Жизнь За пределами Facebook и Instagram: чем живут россияне в других соцсетях
Жизнь За пределами Facebook и Instagram: чем живут россияне в других соцсетях
Жизнь
За пределами Facebook и Instagram: чем живут россияне в других соцсетях
© коллаж: Валерия Сноз
Пока Facebook и Instagram анонсируют одно приложение за другим, основатель gurovagency.com SMM-специалист Павел Гуров специально для «РБК Стиль» разбирается, есть ли жизнь вне цукерберговских сетей. И там все гораздо интереснее, чем вы думаете.

«Нам нужно продвижение только в Facebook и Instagram», — именно эти слова чаще всего слышит специалист SMM, если к нему обращается москвич. На простой вопрос, почему именно там, заказчик неуверенно говорит что-то про серьезную бизнес-аудиторию, которая, по его мнению, есть только в цукерберговских соцсетях. Но скажем честно: остальные соцсети москвичи по-снобски считают недостойными себя. А еще в Facebook сидит босс.

При этом «серьезная бизнес-аудитория» в Facebook может сутками лайкать видео в стиле «Котенок гоняется за утенком», а в Instagram обсуждать пеленки и пузожителей.

Жизнь богаче стереотипов. Давайте разберемся, какими соцсетями пользуются «за пределами МКАД», кто их герои и что там происходит на самом деле.

«ВКонтакте»

Самая большая социальная соцсеть не только в России, но и в Европе: 97 млн пользователей в месяц — в 8 раз больше русскоязычного Facebook с его 12 млн (данные Facebook Audience insights). При этом именно в «​ВКонтакте» — а вовсе не в Facebook и Instagram — больше всего обеспеченных россиян (по данным Mediascope).

Кроме того, «​ВКонтакте» подарил нам целую россыпь интеллигентских DIY-СМИ, культурная планка которых находится значительно выше средней дискуссии в Facebook. Помимо широко известного «Страдающего средневековья» в последние годы появились издание «Дистопия», для аудитории которого высоколобый анализ клипа Хаски — обычное дело (108 тыс. подписчиков), завораживающий паблик «Странные слайды презентаций» (72 тыс. подписчиков), коллективный опыт осмысления постсоветской истории «Она развалилась» (128 тыс. подписчиков), влиятельнейший паблик об артхаусном кино Сliqque (1,1 млн подписчиков) ​.

* По данным SimilarWeb, «​ВКонтакте» — четвертая по популярности соцсеть в мире. По глубине и длительности просмотров — так вообще № 1 в мире.

«Одноклассники»

Представители «Одноклассников» на всех конференциях пытаются откреститься от имиджа «соцсети для пенсионеров». «Больше половины нашей активной аудитории — молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет», — каждый раз говорят ребята из команды Ok.ru, и каждый раз им никто не верит. Тем не менее москвичи составляют 16% аудитории «Одноклассников» (по данным My Target), что не так уж и мало.

Главная проблема «Одноклассников» — стремительный уход аудитории. За последние годы у них стало почти в два раза меньше пользователей. Причем на столько же увеличилось число аудитории возраста старше 40 лет в русском Instagram.

Таким образом, напрашивается неожиданный вывод: Instagram теперь — новый филиал «Одноклассников».

Обновление. После публикации материала с редакцией связались представители пресс-службы социальной сети «Одноклассники», назвавшие информацию о двукратном падении своей аудитории недостоверной. По словам пресс-службы, соцсеть уже несколько месяцев не передает данные счетчику Liveinternet.ru, на чью статистику опирается автор статьи. Вместо этого ОК использует собственные внутренние данные «для корректных измерений». Согласно данным компании и публичному годовому отчету Mail.Ru Group, которой принадлежит соцсеть, «ОК ежемесячно посещает 71 млн человек, при этом с каждым годом растут ежедневное использование и мобильная аудитория социальной сети».

