Стиль
Жизнь Архитектурная биеннале в Венеции: кого возьмут в будущее и каким оно будет
Стиль
Жизнь Архитектурная биеннале в Венеции: кого возьмут в будущее и каким оно будет
Жизнь

Архитектурная биеннале в Венеции: кого возьмут в будущее и каким оно будет

Фото: Shutterstock
Команда нового московского культурного пространства A-House с архитектором Дарьей Беляковой во главе делится впечатлениями и мыслями об Архитектурной биеннале, проходящей в Венеции

В Венеции раздали «львов». Архитектурная биеннале, вернувшаяся в привычное русло после пандемийной турбулентности, собрала в садах Джардини, Арсенале и на выставочных площадках по всему городу тех, кому небезразлично будущее не только архитектуры. Первоначально биеннале — это международная художественная выставка, которая возникла в 1895-м году и была посвящена исключительно изобразительному искусству. В 1968-м году на биеннале появилась архитектурная секция, а в 1980-м прошла первая самостоятельная архитектурная биеннале, которая с тех пор чередуется с биеннале визуальных искусств. Задача биеннале архитектуры — сформулировать актуальную повестку и показать спектр уже существующих и перспективных решений проблем, которые ставит перед архитектурой общество. Темой 18-й архитектурной биеннале, проходящей 20 мая — 26 ноября, стала «Лаборатория будущего», которая была сформулирована ее куратором Лесли Локко для основного проекта.

Темы национальных проектов этого года условно можно поделить на несколько больших категорий: осознанное отношение к ресурсам (США, Испания, Бельгия), вопросы инфраструктуры (Финляндия, Нидерланды, Германия) и выставки в павильонах (Япония, Швейцария, Австрия). Дефицит водных ресурсов, мусорный кризис и проблема деколонизации — это не только про Африку, но и про весь окружающий мир. Казалось бы, лишних доказательств не нужно, но в переполненной туристами Венеции и садах Джардини с закрытым павильоном России это ощущаешь особенно остро. Интересно, что в этом году многие кураторы павильонов отошли от архитектурного минимализма в дизайне экспозиций и смело погружают посетителя в «реальный» мир стройки, материалов, технологий прямо в пространствах выставок. А кроме того, ведут диалог про устойчивое развитие при помощи наглядных примеров: используя ресурсы, например, сохранившиеся после биеннале современного искусства.

Еще в марте «Золотого льва» за вклад в архитектуру получил 88-летний художник, дизайнер, архитектор и критик нигерийского происхождения Демас Нвоко. С группы Zaria Art Society, созданной им в 1950-е годы, можно вести отчет постколониального искусства Нигерии, основанного на идее «естественного синтеза». Нвоко строил в 1970-е, и несмотря на то, что его здания не стали широко известными даже в пределах собственной страны, они предопределили архитектуру, сконцентрированную вокруг вопросов экологичности и культурной аутентичности, что остаются важными и сегодня.

«Золотого льва» за лучший национальный павильон была удостоена Бразилия, представившая исследовательский проект и выставку Terra («Земля»). Кураторы Габриэла де Матос и Пауло Таварес берут это понятие за основу размышлений на тему идентичности бразильцев и их наследия. По их словам, земля — и как территория, и как почва — необходима для самоопределения Бразилии, для ее коренных жителей и афро-бразильцев, составляющих почти 7% населения страны. Тропическая природа здесь интегрировалась в архитектуру тропического модернизма: пол построенного в 1964-м году павильона Бразилии засыпали землей, а спрессованные из нее же блоки сделали частью экспозиционного решения.

Архитектурная студия DAAR из Стокгольма удостоилась «Золотого льва» как лучший участник основного проекта биеннале «Лаборатория будущего». Дуэт Санди Хилаль и Алессандро Петти представил в Арсенале инсталляцию деконструированного фасада здания. Своей задачей они ставят «переосмысление фашистской колониальной архитектуры и ее модернистского наследия». Столь высокая оценка жюри была дана за «их давнюю приверженность глубокому политическому взаимодействию с архитектурными и образовательными практиками деколонизации в Палестине и Европе».

Алессандро Петти и Санди Хилаль (DAAR), Ente di Decolonizzazione — Borgo Rizza

Алессандро Петти и Санди Хилаль (DAAR), Ente di Decolonizzazione — Borgo Rizza

«Серебряный лев» в номинации «Подающий надежды участник основного проекта» достался Олалекану Джейифусу — американскому художнику родом из Нигерии. Олалекан представил мультимедийную (AI, коллаж, 3D-визуализация) инсталляцию All-Africa Protoport («Всеафриканский протопорт»), которая исследует практику построения мира, расширяющую общественные взгляды и воображение, и предложил свое видение деколонизированного и декарбонизированного, то есть максимально зеленого, будущего.

Специальное упоминание жюри получил британский павильон с проектом Dancing Before the Moon. Жюри отметило кураторскую стратегию и дизайн-решения, прославляющие силу повседневных ритуалов как способа изменения пространства. «Инсталляция представляет радикально иное видение Великобритании, побуждая нас пересмотреть обычаи и традиции и создать более инновационные пространства, дающие свежий взгляд в будущее», — объясняет Севра Дэвис, комиссар павильона Великобритании.

Биеннале только началась, поэтому вопрос о том, кого возьмут в будущее и каким оно будет, остается открытым. Первую исследовательскую тему года в A-House мы тоже посвятили своеобразной «лаборатории» — Венеции — городу, наполненному историей, искусством и архитектурой, идеями, событиями и удивительными людьми. Ее богатое событиями и архитектурными интервенциями прошлое, вызывающее споры настоящее и будущее, требующее решений, станет предметом изучения и дискуссий в поисках ответа на вопрос «Как мы будем жить?»