Стиль
Герои #прохобби: эмоциональный интеллект и Катори синто-рю Виктории Шиманской
Стиль
Герои #прохобби: эмоциональный интеллект и Катори синто-рю Виктории Шиманской
Герои
#прохобби: эмоциональный интеллект и Катори синто-рю Виктории Шиманской
Виктория Шиманская
© пресс-служба
Виктория Шиманская — ведущий российский эксперт по эмоциональному интеллекту. Более 20 лет она консультирует бизнесменов и проводит тренинги для педагогов и подростков, а в свободное время занимается боевыми искусствами, а именно фехтованием мечом.

В школе Виктория думала, что станет режиссером, но в итоге выбрала психологию. Когда у нее появились дети, она увидела, что в детских садах и школах много проблем возникает из-за недостаточного развития эмоционального интеллекта, причем как учеников, так и учителей.

Позже девушка создала первую в России запатентованную методику построения профиля навыков и обучения soft skills (межличностному общению) с учетом индивидуальных траекторий развития и основала Skillfolio. Проект объединил экспертные знания ее мужа, имеющего большой опыт работы в технологических компаниях, и ее запас сведений в методологии и психологии.

Сейчас пара делает не только проекты для топовых компаний, но и открывает курсы для всех желающих. Некоторые практики описаны в книге «Коммуникация», где дано более 40 упражнений на развитие эмоционального интеллекта. Виктория Шиманская считает, что для сбалансированной работы мозга и тела у каждого должен быть любимый вид спорта. Для нее таким увлечением стала «Тенсин седэн катори синто-рю» — система боевых искусств, возникшая около 600 лет назад в Японии.

В девять лет я построила свою первую психологическую теорию и поделилась ей с папой. «Понимаешь, между двумя людьми есть еще один человек — образ. И когда кто-то плохо думает про другого, он не воспринимает человека напрямую, а видит этот образ», — сказала я.

После последнего звонка я ходила по набережным Петербурга и поняла, что хочу учиться на психолога. В ЛГУ нас обучали управленческим компетенциям, преподаванию, психологии в маркетинге, параллельно я начала вести тренинги для компаний.

Когда я родила двоих детей, то увидела, что в школе и детсадах не хватает эмоционального развития, причем как у детей, так и у педагогов. Я начала разрабатывать методику soft skills.

Мы создали Skillfolio для поиска предназначения и развития талантов. Нашу модель рассмотрели семь докторов наук. Ее регулярно заказывают для ведущих вузов, образовательных учреждений и компаний.

© пресс-служба

По итогу прохождения бесплатного теста на сайте каждый видит свои сильные и слабые стороны. Представьте совещание: кто-то записывает в уголке, другой кричит, третий накидывает идеи. В зависимости от этого определяется ролевой поведенческий профиль, к примеру, есть маркетолог — создатель идей, а есть маркетолог-аналитик. Он будет по три часа сидеть в таблицах, изучать целевую аудиторию, ему будет хорошо. Первого посади за таблицы, его начнет трясти.

Не может такого быть, что человек — лузер по всем параметрам. Упражнения на развитие эмоционального интеллекта дают возможность проявиться сильным качествам.

Подростки часто не принимают себя и недостаточно замотивированы. Прохождение одного-двух упреждений из нашего теста повлияет на форму всей пирамиды интеллектуальных и эмоциональных навыков.

На последней конференции по образованию я призвала не превращать soft skills в еще один инструмент давления. Худшее, к чему мы можем прийти: «Тебе за креативность 2, за критическое мышление 3».

Только видя искренний интерес, дети привыкают задавать вопрос: «Что же я в себе развил?» Когда учителя постоянно красной ручкой все зачеркивают и пишут: «Это не так», человек к 14 годам разучивается понимать, что у него получается хорошо, а что он хочет развить.

Наши тьюторы получают обратную связь от детей, например, в «Артеке». После квеста на финансовую грамотность они отмечают в телефонах, к примеру: «Я прокачал креативное мышление и эмоциональный интеллект».

