Джордж Саймон, топ-менеджер Mastercard: «В России любят все делать быстро»
Джордж Саймон уже почти год возглавляет Mastercard в регионе, в который вошли 12 стран, включая Россию, Казахстан, Беларусь, Грузию, Турцию и Израиль. Он перешел на свою должность с поста президента Mastercard в Центральной и Восточной Европе, где отвечал за работу компании в 19 странах. Сегодня в задачи Саймона входит развитие финансовых технологий быстрорастущих рынков, где Mastercard активно участвует в формировании цифровой экономики, внедряет безналичные платежи и собственные инновации.
— Каково работать на российском рынке по сравнению с другими странами?
— Россия — это самая большая страна в Европе, и для Mastercard это один из самых прибыльных рынков в Европе и мире. Компания ведет здесь бизнес уже более 20 лет. Если обратить внимание на процентное соотношение использования наличных денег и цифровых платежей, то в большинстве стран мира до сих пор 85% — это наличность и только 15% — цифровые платежи. Если взглянуть на Россию, цифры будут другие — за последние несколько лет доля цифровых платежей выросла с 30 до 50%. Я даже не рассматриваю Россию как развивающийся рынок, это уже развитый рынок. Наши российские клиенты в числе первых, кто активно осваивает инновации, которые мы привносим по всему миру. В России любят все делать быстро и при этом хотят быть уверенными, что используют лучшее программное обеспечение в сфере цифровых платежей. Я рад, что здесь мы можем показать наши самые передовые разработки. Китай и Индия — это тоже колоссальные рынки, но Россия более новаторская. У российских банков отличные показатели, в противовес европейским и даже мировым.
— Расскажите об основных достижениях компании в области цифровых платежей. Как Россия реагирует на внедрение инноваций?
— Самое главное — это переход от традиционного расчета «лицом к лицу» к цифровым технологиям. Существуют машинное обучение, искусственный интеллект, мир все больше становится цифровым. Мы внедряем на рынке все больше инноваций, которые российские клиенты принимают очень быстро. Мы наблюдаем невероятное развитие цифровой России, которая, по нашим данным, сегодня стала рынком № 1 по числу бесконтактных и токенизированных транзакций во всем мире. (Токенизация — технология, которая заменяет номер карты на другую комбинацию цифр при транзакции — токен. — «РБК Стиль».) Токенизация дает возможность убедить каждого клиента, что его карта в полной безопасности. Кроме того, россияне активно используют сервис денежных переводов друг другу с карты на карту — в этом виде платежей Россия также занимает лидерскую позицию. Когда я выступал в Москве на открытии Инновационного пространства Mastercard, мне задали вопрос: «Почему Россия как рынок так привлекает бизнес, и почему она играет ведущую роль среди других стран по скорости и объемам внедрения цифровых технологических решений?» Повторю свой ответ — дело в культуре и в желании практически каждого не быть обычным. Русский человек хочет быть первым во всем. Это верно и в отношении наших клиентов. Наша российская команда старается привнести все, что есть сегодня в компании нового, интересного, и сделать все еще более удобным. И результат впечатляет — российские банки и держатели карт значительно быстрее, чем на любом другом рынке, осваивают новые технологии и продукты.
— Какой вклад Mastercard вносит в цифровую экономику?
— Суть нашей работы в том, что мы разрабатываем решения, которые обеспечивают полную безопасность цифровых транзакций. Нередко, чтобы гарантировать защищенность платежей или денежных переводов, приходится вводить сложные алгоритмы, которые вызывают у держателей карт раздражение. Кто хочет вводить 10 паролей, чтобы заплатить? Мы прикладываем все свои силы и находим решения, как сделать процесс одновременно защищенным, безопасным, максимально быстрым и удобным. Чтобы любой потребитель в один клик мог совершить абсолютно безопасную транзакцию. Например, в этом году в России мы запустили технологическую платформу для удобных, простых и безопасных переводов по номеру телефона, адресу электронной почты, а также переводов в социальные сети («ВКонтакте» и «Одноклассники»). Кроме того, мы много вкладываем в распространение финансовой грамотности и поддержку малого и среднего предпринимательства. Мы знаем о потребностях рынка и о том, что волнует клиентов российских банков. Наша цель — мир без наличных, поэтому мы инвестируем в удобство цифровых платежей. Многие уже убедились, что стоит лишь начать платить картой или смартфоном, и привычка быстро приживается, потому что это просто и удобно.
