#прохобби: соосновательница Readymag Диана Касай — о веб-дизайне и поисках себя
В 2013 году Readymag запустили Антон Герасименко, Диана Касай и Кирилл Данченко. Сейчас в команде около 30 человек, они разбросаны по разным странам: часть сидит в московском офисе, часть работает удаленно из других городов России и других стран: США, Коста-Рики и Германии.
Летняя подработка в студии Артемия Лебедева в 2005 году помогла Диане Касай осознать, что практический опыт важнее теоретических знаний. Когда встал вопрос — увольняться и учиться либо выходить на полный рабочий день, — девушка забрала документы из института и получила повышение.
Хобби Дианы — пробовать новое. Все ее увлечения связаны с исследованием собственного внутреннего состояния, ума и тела, умением слышать себя и других.
Сейчас она параллельно занимается цветоводством, яхтингом, рисует, учится медитировать и управлять голосом, а еще планирует заняться боевыми искусствами.
Когда запускали Readymag, у нас не было ни опыта, ни знаний. Меня иногда спрашивают: «Диана, как вы осмелились запустить такой сложный проект в 23 года?» Мы просто хотели делать крутой продукт с крутыми людьми и как-то выживали.
Параллельно я продюсировала большие ивенты. Утром занималась организацией мероприятий, потом бежала в офис работать над Readymag, а вечером снова возвращалась к продюсированию. Так продолжалось года полтора-два, пока мы не начали зарабатывать.
Readymag — это в первую очередь неограниченная творческая свобода. Дизайнеры по всему миру любят наш инструмент за то, что он позволяет быстро создавать интерактивные проекты в вебе без шаблонов и обеспечивает максимальную скорость рабочего процесса.
Свобода — это жизнь, а эксперименты — это развитие. Поэтому мы даем всем площадку, где человек может без страха совершать ошибки, искать свой стиль и не бояться что-то сломать. Год от года качество проектов, которые создают пользователи Readymag, растет.
Как в большинстве молодых компаний, на старте мы тянули все на себе. Сейчас моя роль лишь отчасти операционная — финальные согласования по ключевым вопросам и развитие бизнеса в новых странах. Мои основные задачи — определять векторы развития, вовремя замечать проблемные места, создавать оптимальные условия для работы команды и генерировать новые идеи.
Так появился просветительский проект о женщинах в дизайне Designing Women. Мы хотели инициировать дискуссию и узнать, почему женщин-дизайнеров редко допускают на руководящие должности. По статистике, 70% студентов-дизайнеров — девушки, а в компаниях на дизайн-позициях только 20% женщин. В исследовании мы попытались найти этому причину.
В ходе проекта мы расспросили специалисток из разных стран — практиков и теоретиков дизайна — о проблемах, с которыми они сталкиваются на рабочем месте. Оказалось, барьеры везде схожие. Например, исторически сложилось, что женщин чаще нанимают для офисной работы, а мужчин — на руководящие должности. Это связано со стереотипом, что мужчинам более свойственны лидерские качества и они умеют лучше презентовать себя на публике. Амбициозность, инициативность, целеустремленность и рациональность чаще приписываются мужчинам, хотя это общечеловеческие качества.
Работодатели зачастую по-разному интерпретируют поведение сотрудников: мужчину, принимающего решения эмоционально, скорее воспримут как решительного, а женщину — эмоционально нестабильной.
Кому-то комфортнее жить и работать в строгой системе, мне же ближе контролируемый хаос. Я постоянно провожу ревизию собственных установок и ценностей и оставляю себе свободу изо дня в день выбирать, чем заниматься, кем себя окружать, какой быть и во что верить.
Все мои увлечения направлены на исследование себя и своих реакций, преодоление страхов, «заземление» и получение нового опыта. Они дают важное внутреннее понимание «я могу» и доставляют удовольствие в моменте, но у меня нет планов становиться профессионалом в этих сферах.
Однажды я пришла на лекцию к своей подруге и узнала, как правильно ухаживать за растениями. Я всегда любила цветы, и узнав, как с ними обращаться, втянулась, а моя квартира превратилась в джунгли.
Уход за растениями замедляет меня. Я тот человек, который все время бежит и хочет мгновенных результатов, а цветы учат меня терпению и принятию, потому что иногда, даже несмотря на бережный уход и вложенное время, они все равно погибают. С проектами и отношениями случается также.
Чтобы управлять голосом, я пошла на уроки вокала. Узнала, как работает тело: голосовые связки, дыхание, мышцы от макушки до спины, и как все это взаимодействует, когда выступаешь перед аудиторией или поешь. Наши тела реагируют даже на малейшие изменения в эмоциях и интонациях, но мы привыкли это игнорировать.
Мы часто себе запрещаем и редко разрешаем. Не разрешаем себе быть собой, говорить, что думаем, жить по сердцу, совершать ошибки, быть неидеальными. У меня два преподавателя по вокалу, которые разными путями ведут меня к одному и тому же — умению слушать себя, свое тело и вообще разрешать себе петь: иногда плохо, иногда хорошо, но всегда честно.
Жизнь и спорт строятся по схожим правилам. Например, в яхтинге важно уметь расслабиться, ждать ветра и вовремя раскрывать паруса, не бороться с ситуацией и не суетиться. В бизнесе также важно уметь ждать и не принимать решений в эмоциональном кураже.
Первое, что я сделала, когда села на мотоцикл, — въехала в дерево.
«В экстремальных видах спорта ты всегда смотришь на траекторию объезда препятствий и никогда не смотришь на препятствие. Куда направлено внимание, туда будет направлено и действие», — этот важный урок мне преподал тренер по мотокроссу.
Это применимо и к принципам работы в Readymag, и к моей личной жизни. Внимание — это не самоконтроль, а навык, он поддается управлению и очень хорошо прокачивается разными практиками, например медитациями.
Много нового про контакт с телом и управление вниманием я узнала на интенсиве основателя Gogol School Ильи Ромашко. Это был сильный курс про умение слышать себя и других. Чуткий контакт с собственными телом и эмоциями позволяет лучше чувствовать других людей и эффективнее выстраивать коммуникацию.