Стиль
Герои Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему
Стиль
Герои Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему
Герои

Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему

Фото: пресс-служба
Мы собрали номинантов Премии РБК — 2018 в категории «Менеджер в социальной сфере», чтобы поговорить о придуманных ими проектах. Без большой любви к своему делу и веры в безграничные возможности людей реализовать их было бы сложно.
Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему

Дарья Алексеева
Директор Charity Shop и Благотворительного фонда «Второе дыхание»,
победитель Премии РБК — 2018

Номинирована:
«За создание экосистемы работы с одеждой на любой стадии ее жизни»

Charity Shop скоро отметит пятилетний юбилей: за это время поменялись и концепция проекта, и даже название — теперь он известен как «Второе дыхание». Благотворительный магазин появился после того, как однажды Дарья и ее подруги решили устроить однодневную барахолку, на которой заработали 134 тыс. руб. «Мне показалось, что это хорошая идея — открыть стационарную точку, куда каждый сможет принести ненужные вещи. А мы их продадим и отправим прибыль на благотворительность», — рассказывает Алексеева.

Благотворительная деятельность привлекала ее еще с университетских времен. На первом курсе перед Новым годом девушку пригласили присоединиться к группе волонтеров, которые собирались поехать в детский дом: «Это стало моим первым подобным опытом. В итоге весь студенческий период я балансировала между изучением финансовых дисциплин и своими волонтерскими проектами. Были дни, когда после сдачи экзамена по аудиту я неслась в детский дом играть в мафию и фандрайзила у родителей своих одногруппников на поездку для детей в лагерь».

Фото: facebook.com/pg/vtd.fond

Сегодня «Второе дыхание» — это уже больше 60 пунктов приема текстиля по Москве. Оборот одежды увеличился с 2 кг в день до 400 т в год, которые приносят порядка 150 тыс. человек. Магазин сотрудничает с тремя сотнями офисов, предприятий и городских институций, осуществляет федеральную программу по приему сырья вместе с магазинами ИКЕА, открывает филиалы в регионах и самостоятельно занимается переработкой любой одежды и текстиля, кроме кожи и меха. «Второе дыхание» видит своей миссией научить людей вести более ответственный образ жизни и думать об осознанном потреблении. «Конечно, для этого необходимо развивать инфраструктуру приема одежды, — считает Алексеева, — и продвигать идею на городском уровне, чтобы движение касалось не 1% горожан, а всех нас».

Дарья все так же продолжает курировать благотворительные проекты. По ее инициативе в прошлом году более трети вещей в хорошем состоянии были переданы нуждающимся семьям в регионы. Вместе с ней работают как профессионалы, так и люди из социально незащищенных групп. Благодаря «Второму дыханию» многие из них получают возможность вернуться в общество и начать новую жизнь. В будущем Алексеева хочет открыть компанию полного цикла по работе с одеждой на любой ее стадии и создавать продукты из вторичного текстильного сырья. «Я мечтаю о масштабной коллаборации с крупными брендами. Все, что сейчас продают ретейл-гиганты, рано или поздно попадет в мусор. И мы должны быть достаточно большими и сильными, чтобы этого не допустить».

 

 
Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему

Татьяна Честина
Руководитель движения ЭКА

Номинирована:
«За экологическое просвещение жителей России»

Татьяна Честина впервые попала в общественную организацию, когда училась в университете и жила в Иркутской области, вблизи Байкала. Тогда она проводила много времени на озере, обучая местных жителей и туристов бережному обращению с тем, что дарит природа. Девушка признается, что любовь к экологической деятельности в ней проснулась благодаря конкретному человеку, Татьяне Марковой — инициатору празднования Дня Байкала. «Еще тогда в нашем офисе был организован раздельный сбор мусора, а на мероприятиях мы пользовались только многоразовой посудой. Все, что она делала, очень вдохновляло меня», — признается Татьяна.

После переезда в столицу девушка запустила небольшой проект — энциклопедию Ecowiki.ru, в которой собирала прикладные знания по снижению экологического следа. А сейчас этот проект — лишь одно из направлений работы большого межрегионального движения ЭКА, которое действует с 2010 года.

