Стиль
Жизнь Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе
Стиль
Жизнь Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе
Жизнь

Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе

Фото:  miakievy / Getty
5 октября у московских школьников начались двухнедельные каникулы, связанные с ростом заболеваний коронавирусом. Мы поговорили со столичными, а также региональными директорами школ и педагогами о новых мерах, успеваемости и дистанционном обучении

Обычно осенние каникулы у школьников длятся одну неделю и наступают в конце октября. Однако столичный мэр Сергей Собянин перенес и продлил каникулы до двух недель в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки. Учреждения дополнительного образования также приостановят свою работу. А вот частные школы смогут сами решать — уходить им на каникулы или нет. В регионах ситуация пока под вопросом, все зависит от эпидемиологической обстановки.

Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе

Ирина Ильичева,
директор школы 1409, Москва

 

Как родители детей отреагировали на новость о двухнедельных каникулах?

Я общалась с родителями в прямом эфире в инстаграме и могу сказать, что все относятся с пониманием к изменениям. Это необходимо, чтобы прервать рост заболеваемости. И две недели {отдыха}, конечно, даются не для того, чтобы ездить в общественном транспорте и собираться большими компаниями. Нужно соблюдать меры предосторожности.

Будут ли в это время работать какие-то факультативы?

Да. Учителя нашей школы будут проводить вебинары и консультации по дополнительному образованию. Особенно это важно для учеников старших классов, которым в этом году сдавать ЕГЭ и ОГЭ. Им нельзя выбиваться из рабочего режима. Дополнительные занятия дадут возможность не потерять программный материал.

Как меры, направленные на борьбу с коронавирусом, сказываются на учебе?

Конечно, были трудности. Но хорошая командная работа родителей, учителей и детей принесла результат в виде того, что мы достаточно успешно завершили прошлый учебный год, все ученики сдали ЕГЭ, хотя было очень много сомнений, поступят ли дети вообще.

Точно таким же образом были совершены абсолютно верные шаги при подготовке к 1 сентября. Все учителя сдали тест на COVID-19. Был изменен режим работы школ. Каждый класс занимался в своем индивидуальном кабинете, дети приходили в школу и уходили в разное время. По такому же принципу организовали и питание в столовой. Соблюдался режим проветривания.

Считаю, что благодаря этим мерам мы избежали большого количества заболевших среди детей и учителей. Если и дальше все будем делать правильно, то мы имеем большие шансы вернуться к обычной жизни после 18 октября.

Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе

Аксана Долгалева,
директор частной школы «Интеграция», Москва

Частным школам было рекомендовано тоже организовать длинные каникулы. Что вы решили?

Мы не видим в этом необходимости, потому что дети не болеют так, как нас пугали. Мы соблюдаем требования Роспотребнадзора: проводим дезинфекцию, четко контролируем все справки и результаты тестов на COVID-19 — и педагогов, и детей, — отслеживаем заболеваемость ОРВИ. Если у ребенка сопли, то сразу отправляем его домой, а также просим сдать тест на вирус.

С 1 сентября школы стали работать по новой схеме. Какие у вас нововведения?

Наша школа состоит из трех блоков. В каждый из них мы организовали отдельный вход. Также разделили классы по параллелям. У нас маленькая наполняемость — всего 15–16 человек. И если инфекция идет по какой-то параллели, то дальше она не распространяется. Это очень удобно и правильно. Для каждой параллели звучит свой звонок на перемену. Питаются дети также в разное время.

Как вы справились с «дистанционкой»?

Мы уже давно имели дело с интерактивом, но не в таких масштабах. Как думаете, можно ли первоклассника дистанционно научить писать? Люди, которые говорят, что это возможно, совершенно не компетентны.

Что касается более взрослых детей, то здесь все проще. Наша дистанционка отличается от государственной. У нас другие возможности и более продвинутое оборудование. Классы маленькие, у каждого ученика есть ноутбук с хорошей камерой. Поэтому в случае нашей школы онлайн-формат практически не отличался от обычного обучения.

Все уроки шли по расписанию и фиксировались в google-таблицах. Каждый раз педагоги отмечали, кто был, а кто нет, затем сразу же звонили родителям. Учителя, конечно, подустали. Да и контролировать учеников дистанционно довольно трудно, так как все равно кто-то может подсказать ответ или решение. Собирать их тоже сложно. Хотя если выпустить правила и организовать родителей, то все реально.