Twitter

Русский Twitter переживает ренессанс — по данным Spectator Index, его аудитория в России превышает 10 млн (сравните с русским Facebook — 12 млн). На слуху выражение «новый русский Twitter» — это тысячи молодых острословов, которые становятся голосом поколения.

Дело в том, что практически все шутки, которые вы видите на развлекательных ресурсах, — родом из Twitter. То есть именно эта соцсеть стала интеллектуальным «верхним интернетом», откуда информация спускается затем в «нижний интернет» — Facebook, Instagram и «​ВКонтакте».

Особый шарм Twitter придает его развязная анонимность, что приводит к неочевидным последствиям. Например, Россия и Украина в этой соцсети по-прежнему вместе и неразделимы: отличить русского шутника от украинского там весьма сложно.

Начать знакомство с удивительном миром русского Twitter можно с Анатолия Ноготочки, Генси, Никотинки с бровями, Покемон Вьеткафе.

Snapchat

Соцсеть Эвана Шпигеля очень популярна на Западе, но в России ее используют в основном сотрудники рекламных агентств и другие трендсеттеры. Москвичей среди них не так много — всего 15%. Одно из отличий российской аудитории — большая доля девушек, более 80%.

Есть много шуток на тему, что взрослый человек не способен освоить Snapchat​ — это действительно очень своеобразная платформа. Там почти нет текстов — сплошные двигающиеся мультимедиа-фрагменты и совершенно иная логика интерфейса по сравнению с тем же Facebook. В некотором смысле это «анти-Facebook».

В digital-тусовке ходят слухи, что Snapchat официально запустится в России уже в начале 2019 года. Если вы хотите быть впереди тренда, пришла пора заново поставить это приложение.

«В России Snapchat постепенно набирает популярность прежде всего благодаря своим маскам. Изначально Snapchat был социальной сетью для подростков, но сейчас основная аудитория повзрослела до 18–24 лет. Такая же ситуация и в России», — говорит Булат Ламбаев, руководитель отдела по работе с клиентами Aitarget, маркетингового партнера Snapchat в России.

Wechat

Wechat (в оригинале Wēixìn, «микросообщение») — китайский гибрид соцсети и мессенджера с аудиторией 1 млрд человек. Все, что только бывает в интернете — новости, платежи, видео, — интегрировано в одного монструозного гиганта.

Wechat популярен на Дальнем Востоке России, ведь амурчане, хабаровчане и камчадалы часто общаются с жителями КНР. Для дальневосточников Wechat стал первым мессенджером в 2012–2014 годах, и многие к нему привыкли больше, чем в к WhatsАpp, Viber и Telegram.

Один из самых популярных аккаунтов в вичат-нете принадлежит подзабытому у нас певцу Виталию Грачеву (Витас). Витас стал вирусной звездой у китайцев — они с нежностью называют его 俄罗斯海豚音王子维塔斯 («русский король дельфиньего голоса»).

Musical.ly, Kwai, Like, Tik Tok

В последние годы происходит взрывной рост новых соцсетей, которые объединяют следующие характеристики: азиатское происхождение, адаптированный под вертикальный мобильный видеоформат​ контент и дети с подростками в качестве основных пользователей.

Эти приложения позволяют снимать подобия клипов с собой в главной роли с наложением звуковой дорожки — вспомните себя в детстве, мы же все об этом втайне мечтали.

Все четыре приложения — Musical.ly, Kwai, Like, Tik Tok — недавно по очереди заняли первые места в AppStore и Google Play.

Сильнее всех взлетел Kwai — 400 млн пользователей по миру и бешеная популярность среди российских детей. Один из самых популярных жанров среди квай-блогеров — поедание сосулек и льда самых разных форм и цветов. Только представьте: сидит маленькая девочка, ест на камеру лед и собирает по 25 тыс. лайков к каждому видео.

Like отличается от собратьев тем, что там можно примерить образ волшебника — из ваших рук полетят молнии или огненные шары, а дети с именами типа Ахмет или Зарина мгновенно напишут вам что-нибудь вроде «Мне нравится твой стиль!!!»