Под руководством Честиной организация разрабатывает экологические уроки для школьников «Экокласс.рф», реализует программу «Зеленые вузы России» с более чем 150 университетами по всей стране, помогает гражданам защищать свои экологические права и учит формировать ответственное обращение с отходами с помощью проектов «Экодвор» и «Люди вместе — мусор раздельно». «Нам очень важно, чтобы как можно больше людей осознали, какие экологические проблемы существуют в мире, и поняли, как мы становимся их источником и как они влияют на нас, — рассказывает Татьяна. — Но еще важнее показать, как можно снижать свой личный экологический след и какие действия для помощи природе можно совершать вместе с другими людьми».

Благодаря одной из первых инициатив движения ЭКА «Больше кислорода!» в 47 регионах России было высажено порядка 10 млн деревьев. В 2015 году появилось ее продолжение — сервис PosadiLes.ru — краудфандинговая площадка, которая привлекает людей к восстановлению леса. Каждый пользователь, пожертвовавший средства на посадку деревьев, награждается именным сертификатом о вкладе, а после получает подробный отчет о проделанной работе с фотографиями, видеороликом и координатами восстановленного участка. Этот проект уже собрал средства от 3300 человек для посадки более 300 тыс. деревьев. Кстати, в рамках подготовки выставки Expo 2020 движение ЭКА выиграло грант от правительства ОАЭ на разработку мобильной игры «Посади лес», которая будет рассказывать, почему так важно сохранять лес и что ему угрожает.

 

 
Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему

Любовь Ермолаева
Управляющий партнер проекта BuySocial

Номинирована:
«За создание комфортной среды для благотворительного ретейла»

После окончания учебы в Англии Любовь Ермолаева вернулась в Россию развивать социальные проекты. Ее карьера в благотворительной сфере началась 10 лет назад с фонда «Настенька» и международной гуманитарной организации «Врачи без границ». «В то время я стала замечать, что в нашей стране появляются интересные социальные предприятия, и несколько примеров меня очень вдохновили. Например, Cocco Bello — небольшое производство медовых муссов в маленькой деревне на Урале, или "Шоколад на меду", который дает возможность работать людям с ограниченными возможностями в Ярославской области», — рассказывает девушка.

Проект BuySocial — это воплощение давней мечты Ермолаевой о собственном деле, которое приносило бы пользу обществу. Третий год она собирает на единой платформе самые разные ремесленные производства из столицы и регионов. Они дают работу людям с инвалидностью и пожилым, а прибыль отправляют на благотворительность, борьбу с серьезными заболеваниями, в детские дома и дома престарелых. Любовь призывает людей к социально ответственному потреблению — когда не все равно, что, где и у кого ты покупаешь: «Заказывая какую-либо вещь у BuySocial, каждый может быть уверен, что он делает доброе дело: для этого в посылку мы вкладываем открытку, в которой пишем, чьими руками был сделан товар».

Кстати, у BuySocial можно заказать и корпоративные подарки с социальной миссией: на такой случай у команды есть несколько каталогов на каждый праздник. Эту идею им подали бизнесмены, которые сами захотели сотрудничать с социальным проектом и за время его существования помогли Ермолаевой реализовать более 30 тыс. единиц продукции. Среди постоянных клиентов магазина: «Ростелеком», «Сбербанк Страхование», Mail.Ru Group и ABBYY. А в 2018 году впервые были запущены витрина продукции социальных предприятий из России на международном маркетплейсе eBay и продажа благотворительных браслетов в сети магазинов одежды Sela.

Сейчас в сообществе BuySocial более 30 социальных предпринимателей: они создают уникальные, стильные, качественные и нужные товары, которые, как показал опыт, приятно и ценно получать в подарок. Среди них полезная еда, сладости, чаи, экологически безопасные продукты, блокноты из обрезков бумаги, остающихся в типографии, наборы керамической посуды, авоськи ручной работы и многие другие сделанные с душой вещи.

 

 
Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему

Анатолий Мовшович
Руководитель проекта «Мир на ощупь»

Номинирован:
«За качественное улучшение возможностей для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями»

На создание проекта «Мир на ощупь» Анатолия Мовшовича семь лет назад вдохновил случайный знакомый, с которым он встретился во время учебы в Израиле. Его поразило, с каким оптимизмом 24-летний парень относился к жизни, будучи при этом абсолютно незрячим: способность видеть он потерял за год до встречи с Анатолием. История о духовной силе, способной преодолеть любые трудности, подтолкнула Мовшовича на создание музея, где здоровые люди, погружаясь в темноту, могут лучше понять особенности жизни слепых.