В муниципальных школах такое организовать нереально. Поэтому для государственников дистанционка — это потеря успеваемости.

Почему учителя устали?

К дистанционному уроку подготовиться сложнее. Плюс когда ты включаешь презентацию в Zoom, то не видишь детей и их реакцию. Останавливать видео и задавать вопросы тоже довольно сложно, потому что тогда у детей пропадает картинка, а ты не видишь презентацию. Дети могут баловаться, отключаться. Родители тоже нервничают, кто-то в трусах ходит, кто-то за дверью стоит.

До конца марта у нас было смешанное обучение. Одни ходили в школу, кто не верил во все это, другие боялись и дома сидели. Приказ о переходе на полную дистанционку мы получили только в апреле. Сейчас у нас тоже смешанное обучение. Мы докупили хорошие веб-камеры.

Сюда еще присоединяются группы, которые идут по алгоритму COVID, — у нас есть дети, которые живут с тем, кто болеет, контактные ребята и заболевшие. Не так много, но по каждому алгоритму уже есть ребенок.

Недавно был случай: пришел мальчик с соплями, сразу отправили домой. При этом доктор не направил ребенка на сдачу теста на COVID. Это сделали мы, и тест на COVID показал положительный результат. Весь класс сразу ушел на карантин.

Сколько процентов сейчас обучаются очно?

15% — дистанционно, остальные очно. На самом деле, никто не хочет сидеть дома. Даже те, кого отправили на карантин, уже принесли результаты тестов, и они все отрицательные.

Фото:  Designer / Getty
Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе

Юрий Спица,
директор частной школы «Альтернатива», Краснодар

Нужна ли дополнительная неделя отдыха?

Нет. В нашей школе никаких дополнительных каникул не будет. Мы продолжаем учиться по традиционной программе, не меняем учебный план. В конце октября — начале ноября, как обычно, дети будут отдыхать, а пока у них есть возможность общаться друг с другом и педагогами, посещать внеклассные занятия и учиться так, как они привыкли. Конец прошлого учебного года подтвердил ценность и правильность традиционного обучения, поэтому мы хотим его сохранять.

Как меры предосторожности сказываются на учебном процессе в целом — с начала пандемии и по сегодняшний день?

Я обсуждал этот вопрос с директорами других школ, включая муниципальные, но не могу сказать однозначно. С одной стороны, нам важно позаботиться о здоровье школьников и учителей, а с другой — не все предписания выглядят разумными. Например, искусственно ограничивать общение учеников разных классов не только бесполезно, но и невозможно: ребята встречаются вне школы, мало того, в одной семье может быть несколько детей-учеников разного возраста.

Меры добавили сложности учителям: у педагогов появились новые обязанности и навыки, даже супергеройские! А как иначе за пару секунд вычислить того, кто не обработал руки санитайзером? Если говорить о занятиях, то изменений нет, все по плану.

С первого сентября появились новые правила: классы уходят на перемены по разным звонкам, общение между детьми сводится к минимуму. У вас как?

Наша жизнь практически не изменилась. Школа состоит из трех корпусов, которые соединены между собой галереей. У каждого здания есть отдельный вход, нет огромных коридоров, а также «кабинетной» системы и переполненных классов. Дети весь день находятся в одной аудитории, на уроки к ним приходят учителя.

Дистанционное обучение имеет будущее?

В прошлом году нам, как и всем остальным, пришлось поучаствовать в этом вынужденном «эксперименте». Не могу не похвастаться: все прошло гладко. Мы заранее подготовили учителей и даже планировали, что они будут вести уроки из школьных кабинетов, где есть все необходимое. Мы были готовы, а родителей ждали «сюрпризы и потрясения». Некоторым пришлось вспомнить школьные годы и прокачать педагогические умения. Несмотря на сложности, большинство взрослых и детей остались довольны.

Но в целом, я считаю, что дистанционное образование подходит не всем учащимся, этот формат заинтересует, прежде всего, старшеклассников и очень мотивированных ребят. Переводить общеобразовательную школу в онлайн — преступление! Тем более, если речь идет о самых маленьких и неопытных воспитанниках, учениках начальных классов и их родителях. Мамы и папы ведь тоже участники образовательного процесса!

