Бренд-директор adidas Russia — о футболе, переезде в Москву и экотрендах
Рейчел Ховард в компании adidas вот уже 17 лет. Она начинала с позиции стажера в Новой Зеландии, где родилась, а сегодня работает вице-президентом и бренд-директором adidas Russia. Путь в Москву был извилистым: прежде Ховард работала в главном офисе бренда в Германии, Шанхае и Гонконге. В московском офисе в подчинении Рейчел — 100 человек, а в списке главных задач — отбирать подходящие товары для российского потребителя и налаживать грамотную коммуникацию. Но есть и глобальная миссия — продвигать культуру устойчивого развития, sustainability. И эта тема особенно ей близка, ведь ее родное островное государство столкнулось со множеством экологических проблем. Рейчел уверена, что ситуацию можно изменить благодаря маленьким шагам, которые каждый из нас может начать предпринимать дома и в офисе, а также используя возможности глобального бренда.
— Вы родились и выросли в Новой Зеландии. Поделитесь впечатлениями о детстве?
— Если сравнивать с Россией, то это противоположная часть света, очень небольшая страна со своим колоритом. Про Новую Зеландию все время шутят, что у нас 44 млн овец и всего 4 млн людей. Но я там родилась, и поэтому мне все казалось обычным. А если говорить про детство, оно было счастливым и очень спортивным благодаря моим родителям. Во что я только не играла, но самым любимым видом спорта был футбол.
— Необычный выбор для девочки.
— Да, особенно во времена моего детства и в моей стране. Новая Зеландия — чемпион мира по регби. У нас это национальная игра, в которую играют все — и мальчики, и девочки. Но мой папа играл в футбол, а я всегда равнялась на него, поэтому начала играть с пяти лет. С 1998 по 2008 год была вратарем в национальной женской сборной, в 2007-м участвовала в женских играх FIFA, а в 2008-м — в летних Олимпийских играх в Пекине. Я и сегодня могу попинать мяч — это отличный способ выпустить энергию.
— С чего началась ваша карьера в adidas?
— Я начинала с позиции стажера в adidas в Новой Зеландии, потом работала в главном офисе бренда в Германии, Шанхае и Гонконге. И вот я уже шесть месяцев в Москве. Совсем недолго, поэтому у меня не очень хороший русский. (Смеется.)
— Помните свой первый приезд в Москву?
— Впервые я была в Москве в декабре 2017 года. Помню снег, огни, рождественские ярмарки — волшебное время. Во второй раз я уже приехала сюда в этом году 6 января. После Гонконга это был очень сильный контраст: зиму в Китае трудно назвать зимой. Через два дня я уже вышла на работу и этот день не забуду никогда. Мне нужно было представиться, познакомиться со всеми. И вот я стою, а на меня смотрят 100 человек. Это было весело!
— Продолжаете заниматься здесь спортом?
— Да, у нас рядом с офисом есть фитнес-зал. Я приезжаю рано утром и бегаю. Именно в Москве я впервые попробовала скандинавскую ходьбу и фигурное катание, а зимой мы всей командой катались на сноубордах. Это вообще мой главный совет экспатам: будьте открыты ко всему новому и никогда не говорите «нет». Никто не знает, как надолго мы задержимся в этой стране, но суть жизни — в полученном опыте. Не бойтесь пробовать новое. И привозите с собой в Москву побольше теплых курток.
— Германия, Шанхай, Гонконг, а теперь Москва — что самое сложное при переезде в новую страну?
— Если ты переезжаешь куда-то без семьи, то каждый раз важно найти свой круг общения. Без друзей очень быстро почувствуешь себя одиноким. Мне повезло, потому что когда я оказалась в Москве, сюда уже переехала моя бывшая коллега вместе с мужем, она из Германии. Следующий момент — коммуникация. Я советую освоить язык хотя бы на разговорном уровне. Люди это ценят и становятся более открытыми для общения.
— Чем вам нравится Москва?
— Это очень красивый город с богатой историей и невероятной архитектурой. В Новой Зеландии такого не найти. Мне нравится центр, я живу недалеко. По выходным люблю погулять с камерой (я фотограф-любитель), поснимать здания и людей. У Москвы классный «вайб»: город заряжает, мотивирует идти вперед. Я бы хотела увидеть больше российских городов и мечтаю съездить в Санкт-Петербург.
— У вас уже появились любимые места в Москве?
— В хорошую погоду люблю приезжать в сад «Эрмитаж», сесть в уютном кафе и читать.
— Вам нравится русская кухня?
— Я не ем мясо, поэтому большинство блюд просто не могу попробовать. Зато я люблю пельмени с овощами и русское пиво. Еще мне понравилась грузинская кухня, и я часто хожу в суши-рестораны, потому что скучаю по азиатской еде.