— Мы должны готовиться к цифровому преобразованию?
— На любом рынке всегда есть трендсеттеры, которые первыми осваивают новые продукты, сервисы и технологии, они начинают работать с системой и подтягивают остальных. Я думаю, в России примерно 60% населения — это молодые люди, открытые всему новому, которые хотят как можно больше пользоваться цифровыми технологиями. Важно объяснить, почему привычка расплачиваться наличными должна уйти в прошлое, — это непростая задача, так как многие по-прежнему больше доверяют такому способу оплаты. Мы ставим перед собой цель объединить всех при помощи цифровых технологий и поэтому обращаем внимание на разные аспекты жизни. Со временем прикладывать карту или смартфон, чтобы войти в метро, расплатиться за чашку кофе или быстро купить понравившуюся вещь, станет естественным повседневным действием.
— Расскажите о роли инноваций в цифровой экономике в мире и в России.
— В первую очередь, инновации должны быть доступны и понятны каждому. Мы участвуем в специализированных выставках и форумах, которые проходят по всему миру, в том числе и в Москве. Демонстрация наших достижений позволяет включить в финансовую систему как можно больше людей, которые по разным причинам были вне ее. Наша цель — привлечь полмиллиарда клиентов по всему миру, даже тех, у кого пока нет удостоверения личности, банковского счета или не хватает кредитоспособности. Мы используем наши технологии и инновационные решения, чтобы помочь людям получить преимущества, которые связаны с финансовой системой и банковскими картами. По статистике, в России около 59% взрослого населения используют смартфоны. Каждый такой телефон оснащен технологиями, которые способны на многое, в том числе стать средством оплаты. Пока что не у всех есть возможность получить доступ к цифровым платежам. Но это вопрос времени.
— Сегодня сложное время, когда мир меняется с невероятной скоростью, в том числе и благодаря цифровым технологиям. Как вы находите баланс между работой и личной жизнью?
— Безусловно, непросто найти время для себя и семьи. Я много путешествую, практически каждую неделю я в пути. Выходные для меня бесценны — ведь я могу увидеть своих детей. Для этого я стараюсь просто отключиться и хочу на 100% посвятить себя родным. Скажу честно — это очень сложно. Раньше мне казалось, что это волшебная жизнь — путешествовать, посещать большие города, а в итоге я знаю наизусть все аэропорты, всю процедуру проверки службой безопасности, я изучил некоторые отели вдоль и поперек. Тем не менее, есть привычки, которым я не изменяю даже в командировках. Например, я большой поклонник футбольного клуба «Ливерпуль» и в день матча, где бы я ни находился, стараюсь посмотреть игру.
Российские банки и держатели карт значительно быстрее, чем на любом другом рынке, осваивают новые технологии и продукты.
— Как вы думаете, в чем секрет вашего успеха?
— Мой успех полностью основан на том, что я довольно рано стал самостоятельным. Я покинул родную Индию в 15 лет, получил образование банкира, жил и работал в разных странах. Даже сложно сказать, где сегодня мой дом, хотя я и бываю у родных каждый год. Мои дети бельгийцы. Я человек мира, и, пожалуй, это одна из причин, по которой я возглавляю Mastercard в регионах, которые включают сразу несколько стран. И Mastercard это такая компания, которая призывает к многообразию во всем. У меня банковское образование, но я жил и работал во многих странах мира. Я бы назвал это благословением, а не успехом. Я очень счастливый человек.
— Что бы вы пожелали нашим читателям в новом году?
— Первое — не забывайте о здоровье — сегодня все много работают и порой забывают об этом. Второе — уделяйте время и себе. Третье — счастья и радости. Важно помнить, что, когда вы делитесь с людьми частичкой своего счастья, это тоже делает их счастливыми. Делитесь своей радостью в новом году — это, воистину, бесценно!