Глава Hotel du Cap-Eden-Roc — о новой концепции отеля
История одной из самых известных отельных империй началась с порошка. Пекарского. В 1891 году доктор Огюст Откер выпустил разрыхлитель для теста. Порошок произвел настоящую революцию в кулинарии и вскоре появился на кухне у каждой домохозяйки. Дело отца продолжил предприимчивый сын, Рудольф, и сколотил целое состояние на бакалейной продукции.
Однажды, путешествуя по французской Ривьере на яхте с красавицей-женой Майей, Рудольф обратил внимание на красивый белый особняк на берегу. Взяв в руки бинокль, он объявил супруге: «Дорогая, это тот самый Hotel du Cap-Eden-Roc из романа Фицджеральда “Ночь нежна”». Майя закивала: «Ах да, любимый отель Греты Гарбо и Марлен Дитрих, Бернарда Шоу и Эрнеста Хемингуэя, Пикассо и Шагала». Вздохнули и отправились дальше. Через пять лет, в 1969 году, Рудольф через знакомых узнал, что легендарный Hotel du Cap-Eden-Roc продается, и купил его, не раздумывая и даже ни разу не посетив: знал, что жена будет в восторге. Тем более у пары уже был один отель: Brenners Park в чинном Баден-Бадене — главном направлении среди поклонников поездок на воды. А в 1978 году чета приобрела Le Bristol Paris — знаменитый парижский палас, в котором сейчас, говорят, любит останавливаться Путин, приезжая во французскую столицу по делам.
Собственно бренд Oetker Collection появился в 2008 году. Франк Марренбах, тогда глава Brenners Park, пришел к г-ну Откеру с двумя небольшими листками бумаги, где аккуратным почерком был изложен план: объединить все отели в одну сеть. «Точнее, коллекцию, — поправив очки, объяснял энергичный директор. — Они все очень разные, но каждый из них уникален, словно настоящая жемчужина».
Так и родился символ компании — жемчужное ожерелье, на «нитке» которого сегодня уже 10 отелей в разных частях света: кроме вышеупомянутых, это и горнолыжный L'Apogée в Куршевеле, и занимающий целый тропический остров сейшельский Fregate, и чопорный лондонский The Lanesborough, и динамичный Palácio Tangará в Сан-Паулу… Коллекция уверенно расширяется, потому что Марренбах предложил владельцам инновационную бизнес-модель: компания не поглощает отель, а берет в управление, позволяя владельцам участвовать в его жизни.
Но в отеле главное — гости. И здесь велика заслуга Майи Откер, задавшей в гостиничном бизнесе моду на personal touch. Страсть и энтузиазм, с которыми светская гранд-дама взялась за любимые отели, достойны восхищения. Так, например, для Le Bristol она три года искала на аукционах антикварную мебель. С раннего утра горничные видели ее спешащей по лестницам с отрезами ткани — мадам лично выбирала гардины и шторы для каждого сьюта. Майя предложила добавить в номера вещи, казалось бы, очевидные, но такие необходимые: подставку для дамской сумки у входной двери (дорогие Birkin и Dior негоже ставить на пол), место для занятий фитнесом (дойти до зала не всегда есть время) и стул в ванной (чтобы муж мог сесть рядом и пообщаться с любимой, когда та принимает ванну).
В эпоху расцвета сетевых гостиниц-клонов Oetker Collection удалось отстоять свое представление об отеле. Не безликое дополнение к отпуску и не переходное состояние между вокзалом или аэропортом, а именно отель как дом вдали от дома. И ощущение уюта создается очень продуманно. Постояльцев отеля Le Bristol встречает урчанием дружелюбный бирманец — кот Фараон. После чек-аута горничные фотографируют номер — так создается своеобразный «банк привычной обстановки», где собраны и зафиксированы привычки и прихоти постояльцев: на какой стороне кровати спал гость, куда ставил чашку и клал газету. Через год он остановится в этом же номере, где успели пожить несколько десятков человек, и будет приятно удивлен, обнаружив все на прежних местах, будто никуда и не уезжал. Консьержи и горничные встретят его как старого знакомого.
Но время не стоит на месте, и нужно приспосабливаться к новым реалиям. «РБК Стиль» побеседовал с Филиппом Пером, директором Hotel du Cap-Eden-Roc и вице-президентом Oetker Collection, о том, как внедрять в интерьер новые технологии, чтобы отель не утратил привычной атмосферы, о современных требованиях гостей и будущем гостиничного бизнеса.
«Hotel du Cap-Eden-Roc, одна из самых знаменитых жемчужин Oetker Collection, недавно отпраздновал 130-летие. С тех времен отельная индустрия сильно изменилась. В первую очередь, совершенно другими стали требования комфорта и сервиса: например, раньше даже в гранд-отелях были общие ванные на этаже. Представляете? Во-вторых, разумеется, появились технологическое оснащение и сложные дизайнерские решения, создающие особую атмосферу».
