CEO Pomellato — о человеческом факторе и бизнесе по-итальянски
Сабина Белли стала первым генеральным директором Pomellato после того, как в 2015 году ювелирный дом вошел в состав Kering Group. Прежде она много лет проработала в группе LVMH, в том числе в компании Bvlgari. Благодаря этому у нее есть возможность сравнить два великих итальянских ювелирных бренда.
— Сабина, есть ли у вас собственные украшения Pomellato?
— Да, причем появились они у меня задолго до того, как я пришла в компанию. В молодости я жила в Париже, а Pomellato очень сильны на французском рынке. Свое первое кольцо винтажного дизайна с овальным кабошоном аквамарина я купила в 1989 году. С удовольствием ношу его до сих пор, оно уже стало частью моей натуры, моего образа. Одна моя подруга говорит: «Когда я думаю о тебе, в первую очередь вспоминаю твое кольцо Pomellato». Мне кажется, что сильная эмоциональная связь и привязанность женщин к украшениям Pomellato — одна из особенных черт бренда. У меня также есть кольца Nudo с аметистом, голубым топазом, празеолитом. Украшениям уже почти 20 лет, дизайн немного устаревший, но камни прекрасно сохранились!
— Марка в первую очередь славится полудрагоценными камнями. Каково их происхождение?
— У Pomellato свои строгие критерии отбора и своя экспертиза в области геммологии. Даже сегодня, когда на рынке все сложнее найти натуральные качественные камни, нашим специалистам во главе со Стефано Кортеччи (мы его называем gem master) удается находить необыкновенные экземпляры. География самая обширная: Мозамбик, Танзания, Мадагаскар, Индия, Цейлон, Южная Америка, Аризона (там добывают морганиты), Нью-Мексико (бирюза). Из России мы получаем окаменелое дерево, которое миллионы лет пролежало в земле: этот загадочный твердый материал черного цвета мы используем в наших украшениях Victoria, посвященных английской королеве, которая всегда носила траур по покойному супругу. Хочу подчеркнуть, что все наши бриллианты этически чистые, мы полностью отслеживаем цепочки поставок. Проверить всех поставщиков цветных камней трудно, но я надеюсь, что в будущем ювелирная индустрия будет организована таким образом, чтобы абсолютно все источники драгоценных и полудрагоценных камней были под контролем.
— Какова ваша стратегия управления компанией? Что важно держать под контролем?
— На первом месте — бизнес, получение прибыли и даже конкретнее — двухкратное увеличение этой прибыли. Вполне прагматичная задача: ведь бренд принадлежит акционерам, которые должны извлекать выгоду. Вторая цель — менее рациональная: трансформация компании, ее позиционирование на рынке, структура дистрибуции. Могу сказать, что в Италии мы занимаем второе место после Bvlgari, а в Европе входим в четверку крупнейших ювелирных брендов. Сегодня очень важно мультиканальное присутствие на рынке: чтобы бренд был представлен и в торговых центрах, и в мультибрендовых магазинах, и в фирменных монобутиках, и в интернете. Кстати, у нас отличное партнерство с онлайн-платформами Net-a-Porter и Moda Operandi, плюс хорошо работает и электронная коммерция на сайте pomellato.com. Хотя покупки в Сети составляют очень небольшой процент — виртуально покупать кольца (а это существенная доля нашего ассортимента) довольно сложно, их надо мерить. Многие клиенты возвращаются, потому что наши кольца удобно носить по нескольку сразу, сочетая разные размеры и оттенки камней. И все равно нам надо увеличивать трафик, завязывать более тесные отношения с клиентами, знать их в лицо и по имени.
— А своих сотрудников вы всех знаете?
— Конечно нет, все-таки в штате трудятся 900 человек. Но должна сказать, что человеческий фактор — еще одно направление моей работы как генерального менеджера. Я хочу, чтобы мои сотрудники развивались и росли не только в профессиональном, но и в личном плане. Чтобы люди, вечером уходя с работы, испытывали чувство удовлетворения и с радостью шли на нее утром. Важно, чтобы у них, кроме цели заработать, были более высокие цели и устремления: чувство общей миссии, общих ценностей, общего подхода к работе и жизни. Знаете, мы провели опрос о том, что важно для каждого в человеческом плане. И среди множества абстрактных, даже философских понятий выделились несколько важнейших, объединяющих моих работников: например, семья, взаимное уважение, страсть к работе. Ведь очень важно, чтобы компания не постулировала ценности, навязывая их членам коллектива, а сами работники формулировали важные для себя вещи. Еще одно важное человеческое качество, которое мы ценим в Pomellato, — быть genuine, то есть подлинным, настоящим. В мире роскоши, где много внешнего блеска и статуса, громких поверхностных заявлений, это довольно редкая вещь.