Подростковый возраст — своеобразный сгусток талантов и комплексов. Очень важно за короткое время их определить, завоевать доверие молодого человека и показать ему перспективу. Недавно я вернулась с тренинга в Екатеринбурге, где работала с подростками 14–16 лет, знакомила их с трендами и объясняла их собственные сильные стороны, а в итоге они придумывали себе профессии будущего.

Предлагали много проектов, связанных со здоровьем и экологией. Одни захотели оценивать искусство, определять степень разрушения картин и выявлять подделки. Другие придумали профессию «дизайнер беспилотных автомобилей». Он будет мгновенно подбирать музыку и менять интерьер в зависимости от настроения водителя.

Сейчас многие повально идут учиться на программистов. Это как в наше время все зачем-то шли на юристов и экономистов, и где сейчас эти юристы? Когда они вырастут, уровень средней зарплаты программистов будет существенно ниже.

Я всегда говорю родителям: «Если вы хотите помочь ребенку сдать нормально экзамены, представьте, что он будет курьером». В этот момент люди пугаются. «Ну хорошо, счастливым курьером». У них по-прежнему испуг на лице.

Когда ребенок какое-то время работает курьером, официантом, бариста, это хорошо развивает коммуникативные навыки, избавляет от барьеров. Лучше таким образом взять время подумать, чтобы потом не сидеть 15 лет на одной работе, которая тебе ужасно не нравится, с начальником, который на тебя орет, и раз в год, может быть, ездить в Египет.

© пресс-служба

Если дети какое-то время обучались soft skills, они лучше вовлекаются в образовательный процесс, даже если преподаватель ничего не меняет. Они уже лучше понимают, зачем им учиться.

Я спрашиваю учителей, как математика поможет ребенку, который хочет стать режиссером. Они не знают.

Каждого ребенка надо заинтересовать, даже если он потом десять раз поменяет режиссера на врача. Должна быть связь между его фантазиями, мечтами и маленькими шажками в обучении прямо сейчас.

Наш тест прошли больше 40 тыс. человек. Сейчас мы делаем новые короткие варианты в игровой форме. Скоро, в зависимости от результатов, будем прикреплять к резюме видео с YouTube и фильмы, чтобы дети посмотрели на существующий мир с точки зрения своих преимуществ.

Есть миф, что профессиональные навыки конфликтуют с soft skills. Это не так — если человек развивает их. Но это не значит, что по каждому поводу он будет радоваться и рукоплескать. Он лучше понимает эмоции и может не реагировать на поведение другого. Если кто-то кричит, он не будет кричать в ответ, а попробует понять, в чем причина крика.

Как ни странно, руководители часто кричат на тех, на кого больше всего возлагают надежд. Зачем повышать голос на тех, кто плохо работает? Можно просто уволить. Подчиненный думает: «Раз кричит, вообще работать не буду, меня тут не ценят».

Если на вас кричат, можно предложить сесть и поговорить, чтобы понять, что вы делаете не так. Если начальник переходит на крик, чтобы самоутвердиться, можно включить спортивного комментатора: «Ну что, пошла третья секунда, децибелы увеличились еще на несколько баллов». Главное, не засмеяться в этот момент.

Нет неталантливых людей, проблема в том, что многие идут в ближайший вуз или туда, куда проще поступить. В результате некоторые считают себя хорошими сотрудниками, но не понимают, зачем им это надо.

Больше 50% взрослых в возрасте 30–40 лет признают, что не получают удовольствия от работы. Но как ни странно, задумываются о развитии эмоционального интеллекта чаще успешные люди.

© пресс-служба

Если после тренинга участники остаются в своей сфере, им начинает больше нравиться, они думают, как больше заработать и реализовать себя. Есть те, кто уходит с топовых должностей и создает булочные или открывает бренд вязаной одежды и прекрасно зарабатывают — чуть меньше, чем раньше, зато получает гораздо больше удовольствия.

Это вопрос про внутреннюю честность: «А что я правда хочу?» Есть люди, которые, наоборот, закрывают свои маленькие компании и идут работать наемными сотрудниками.