Le Bristol Paris
«Ожидания гостей растут с каждым годом. Люди ориентируются на безупречные рекомендации, высокий уровень сервиса и идеальное обслуживание. Мы стараемся максимально персонализировать условия пребывания каждого гостя, потому что общие стандарты уже никого не могут удивить. Возможность путешествовать делает людей более требовательными, и они четко знают, чего им хочется, выбирая тот или иной отель. Представьте, в январе вы летите в Москву, в феврале — в Лондон, в марте — в Париж, и от каждой поездки ждете высокого уровня комфорта, ярких впечатлений. Если сервис или обслуживание не дотягивают, отель проиграет на рынке намного быстрее, ведь у гостей есть возможность сравнивать и выбирать».
«Хороший отельер или ресторатор старается создать особую атмосферу, которая навсегда запомнится гостю. Думаю, современные путешественники ищут не просто инновационное или роскошное место для отдыха. Они выбирают направление, где смогут получить новый опыт».
«Мы верим, что роботы не способны заменить реальный человеческий контакт. Как у нас говорят, "Hi-touch намного важнее, чем hi-tech". Электроника должна только помогать делать пребывание гостя более комфортным. Например, использование сканеров отпечатка пальцев для входа в номер, безусловно, обеспечивает безопасность. Но такая технология абсолютно лишает нас прямого общения с постояльцами. Мы все еще предпочитаем классический ключ как дополнительную возможность приветствовать гостя и узнать, как проходит его отдых».
«Самое важное на стадии разработки отеля — определиться с правильным дизайном. Интерьер является одним из ключевых пунктов, на который гости обращают внимание при выборе отеля, поэтому инвесторы всегда тщательно изучают концепцию будущего проекта. Важна не просто красивая картинка: впечатление посетителей зависит в том числе от визуальных и тактильных ощущений. Нельзя пренебрегать качеством используемых материалов. Технологии тоже важны, но, по моему мнению, они представляют собой "закулисье": доступные, обеспечивающие комфорт, но при этом не бросающиеся в глаза. Не стоит перегружать пространство деталями, всегда лучше предоставить гостю право выбора, использовать гаджеты или нет».
«Сейчас в Париже я работаю над проектом, который позволит нам протестировать различные хай-тек приспособления, прежде чем оборудовать ими отельные номера. Среди новшеств — автоматическое программирование душа и ванной, чтобы через пульт настроить температуру воды и выбрать освещение или музыкальное сопровождение, а также прикроватные столики со встроенной системой зарядного устройства для телефона и высокотехнологичные телевизионные экраны».
«Самое сложное в работе с технологиями — их интеграция в дизайн комнаты или отеля в целом. Простой пример — телевизор: он практически никогда не вписывается в интерьер. Сейчас мы рассматриваем возможность оборудовать номера проекторами, которые выглядят как постеры и смотрятся более органично. Опасность в том, что в электронике не всегда и не всем легко разобраться, а вечером, после рабочего дня, лишние клавиши раздражают гостя больше обычного. Важно помнить, что хай-тек должен служить нам на благо, а не наоборот».
«Среди новых трендов в сегменте отелей класса люкс можно выделить стремление отельеров сотрудничать с известными дизайнерами, прежде не имевшими отношения к гостиничному проектированию. Все мы стараемся создать настоящие объекты современного искусства. Дизайнеры активно украшают стены отелей подлинными работами художников, используют эксклюзивные материалы в обустройстве пространства».
«Не стоит жалеть денег на то, что в итоге доставляет бесценное удовольствие — именно так я отношусь к luxury-сегменту. Когда мы приходим в Louis Vuitton или садимся в Maserati, главное — не их стоимость, а ощущение комфорта и удовлетворения. С отелями точно так же. Одна ночь пребывания на Villa Eleana в Hotel du Cap-Eden-Roc стоит € 15 тыс., но гость не пожалеет о потраченных средствах, потому что получит высочайший уровень обслуживания и положительные эмоции».
«У каждого города свой характер. Лондон, Париж, Сан-Паоло, Антиб, Куршевель — везде приходится подстраиваться под локальные особенности и местный менталитет. Главным образом это отражается на работе персонала, поскольку мы всегда стараемся собрать и подготовить команду, которая будет отвечать высочайшим стандартам. И сразу готовим персонал к тому, что придется работать намного больше и качественнее, чем остальным. Доброжелательность, ответственность, уважение — главные качества, которые мы стараемся воспитать в нашей семье сотрудников».
«Как выбрать хороший отель? Основные критерии, на которые я бы советовал обращать внимание, — месторасположение, архитектура здания, интерьер и дизайн, концепция ресторана и баров, просторные помещения и уровень сервиса. Все это важно в равной степени».
«К 2020 году Oetker Collection планирует управлять уже пятнадцатью отелями по всему миру. Нам хочется попасть на американский рынок, открыться в Италии, возможно, где-то в Азии. Если говорить об общей тенденции развития отельного бизнеса, то направление Центральной Европы сохраняет популярность, но повышается интерес к Ближнему Востоку и Южной Африке. Гости все больше стремятся к природе, ищут, куда бы сбежать из пыльных и шумных мегаполисов. Кроме того, отельеры серьезно нацелились на Балканы: предполагаю, что в Черногории, Хорватии и Греции будет появляться все больше мест, куда нам точно захочется попасть».