В Италии мы занимаем второе место после Bvlgari, а в Европе входим в четверку крупнейших ювелирных брендов.
— Вы упомянули Bvlgari как главного конкурента Pomellato в Италии, компанию, где вам довелось работать. В прошлом тоже итальянский семейный бизнес, приобретенный концерном роскоши. Что общего и различного между этими брендами?
— Нередко говорят, что марка Pomellato — младшая сестра Bvlgari. Bvlgari старше в два с лишним раза, Pomellato всего 50 лет, а Bvlgari больше 130. Pomellato «моложе» и по стилю — здесь нет крупных парадных вещей с драгоценными камнями. Оба бренда Made in Italy, но Bvlgari из Рима, а Pomellato из Милана — и в этом фундаментальное различие характеров. Рим — древний город, колыбель мировой культуры, столица империи, а значит, вдохновленные им драгоценности роскошны и величественны, подобно кутюрным нарядам эпохи dolce vita. Милан — совсем другая история: здесь царит строгий деловой стиль, индустриальный дизайн, прет-а-порте, а значит, и украшения предназначены не для роскошных див, а для современных, активных, работающих женщин. Мне посчастливилось поработать в обоих домах и глубоко оценить обе грани итальянской ювелирной традиции. И мне необыкновенно важно, что обе эти компании выросли из семейных предприятий. Ни в одной другой стране мира нет столько предпринимателей, как в Италии, — вся индустрия носит имена и фамилии семейных кланов: Барилла, Феррари, Феррагамо. Конечно, семейный бизнес имеет свой предел, который, как правило, не позволяет компании выходить на международный уровень. И здесь вступают в игру крупные конгломераты роскоши, которые далеко не всегда сохраняют традиции в угоду маркетингу.
— Каковы приоритеты у Франсуа Пино и Kering Group?
— К счастью, Kering Group давно питает глубокую любовь и привязанность к итальянским компаниям, таким как Gucci, Bottega Veneta, Brioni. У семьи Пино, даже несмотря на французское происхождение, большая часть сердца отдана Италии — они понимают и ценят итальянский путь развития своих компаний, который отличается от французского подхода, сравните Louis Vuitton и Gucci. Kering ценит и защищает эту «итальянскость» своих брендов, активно взаимодействует с членами семей. Каждый бренд привносит свои знания, умения, ноу-хау, которые становятся общим достоянием группы, а группа помогает их поддерживать и развивать. Способ работы в Kering — исключительно предпринимательский. Господин Пино уполномочивает своих CEO развивать вверенные им бренды как предпринимателям. Здесь нет единого способа, стандартного подхода, у каждой компании своя индивидуальность, поэтому каждый бренд в составе Kering Group сохраняет свою ДНК и аутентичность.
— Есть ли у Pomellato свои особые способы закрепки и огранки камней?
— Конечно! Например, огранка камней для линии Nudo защищена патентом. 57 граней, как у классического бриллианта, но расположены они сверху, делая камень немного похожим на бриолет. Плюс необычна и квадратная форма, которая редко используется в ювелирном деле. Для линии Capri также применяется особая мультифасетная огранка, но немного другая, чем в Nudo. В украшениях Ritratto в оправу заключается плоский прямоугольный камень, получается как бы портрет минерала со всеми его чертами и особенностями структуры. Когда камень слишком чистый и правильный, это скучно. Именно поэтому бесцветным бриллиантам с идеальной кристаллической решеткой мы предпочитаем цветные камни, в том числе с внутренними включениями. Впрочем, бриллиантам тоже находится место в наших коллекциях, например, в новой линии Nuvola («Облако»). Кольца из полированного золота имеют обтекаемую форму морской гальки, внутрь помещен бриллиант. Эти оригинальные украшения можно использовать даже как кольца для помолвки, просто в менее классическом варианте. И конечно, можно носить одновременно несколько колец с бриллиантами разных размеров.