«Мир на ощупь» — это не только интерактивное пространство в Санкт-Петербурге, но и масштабный социальный проект, направленный на воспитание толерантности в обществе. Он открылся в 2015 году. Долгое время молодому человеку не удавалось найти деньги на реализацию рискованной идеи. «Я писал письма в крупные компании с просьбой поддержать наш проект, но от всех получал отказы, — рассказывает Анатолий. — Спонсор нашелся там, где я не ожидал: им стал один из моих клиентов в ивент-агентстве. Он выделил нам на развитие первые 3 млн руб.».

Уникальный музей занимает площадь 500 кв. м в одном из крупных петербургских торговых центров. Его пространство разделено на пять зон: жилая комната, городская улица, рынок, парк с прудом и кафе. В них, полагаясь на помощь незрячих гидов, можно в полной темноте прогуляться по аллеям, выбрать фрукты, заказать напитки и даже покататься на лодке. Кроме экскурсий «Мир на ощупь» реализует обучающую программу для школьников и часто проводит корпоративные тренинги — они направлены на сплочение как взрослых, так и детей.

Команда проекта состоит из 25 человек в возрасте от 20 до 48 лет, из которых 19 — незрячие, и шесть — люди с ограниченными возможностями. Всех их Мовшович нашел в социальных сетях: к его удивлению, они оказались активными интернет-пользователями. Создавая «Мир на ощупь», Анатолий не знал, что государство выдает субсидии на создание рабочих мест для людей с инвалидностью, и не ожидал, что проект окажется таким масштабным. Сейчас его ежемесячно посещает около 5 тыс. человек. Также «Мир на ощупь» регулярно отмечают различными наградами. А сотрудничество с регионами позволит в ближайшее время открыть филиалы музея в других городах России, что, в свою очередь, частично решит вопрос трудоустройства незрячих людей.

 

 
Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему

Антон Степаненко
Сооснователь todogood

Номинирован:
«За помощь в решении стратегических задач социального сектора»

Сооснователь платформы социальных изменений todogood Антон Степаненко по образованию юрист. Долгое время он работал адвокатом, а получив степень MBA в Лондонской бизнес-школе, устроился в международную консалтинговую компанию. Молодой человек признается, что ему всегда была интересна сфера образования и социального лидерства: «Еще до todogood я постоянно старался что-то организовать: рок-группу, вечеринки, совместные походы в театр. Мне хотелось дарить людям счастье».

Идея создать платформу, где авторитетные лица из мира бизнеса смогли бы применить свой талант и опыт в решении стратегических задач социального сектора, появилась во время одной из поездок в «подшефный» детский дом. В дороге Антон размышлял, что было бы хорошо участвовать в судьбе подопечных не только редкими поездками, но и своими профессиональными навыками и знаниями в сфере лидерства. Тогда и пришла мысль организовать единое дружное сообщество. Правда, первые препятствия на пути реализации идеи не заставили себя долго ждать. Вскоре выяснилось, что серьезную помощь социальной организации, фонду, театру, музею или школе можно оказать только с поддержкой полноценной команды профессионалов из разных сфер. А наличие команды также означало необходимость ее организации, развития и сплочения. Всему этому молодой платформе пришлось срочно научиться.

Todogood работает по принципу good projects — good people. Платформа ищет интересные и полезные социальные проекты, подбирает команды профессионалов, готовых помочь в их реализации, и, самое главное, способствует тому, чтобы процесс достиг успеха. Другими словами, используя инструменты стратегического планирования, конструктивного обсуждения и эффективной коммуникации, помогает молодым проектам разбираться в тонкостях социального предпринимательства. Сегодня через проекты и мероприятия todogood прошли уже почти 1 тыс. человек. «Мы сотрудничаем с огромным количеством прекрасных социальных организаций. Среди них как крупные — Третьяковская галерея, МГУ, так и относительно небольшие — фонды "Старость в радость" и "Большая перемена". Если переложить время участников наших проектов на их среднюю зарплату, мы получаем более 40 млн руб. инвестированного социального человеческого капитала».