— Вы работаете в adidas 17 лет. Что вас привело в компанию?
— Во-первых, меня привлекал тот факт, что я могу работать в любимой сфере. А во-вторых, мне близка и понятна философия бренда — спорт объединяет людей и может менять их жизни к лучшему. Вот к примеру, я из Новой Зеландии и плохо говорю по-русски, но это не помешало бы мне сыграть с вами в футбол — для этого не обязательно говорить на одном языке. Или взять истории людей, которые смогли благодаря спорту заработать и вырваться из бедности. А еще меня всегда интересовал маркетинг — бренды, потребители, поведение и психология людей. Его вместе с бухгалтерией я изучала в известном в Новой Зеландии Оклендском университете технологий.
— Sustainability, или «устойчивое развитие» — одно из главных слов этого года и глобальный тренд. adidas в числе первых заинтересовался и поддержал эту тему. С чего все началось?
— Все началось в 2015 году, когда с нами связалась организация Parley for the Oceans и предложила использовать в нашей продукции переработанный океанический мусор. Эрик Лидтке, член исполнительного совета adidas Group, поддержал эту идею и дальше все понеслось, как снежный ком. То, что происходит с мировым океаном, — большая трагедия. И наше решение не просто хорошая инициатива, это уже обязательство. Мы как интернациональная компания должны подавать пример для общества и делать планету лучше для будущих поколений. Этот проект особенно мотивирует меня, потому что я из страны, окруженной водой, и вода важна для нас.
— Расскажите о вашем любимом проекте в рамках глобального проекта «Sustainability».
— В этому году во Всемирный день океанов 8 июня во второй раз прошел благотворительный забег «Run for the Oceans». За каждый километр пробежки, совершенный бегунами с 8 по 16 июня, компания adidas вносила $1 в фонд Parley for the Oceans. Собранная сумма пойдет на развитие образовательных программ Parley Ocean School Program. В этом году к нашей глобальной инициативе присоединилось больше 2 млн человек — это фантастика.
— Много было участников в Москве?
— И в Москве, и в России — в общей сложности мы пробежали 12 млн км. Хотя я слышала скептические разговоры: «Москва далеко от океана, почему это так важно?» На мой взгляд, ответ очевиден — все реки впадают в океаны, а в Москве есть большая река. Кроме того, мы все едим рыбу и речь идет об экосистеме в целом. Поэтому не важно, живете вы у океана или в тысячах километров от него.
— Может быть, дело в том, что Москва пока не подготовлена к таким проектам?
— Все начинается с маленьких шагов. Я знаю, что в Москве уже появились контейнеры для раздельного сбора мусора. Если говорить про наш московский офис, то мы убрали из-под каждого стола мусорные корзины и теперь выбрасываем мусор централизованно. Каждый день после окончания рабочего дня сотрудники относят мусор в одно место, где стоят раздельные баки. Пакеты мы используем только биоразлагаемые. Вместо пластиковых столовых приборов — металлические, и многоразовые стаканы. Благодаря таким простым мерам мы сократили объем пластикового мусора: если раньше мы производили 3 тыс. кг пластикового мусора в год, то сейчас всего 200 кг.
— Как соблюсти грань и вызвать доверие у потребителя? Убедить, что компания действительно пытается решить проблему, а не занимается самопиаром на волне глобального тренда?
— Главное — хотеть что-то изменить, быть последовательными и не ограничиваться разовыми акциями. Мы проводим большое мероприятие — забег «Run for the Oceans», но, кроме этого, мы предпринимаем и другие шаги. Наша глобальная цель — развивать технологии, уменьшать количество отходов и перерабатывать пластиковый мусор. Например, несколько недель назад мы запустили новую технологию Futurecraft.Loop. Это кроссовки, в которых применяется только термопластичный полиуретан — пластик, который можно использовать многократно. И нет клея. Это значит, что после того, как вы используете эту обувь, вы сможете сдать ее обратно в магазин adidas и мы будем использовать ее как сырье для создания новой обуви. В апреле этого года было выпущено 200 таких пар. Мы их не продавали, а отправили инфлюенсерам, чтобы получить от них обратную связь, доработать обувь и выпустить новую партию в 2021 году. Она уже будет продаваться. К 2024 году мы планируем использовать только перерабатываемый пластик, который будем брать из океана.
Клип о производстве кроссовок Futurecraft.Loop
— Поделитесь вашими планами на будущее.
— Вообще, мне нравится работать в разных странах с разными культурами. Но пока я в Москве, моя задача — применяя разные стратегии, сделать adidas лучшим спортивным брендом в России. Где я буду через пару лет? Кто знает. Но я точно буду работать в adidas.