выбрал другой путь: окончил исторический факультет МГУ и начал развивать бизнес в IT-сфере еще на первых курсах университета.
«Философия, как и искусство, составляет большую часть моей жизни. Мне удалось осуществить свою мечту: получить второе высшее на философском факультете МГУ», — продолжает Волков. Он написал несколько книг и в прошлом году защитил докторскую диссертацию. «Вместе с коллегами из Московского центра исследования сознания при МГУ (МЦИС) нам удалось собрать коллекцию редких изданий философских трактатов XVII–XX веков. Это первые или прижизненные издания работ великих философов и ученых, которые внесли вклад в развитие философской мысли и, соответственно, оставили след в современной науке». В этом году Волков впервые планирует показать свою коллекцию широкой общественности. Особенностью выставки станет то, что старинные философские книги будут представлены в диалоге с работами современных художников из коллекции его фонда SDV Arts & Science Foundation. Выставка «This Is Not a Book: коллекция Дмитрия Волкова. История о человеке, его искусстве и библиотеке» проходит до 26 января 2020 года в Образовательном центре Московского музея современного искусства.
Формально история проекта Skillfolio началась еще 20 лет назад, когда Виктория Шиманская поступила на факультет психологии ЛГУ, заинтересовалась проблемой формирования эмоционального интеллекта и — позднее — стала автором первой запатентованной методики по его развитию. «Мы провели исследования, которые доказали, что эмоциональный интеллект влияет не только на успехи детей в учебе. Ребята лучше засыпают, без проблем выстраивают контакт с родителями. В целом у них снижается агрессивность в группе», — рассказывает Виктория. Методика действительно получилась новаторской. Как доказательство: за консультациями к Шиманской обращались коллеги со всего мира, в том числе из США и Сингапура.
Со временем Виктория с супругом решили собрать весь наработанный опыт и материал на одной цифровой платформе. Так появился проект Skillfolio, в основе которого лежит авторская технология, направленная на всестороннюю подготовку детей, подростков и взрослых людей к быстро меняющимся условиям и требованиям современного мира. «Развивая гибкие навыки, мы помогаем формировать успешных, реализованных и счастливых профессионалов будущего и настоящего, — продолжает основательница проекта. — Для этого за успехами наших учеников в онлайн-режиме следят не только наставники, но и специально разработанная система искусственного интеллекта». В базе Skillfolio заложено более 500 упражнений, заданий, игровых и диагностических практик, которые используются в работе с разными возрастными категориями. По словам Шиманской, именно машинное обучение позволяет индивидуально подбирать необходимые практики и учитывать все персональные траектории развития, что приводит к наиболее эффективному результату обучения.
Пройти курс на платформе может каждый. Тем, кто только находится в начале пути, Skillfolio предлагает бесплатный тест для составления индивидуального профиля эмоционального интеллекта по 16 параметрам. По нему можно определить, например, свой уровень эмпатии, коммуникабельности или стрессоустойчивости, выявить свои сильные и слабые стороны, которые мешают или, наоборот, помогают в профессии и личной жизни.
Цель платформы на следующий год — собрать комьюнити более чем из миллиона счастливых людей. «По статистике, более 63% людей не удовлетворены своей работой. Мы искренне верим, что человек по-настоящему реализуется тогда, когда он зарабатывает деньги, делая то, что ему интересно, что отзывается в его компетенциях и способах взаимодействия с миром. И хотим помочь людям, которые до сих пор находятся в поиске», — делится Виктория Шиманская.
«Каждый год мы выбрасываем около 17 млн т продуктов», — рассказывает Анна Успенская, компьютерный лингвист и организатор московского движения «Фудшеринг». Несколько лет назад она увлеклась волонтерством: узнала про раздельный сбор мусора, осознанное потребление и заинтересовалась фудшерингом, который на тот момент уже был популярен в Европе. «До того, как я наткнулась на информацию о немецком проекте по фудшерингу, я никогда не задумывалась, что хорошая еда в огромных количествах пропадает в магазинах, столовых, кафе и ресторанах. Моей первой мыслью было: может, это только в Европе проблемы с перераспределением? Но, оказалось, нет — в России статистика не лучше», — вспоминает она.
Немецкий проект вдохновил Анну, и по его образцу она основала первое российское фудшеринг-движение. Изначально основной миссией проекта была борьба с растратой пригодных в пищу продуктов и помощь экологии, но со временем и, кстати, по инициативе самих магазинов команда стала уделять больше внимания социальной поддержке. Фудсейверы (так здесь называют волонтеров) во главе с Успенской заранее договариваются с различными организациями, например пекарнями или столовыми в бизнес-центрах, о регулярном вывозе продуктов, которые не были проданы. Еду они отвозят малообеспеченным семьям, в фонды помощи и приюты, а также раздают продукты бездомным или поддерживают ими волонтерские мероприятия, а кое-что оставляют себе в качестве вознаграждения за проделанную работу.
Сейчас в Москве зарегистрировано уже более 2 тыс. фудсейверов. Одним из важных условий движения стало то, что своя волонтерская команда с куратором во главе есть практически во всех районах столицы — это оптимизирует время фудсейверов, организаций-участников и семей. Первое время Анна координировала их самостоятельно, но, когда количество начало резко расти, автоматизировала процессы вывоза и распределения продуктов. Теперь полный волонтерский цикл отслеживает компьютерная программа.
«Важно понимать, что продукты, которые мы раздаем семьям и фондам, — это хорошая и пригодная для употребления еда, — делится Анна. — Большую ее часть организация просто не успевает реализовать в течение рабочего дня и по правилам вынуждена выбрасывать. Иногда к нам в руки попадают продукты с небольшими дефектами, например с неправильной маркировкой, из-за которой продукт нельзя продавать. Но это совершенно никак не влияет на его качество. Есть люди, которым эта еда очень нужна».