Стиль
Жизнь #пронауку: как фильмы об апокалипсисе помогают пережить пандемию
Стиль
Жизнь #пронауку: как фильмы об апокалипсисе помогают пережить пандемию
Жизнь

#пронауку: как фильмы об апокалипсисе помогают пережить пандемию

Кадр из фильма «Вирус»
Кадр из фильма «Вирус»
Психологи из Чикагского университета решили выяснить, есть ли среди синефилов, чья главная страсть — фильмы об апокалипсисе и хорроры, устойчивые к панике из-за пандемии COVID-19. Оказалось, что есть.

Климатический кризис, эпидемия смертоносного заболевания, разрушительные землетрясения, зомби-апокалипсис, нашествие пришельцев и падение метеоритов — словом, переполох, с которым так самозабвенно работают мастера блокбастеров, пригодился некоторым любителям кинематографа в период пандемии коронавируса.

Исследование, проведенное в Чикагском университете при небольшой выборке (всего 310 добровольцев), показало, что увлеченные фильмами о катастрофах зрители наиболее подготовлены к экстренным ситуациям.

Мрачные сценарии, разыгранные в таких картинах, аудитория может воспринимать как инструкцию по выживанию, которая помогает справиться с паникой и игнорировать накал страстей в соцсетях и СМИ.

«Если это хороший фильм, он вас затягивает и вы ставите себя на место персонажей, поэтому непреднамеренно репетируете возможный сценарий событий, — отметил психолог Колтан Скривнер. — Мы думаем, что люди таким образом учатся справляться с кризисными ситуациями. Похоже, что, за исключением спроса на туалетную бумагу, они точно знали, какие запасы стоит сделать».

Кадр из фильма «Заражение»
Кадр из фильма «Заражение»

К этим выводам специалисты пришли, опросив волонтеров об их предпочтениях в фильмах и впечатлениях о просмотренных картинах. Затем их спрашивали о том, насколько они подготовлены к пандемии и какие переживания испытывали во время карантина: раздражительность, депрессию или тревожность.

В выигрыше оказались любители хорроров и фильмов о катастрофах или выживании в постапокалипсис, где общество разрушается или уже предстает изрядно потрепанным событиями в прошлом. Их состояние психологи оценили как устойчивое и в умственном, и в практическом плане.

Авторы исследования предполагают влияние нескольких факторов на поведение добровольцев. Например, фильмы вроде «Заражения» Стивена Содерберга (картина 2011 года, кстати, стала необычайно популярной в разгар пандемии) представляют аспекты эпидемии, такие как карантин, нехватка ресурсов, всеобщая паника. Увидев это на экране, зритель будет знать, как примерно могут развиваться события.

«Вы сто раз видели такое в кино, так что реальность просто не застанет вас врасплох, — добавил Колтан Скривнер. — Фильмы — это еще и возможность потренироваться перед наступлением черной полосы».

Фильм «Оно приходит ночью» Трея Эдварда Шульца о семье, скрывшейся от эпидемии в глухом лесу, показывает, как паранойя может стать причиной еще большего горя, чем его источник.

Кадр из фильма «Оно приходит ночью»
Кадр из фильма «Оно приходит ночью»

Исследователь полагает, что люди испытывают потребность в подобных зрелищах, потому что они позволяют пережить катастрофические события и хаос социального краха в безопасности.

Матиас Клэзен, психолог из Орхусского университета (Дания) и соавтор исследования, сказал, что фильмы могут помочь людям подготовиться к страшным ситуациям так же, как воображение позволяет нам репетировать свидания или различные дискуссии.

«Наша способность населять виртуальные миры — миры нашего собственного творчества, а также те, что показаны в кино и книгах, — дар естественного отбора; работа биологического механизма, который развился, потому что давал нашим предкам преимущество в борьбе за выживание», — заключил Клэзен.

Уроки пандемии: как выйти из самоизоляции и не сойти с ума.