Если бы вы были министром образования, то что бы вы сделали?

Я бы постарался сохранить то, что у нас есть — традиционную систему обучения. Конечно, ее стоит развивать, дополнять новым, в том числе дистантом. Но делать это следует постепенно.

Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе

Григорий Назаров,
учитель истории в гимназии № 9, Химки

Внеплановые каникулы могут как-то повлиять на процесс обучения?

Хороший вопрос, учитывая, что дети, по сути дела, достаточно тяжело пережили дистанционный период. Если поначалу кто-то думал, что это будет такое же дистанционное обучение, то нет — мы все получили разнарядки, что это полноценные каникулы без каких-либо домашних заданий. Думаю, что после могут возникнуть проблемы с успеваемостью. Особенно это касается учеников выпускных классов, девятого и одиннадцатого, которым еще сдавать экзамены. Но, видимо, в данной ситуации мэрия выбирала из двух зол меньшее. Конечно, здоровье всегда стоит на первом месте, и тут я согласен.

С какими сложностями вам как учителю пришлось столкнуться во время дистанционного обучения?

Этот формат не сложнее традиционного, он просто другой. Трудность заключалась в том, что нужно было перестроить всю работу в довольно сжатые сроки. Для учителей онлайн-формат стал неким вызовом. И те, кто приняли этот вызов, не имели особых проблем. Я ни в коем случае не укоряю коллег, так как понимаю, что очень многие привыкли ездить на работу. И вообще, довольно сложно порой вести уроки без живых глаз. Но поскольку на первом месте стоял вопрос здоровья и жизни людей, пришлось быстро встраиваться в новые реалии.

Да, учителям чуть проще, чем врачам, но тяжелее, чем всем остальным. Но это наш долг, мы выбрали эту профессию.

Успеваемость упала?

Нет. Она немного перераспределилась. У одного ребенка стала хуже, у другого выросла. Ученики остались примерно на стандартном уровне.

Не у всех детей имелся доступ к интернету и гаджетам. Предварительно мы связывались с родителями и уточняли, есть ли у них ноутбук, как он работает, какова скорость интернета. В случае возникновения проблем мы организовывали выдачу компьютера.

Другое дело, когда дети просто пропадали. Допустим, ребенок неделю не выходил на связь. Тогда мы выясняли в чем причина. Было разное. Кто-то подумал, что это каникулы. Другие уехали на дачу, где неделя ушла на то, чтобы провести интернет. А были и те, кто просто решил погулять.

Еще один важный момент: не у всех имеется достаточно мотивации для дистанционного обучения.

Будь у вас полномочия, что бы вы еще сделали для решения ситуации?

Я бы, наверно, рекомендовал нашему министерству не бросать уже существующие цифровые платформы («Российская электронная школа», МЭШ, Cifra.school) и доработать их, чтобы они стали более понятными, быстрыми и удобными. Ведь даже мало мотивированные дети пользуются различными сайтами, потому что сейчас цифровая эпоха.

Фото:  miakievy / Getty
Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе

Татьяна Гартман,
блогер, педагог, преподаватель журналистики и русского языка в муниципальном учреждении дополнительного образования «Станция юных техников», Нижний Новгород

Если бы вы были ребенком, то обрадовались бы длинным каникулам?

Конечно. Да любому взрослому сейчас дай дополнительную неделю отпуска, он будет счастлив.

На ваш взгляд, как этот отдых может отразиться на учебе?

Чем меньше учебы, тем хуже результаты. Конечно, дети что-то недоучат и это пойдет в минус с точки зрения образовательного процесса. Тем более конец прошлого года и так «выпал» из обычной программы.

Большинство детей не были готовы к тому, чтобы самостоятельно обучаться на дому.

Конечно, те ребята, которые занимались вместе с родителями, по итогу имели неплохие результаты. А у тех, кто обучался самостоятельно, оценки, увы, оставляли желать лучшего.

Но не будем говорить только про детей. Учителя тоже оказались не готовы к дистанционной работе. В институтах нас не учили, как преподавать онлайн. Мы не умели и методом тыка начинали все это осваивать. Получается, что и мы хуже давали материал, и дети, которые были без контроля, хуже занимались. Конечно, качество образования упало.

Какие-то плюсы в дистанционной форме вы для себя нашли?