На днях мы приняли участие в запуске обновленного сайта mbm.ru совместно с ГБУ «Малый бизнес Москвы», где представлено более 40 тыс. образовательных программ для предпринимателей. Траектории развития там подбираются индивидуально в зависимости от профиля компетенций, от того, каких знаний в бизнесе, финансах или эмоциональном интеллекте вам не хватает.

При рождении эмоциональный интеллект у мальчиков и девочек одинаковый. Потом, где-то в возрасте трех лет, к мальчикам начинают относиться строже, не проявлять таких ярких эмоций, и в итоге они хуже их распознают.

Я думаю, в профессиональной среде меня стали воспринимать серьезно потому, что я умею менять и полноценно проживать роли. Жена, мать, босс, консультант. В начале карьеры мне, 20-летней блондинке, часто предлагали выпить шампанского вместо переговоров, но потом обращали внимание на то, как я рассуждаю, и разговор шел про бизнес.

Есть девушки, которые обиженным голосом жалуются, что их не воспринимают серьезно. Надо научиться находить в себе состояния «женщины», «предпринимателя» и быть адекватной ситуации. Для этого важно, в том числе, сбалансированное воспитание, чтобы отцы уделяли больше времени дочерям.

Для того чтобы убрать препятствия для женщин в карьере, достаточно убрать пункт «пол» в резюме. Я как амбассадор «Сообщества женщин — предпринимателей Москвы» считаю, что квоты на места для женщин вводить не надо, важнее помочь найти свое предназначение, а не пойти куда-то, потому что там есть квота.

Сначала нужно найти своего человека, а потом уже занятие. Я встретилась с тренером по Катори синто-рю пару лет назад на совместном мастер-классе, где он рассказывал про тело, а я про — эмоциональный интеллект.

Большая часть занятий проходит с использованием боккэнов — деревянных тренировочных мечей, дважды в неделю. На день рождения мне подарили настоящий меч, и теперь 20–30 минут я занимаюсь и с ним тоже.

© пресс-служба

В жизни не как в кино, где герои машут мечом во все стороны. Те, кто тренируется с мечом, бывает, замахивается слишком сильно и отрезает себе верх уха. Но, как правило, на тренировках и соревнованиях никто никого не ранит.

Невозможно правильно научиться управлять своим телом, если не повторил одни и те же движения тысячу раз, не теряя осознанности. При этом движения не должны быть автоматическими.

В современном мире мы хотим быстрее переключаться. Первое время я отвлекалась где-то на 15 повторении, потом ловила себя и возвращалась.

В танцах есть роли, ведущий партнер, музыкальный ритм, который вами управляет. Здесь такого нет, поэтому нужен высочайший уровень эмпатии. Когда я чувствую, как двигается партнер, мой меч и меч противника двигаются синхронно. Происходит синхронизация не только движений, но и мыслей, вы можете даже не касаться друг друга.

Такого состояния концентрации в других вида спорта нет. Если бы в реальном поединке ты на долю секунды отвлекся или на миллиметр ошибся, то все — тебя убили бы.

Меч дает мне возможность сконцентрироваться. Даже если уезжаю куда-то, каждый день делаю несколько ката. (Последовательность движений в поединке с воображаемым противником. — «РБК Стиль».) Тренировка приносит состояние гармонии и контроля над телом, держит меня в тонусе.

© пресс-служба

Каратэ, наоборот, про динамику. Там мы отрабатываем «удары в защите», иначе можно отбить почки.

Мои сын и дочь тоже занимаются каратэ. Сыну 14 лет, он хочет заниматься с мечом, а я говорю: «Поработай еще над осознанностью».

Все религии и философии примерно про одно и то же: как достичь состояния расширения сознания. 2,5 тыс. лет назад буддисты писали, как трансформировать злость или ревность, — то же дает эмоциональный интеллект.

Если в сфере эмоционального интеллекта у меня есть 10 тыс. часов, я могу гарантировать результат, в каратэ — нет. Но зарекаться не буду, может быть, в 60 лет я пойму, что хочу преподавать.