Каждый месяц todogood совместно с социальными предприятиями запускает семь-восемь новых проектов. Каждый из них длится по два-три месяца, в течение которых бизнес-структура помогает новичкам в изучении фандрайзинговых стратегий, составлении плана развития и принятии новых организационных решений. «На мой взгляд, круче всего то, что ребята из проектов после их завершения что-то меняют в своей жизни и понимают, что могут реализовать себя гораздо полнее и интереснее, чем прежде, — делится Антон. — Некоторые создают свои собственные социальные организации, кто-то полностью меняет карьеру, понимая, что ему по душе совсем другая деятельность, а кто-то просто заводит новых друзей. Мне кажется, когда человек "находит себя" — это и есть главный результат нашей работы». В будущем todogood планирует превратиться из проектной платформы в полноценную образовательную action-learning-площадку, на которой профессионалы из социального и делового сектора смогут получать новый опыт, знания и компетенции.

 

 
Как социальные предприниматели меняют российское общество к лучшему

Владимир Смирнов
Учредитель центра «Благосфера»

Номинирован:
«За создание и быстрый рост не имеющей аналогов инфраструктурной некоммерческой организации, в разработке которой приняли участие более 70 НКО»

Центр «Благосфера» — это некоммерческая общественная организация, которая создана для вовлечения людей в социальную активность и благотворительность. В 2016 году проект родился благодаря усилиям Владимира Смирнова. На тот момент Владимир уже был учредителем двух частных благотворительных фондов, но решил для себя, что ему важно поддержать именно инфраструктуру развития этой сферы. Его идея создать центр, который не будет связан с деятельностью какого-то одного благотворительного фонда, привела к тому, что в Москве появилось настоящее «представительство» городской социальной активности. В итоге более 70 НКО участвовали в обсуждении концепции «Благосферы», и к моменту открытия в здании в 1-м Боткинском проезде центр уже представлял собой сообщество организаций, которые были готовы начать открытый диалог с горожанами.

«Благосфера» соединяет в себе городской креативный кластер, комьюнити-центр, институт развития благотворительности и площадку для профессионального роста некоммерческих организаций. Здесь каждый горожанин может познакомиться с возможностями, которые предоставляют благотворительные фонды, волонтерские центры и социальные проекты. «Благосфера» самыми разными путями предлагает людям лично участвовать в изменениях, делать мир вокруг лучше и быть ответственными. Прямо здесь можно попробовать самому сделать что-то полезное и помочь в решении проблемы. Так, в центре работают благотворительный магазин Charity Shop, пункт буккроссинга и лекторий, где можно поделиться своими знаниями. А еще можно провести праздник «со смыслом»: устроить любое торжество, отказавшись от подарков в пользу помощи фонду и предложив друзьям пожертвовать средства.

Фото: пресс-служба

За два года работы «Благосферы» участниками событий стали 44,2 тыс. человек. Более 300 организаций провели здесь почти тысячу мероприятий. «Прежде всего это независимое место для встречи инициативных и неравнодушных горожан. На нашей площадке впервые познакомились с благотворительностью сотни школьников, студентов и взрослых, — рассказывают руководители «Благосферы». — Участниками событий бывают самые разные подопечные — бездомные, инвалиды и люди с серьезными заболеваниями. Дети и пожилые, студенты и топ-менеджеры компаний. Тема благотворительности объединяет всех». В центре часто можно встретить тех, кто хочет помочь. Среди гостей были премьер-министр России Дмитрий Медведев, известные общественные деятели, режиссеры, писатели и актеры: Владимир Познер, Дмитрий Быков, Чулпан Хаматова, Юрий Колокольников, Александр Сокуров и другие.

«Недавно нам выпала удивительная возможность обратиться сразу к 7,5 тыс. москвичей со сцены "Крокус Сити Холла" — рассказать им о "Благосфере" и пригласить попробовать себя в благотворительности или узнать больше о том, как она сегодня устроена, — делится директор центра Наталья Каминарская. — Это произошло во время концерта певицы Zaz и для нас оказалось большой неожиданностью, потому что ее команда сама обратилась к нам с предложением. Оказывается, у певицы есть сеть благотворительных организаций Zazimut. И в каждом городе, куда она приезжает с концертом, команда выбирает одну инициативу, которой дает возможность поделиться своей философией с поклонниками певицы. Теперь "Благосфера" тоже стала частью Zazimut».