Да. Мне всегда хотелось организовывать детям общение с известными журналистами и людьми, которые чего-то добились в этой сфере. Но в рамках очного образования это почти невозможно. А когда мы перешли на дистанционный формат, то я вела переговоры со всей страной и просила буквально на коленях у известного народа провести бесплатный урок для моих ребят. Многие соглашались с великой радостью, потому что все равно сидели дома. Например, у нас состоялось занятие с Антоном Михалевым, режиссером телеканалов «Дисней» и «Карусель». И это было здорово! Также мы провели онлайн-встречу в режиме пресс-конференции с актером и ведущим канала «Карусель» Сергеем Друзьяком. Дети знают его как каляку-маляку из передачи «Давайте рисовать!».

Если бы вы были министром образования, то как бы решили ситуацию с успеваемостью?

Я бы продлила учебный процесс на месяц, сдвинула бы работу приемных комиссий и дала бы ученикам возможность в течение месяца точечно подготовиться только по тем предметам, по которым они будут сдавать ЕГЭ и ОГЭ. Экзамены перенесла бы на июль. Как эти бедные дети будут сдавать экзамены, я не представляю. Минус четверть в прошлом году, минус две недели сейчас. Это, конечно, много.

Школьные педагоги — о длинных каникулах и удаленной учебе

Ирина Попова,
семейный психолог

Что вы думаете о двухнедельных каникулах?

Любые каникулы для ребенка — это радость и хорошее настроение. А если он проведет их еще и на свежем воздухе, как рекомендовал Сергей Собянин, то это плюс к иммунитету. Конечно, никто не может гарантировать, что дети не пойдут гулять всем классом куда-нибудь в парк. Но тут уже родителям надо следить.

Как на детях сказывается отсутствие живого общения со сверстниками?

Основная деятельность для детей с десяти до 18 лет — это общение с ровесниками. Именно через него они развиваются, приобретают необходимые навыки для жизни и взаимодействия в социуме. Кроме того, живое общение — это еще и обмен эмоциями, проживание чувств, спонтанность и много других положительных моментов. Его отсутствие на детях сказывается примерно так же, как и на взрослых. Как следствие, могут возникать апатия, грусть, частые перепады настроения.

Тут важна поддержка родителей. Но как показала практика, многим взрослым тоже потребовалась помощь, особенно в период самоизоляции. Мы не привыкли столько времени проводить со своими домочадцами. В обычной жизни у многих коммуникация с отпрысками складывалась примерно так: «Надень шапку, возьми это, не забудь то». На этом все. Если спросить у родителей, сколько они со своим ребенком общаются в течение дня, то многие со слезами на глазах обнаруживают, что не более пяти минут.

Но пандемия внесла коррективы…

Да. И появилась возможность больше и качественнее общаться. То же самое касается и внеплановых двухнедельных каникул, в течение которых у родителей имеется отличная возможность лучше узнать собственного ребенка.

Например, можно поинтересоваться, что ему нравится, или вместе послушать его любимые песни, а потом посмотреть кино. После просмотра узнать, сопереживал ли он главному герою, какие эмоции вызвал этот фильм. Еще вариант — прочитать или послушать аудиокнигу, а затем обсудить. Вот оно —настоящее общение, а не контроль и формализм. От такого никто не убегает на улицу и не закрывает дверь перед носом матери. Кто сейчас так проводит время с детьми? Немногие…

С психологической точки зрения, есть ли польза от дистанционного обучения?

Да. Дистанционная система формирует такие качества, как самостоятельность, собранность и ответственность. Ведь у некоторых детей успеваемость не изменилась — они как учились хорошо, так и продолжили. А тот, кто подошел к процессу менее ответственно, скатился до плохих оценок. Есть и третья категория — дети, за которых уроки делают родители. С одной стороны, нельзя отметать желание мамы или папы помочь и решить вопрос в моменте, чтобы не было так тревожно и дело обошлось без троек или двоек. Но опять же ребенок должен взрослеть.

В детях необходимо начинать вырабатывать самостоятельность с класса шестого-седьмого. Они должны понимать, что ответственность за учебу лежит на них самих. В противном случае мы получим поколение инфантильных первокурсников вузов, которые не способны учиться.

Не учат в школе: эксперты — о том, чего недостает школьному образованию.