#пронауку: как фильмы об апокалипсисе помогают пережить пандемию
Климатический кризис, эпидемия смертоносного заболевания, разрушительные землетрясения, зомби-апокалипсис, нашествие пришельцев и падение метеоритов — словом, переполох, с которым так самозабвенно работают мастера блокбастеров, пригодился некоторым любителям кинематографа в период пандемии коронавируса.
Исследование, проведенное в Чикагском университете при небольшой выборке (всего 310 добровольцев), показало, что увлеченные фильмами о катастрофах зрители наиболее подготовлены к экстренным ситуациям.
Мрачные сценарии, разыгранные в таких картинах, аудитория может воспринимать как инструкцию по выживанию, которая помогает справиться с паникой и игнорировать накал страстей в соцсетях и СМИ.
«Если это хороший фильм, он вас затягивает и вы ставите себя на место персонажей, поэтому непреднамеренно репетируете возможный сценарий событий, — отметил психолог Колтан Скривнер. — Мы думаем, что люди таким образом учатся справляться с кризисными ситуациями. Похоже, что, за исключением спроса на туалетную бумагу, они точно знали, какие запасы стоит сделать».
К этим выводам специалисты пришли, опросив волонтеров об их предпочтениях в фильмах и впечатлениях о просмотренных картинах. Затем их спрашивали о том, насколько они подготовлены к пандемии и какие переживания испытывали во время карантина: раздражительность, депрессию или тревожность.
В выигрыше оказались любители хорроров и фильмов о катастрофах или выживании в постапокалипсис, где общество разрушается или уже предстает изрядно потрепанным событиями в прошлом. Их состояние психологи оценили как устойчивое и в умственном, и в практическом плане.
Авторы исследования предполагают влияние нескольких факторов на поведение добровольцев. Например, фильмы вроде «Заражения» Стивена Содерберга (картина 2011 года, кстати, стала необычайно популярной в разгар пандемии) представляют аспекты эпидемии, такие как карантин, нехватка ресурсов, всеобщая паника. Увидев это на экране, зритель будет знать, как примерно могут развиваться события.
«Вы сто раз видели такое в кино, так что реальность просто не застанет вас врасплох, — добавил Колтан Скривнер. — Фильмы — это еще и возможность потренироваться перед наступлением черной полосы».
Фильм «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца о семье, скрывшейся от эпидемии в глухом лесу, показывает, как паранойя может стать причиной еще большего горя, чем его источник.
Исследователь полагает, что люди испытывают потребность в подобных зрелищах, потому что они позволяют пережить катастрофические события и хаос социального краха в безопасности.
Матиас Клэзен, психолог из Орхусского университета (Дания) и соавтор исследования, сказал, что фильмы могут помочь людям подготовиться к страшным ситуациям так же, как воображение позволяет нам репетировать свидания или различные дискуссии.
«Наша способность населять виртуальные миры — миры нашего собственного творчества, а также те, что показаны в кино и книгах, — дар естественного отбора; работа биологического механизма, который развился, потому что давал нашим предкам преимущество в борьбе за выживание», — заключил Клэзен.