Стиль
Впечатления Культурная афиша октября: Родченко, «Химера», Кафка и Жюстин Трие
Стиль
Впечатления Культурная афиша октября: Родченко, «Химера», Кафка и Жюстин Трие
Впечатления

Культурная афиша октября: Родченко, «Химера», Кафка и Жюстин Трие

Коллаж к выставке «Зеркало сцены». Иллюстрация: Кирилл Горбунов

Коллаж к выставке «Зеркало сцены». Иллюстрация: Кирилл Горбунов

Параллели между литературой и живописью, неизвестные авторы, взгляд на других и на самих себя

«Родченко. Личное»

22 сентября — 28 января
Центр «Зотов»

Как известно, Александр Родченко не просто стремился видеть обыкновенные вещи необыкновенно, но еще мечтал научить этому других. Экспозиция в центре «Зотов» получилась действительно личной, и не только благодаря присутствующим в ее составе вещам, письмам и воспоминаниям, но благодаря самому взгляду автора, тому самому необыкновенному, что приняло форму известных на весь мир кадров. Пять разделов выставки («Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья») оказываются пятью возможностями взглянуть на все глазами Родченко и нам.

«Зеркало сцены»

28 сентября — 17 декабря
Дом культуры «ГЭС-2»

Программа под названием «ГЭС-2: Города» продолжает исследование художественных сцен разных регионов, после чего демонстрирует результаты работы в виде больших экспозиций в Доме культуры. На этот раз в центре внимания оказался Челябинск, а выставка, состоящая из пяти сцен, предлагает задуматься о взаимоотношениях между человеком и средой: город, его пространства, своеобразие и черты играют здесь одну из главных ролей, а взгляд получается одновременно направленным изнутри и со стороны.

«На женском собрании». Александр Дейнека, 1937

«На женском собрании». Александр Дейнека, 1937

«Химера»

10 октября
«Каро 11 Октябрь», в рамках фестиваля «Каро.Арт»

«Химера» Аличе Рорвахер из программы Каннского фестиваля открывает второй фестиваль «Каро.Арт» (он пройдет 10–15 октября в Москве и 19–22 октября в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске), предпочитающий не зацикливаться на прошлом и не устремляться в одно лишь будущее, а планомерно силами авторского кино исследовать былое, настоящее и грядущее, не упуская из виду ни одно из них. Что же до «Химеры», то эта история продолжает авторскую линию, заданную «Чудесами» и «Счастливым Лазарем», и погружает в самобытный колоритный мир, в котором не обошлось без магического реализма, исконно итальянских черт и Изабеллы Росселлини.

Кадр из фильма «Химера»

Кадр из фильма «Химера»

«Автор неизвестен. Коснуться главного»

12 октября — 21 января
Музей русского импрессионизма

Авторство — неизменно важная часть искусства и его истории, но такую же значительную роль играет и отсутствие такового. Если размышлять об этом в формулировках, присущих сегодняшнему дню, можно вспомнить заполнившее собой эфир понятие «личный бренд». Имя и его известность имели, впрочем, значение в любой век. Об этом и задумывается экспозиция в Музее русского импрессионизма, предлагая своему зрителю обратить внимание на то, что произведения, ничуть не уступавшие по силе воздействия или таланта, но оставшиеся с точки зрения авторства «безымянными», скрывались в тени работ именитых мастеров. Исследование это оказывается увлекательным и не без детективных поворотов.

«Процесс. Франц Кафка и искусство XX века»

11 октября — 14 января
Еврейский музей и центр толерантности

Франц Кафка, человек, чувствовавший точно и тонко, в своих текстах сумел увидеть многое, чем потом отметился XX век с его бурями исторических смятений. Именно на этом факте и концентрируется экспозиция, проводя линии между миром литературным и миром художественным. За последний отвечают главные имена в искусстве того самого века — от Эгона Шиле, Оскара Кокошки, Георга Гросса до Ильи Кабакова и Дмитрия Пригова. От немецкого экспрессионизма до советского концептуализма и нонконформизма путь будет пролегать через рассказы и романы Кафки, имея в качестве попутчиков немалое количество художественных течений, идей и мнений. Всего произведений в залах Еврейского музея соберется более ста.

«Клетка ищет птицу»

В прокате с 12 октября

После своего фестивального шествия, начавшегося на Берлинале, «Клетка ищет птицу» выпускницы мастерской Александра Сокурова Малики Мусаевой выходит в прокат. Истории чеченских женщин, таких незаметных для окружившего их мира и таких оглушительно громких в своих ощущениях, чувствах и предчувствиях, оказываются попыткой не просто посмотреть на других, но постараться увидеть их во всей сложности и полноте. Попыткой удивительно поэтичной и миру кино необходимой.

Кадр из фильма «Клетка ищет птицу»

Кадр из фильма «Клетка ищет птицу»

Книжная ярмарка Rassvet Book Fair

14–15 октября
ДК «Рассвет»

Каждый раз книжная ярмарка ДК «Рассвет» становится поводом встретиться с новыми релизами независимых издательств, давними знакомцами — нон-фикшен и художественными хитами, а также редкими изданиями, за которыми обычно приходится поохотиться. Все и сразу — верная примета этого книжного шабаша. Кроме прочего, само место, где концертная программа полнится не менее редкими программами, наводит на мысли о синтезе искусств, жанров и изучении афиши. Среди примечательных событий октября, к примеру, — старинная музыка для вокального ансамбля и критской лиры, концерты Моцарта и Бетховена, струнные квартеты Шостаковича.

Книжная ярмарка Rassvet Book Fair в ДК «Рассвет»

Книжная ярмарка Rassvet Book Fair в ДК «Рассвет»

Фестиваль искусств Востока Daira Fest

19 октября — 12 декабря
Санкт-Петербург

Мягкое по звучанию слово «Daira» в переводе с арабского означает «круг» — и фестиваль Daira Fest осмысляет это определение с разных ракурсов и точек зрения. Кругом оказывается и спектр интересов, и сложившееся вокруг него сообщество друзей. Тот же круг можно усмотреть в традиционных инструментах, звучание которых за фестивальные месяцы можно будет услышать не раз. Выставка «Исчезнет или превратится», в свою очередь, расскажет о семьях и их традициях, так что Петербург в каком-то смысле вместит в себя дома из Дагестана и Татарстана, Узбекистана, Азербайджана и Турции. Путешествия по ним и знакомство с их обитателями соединят частную семейную жизнь и память с памятью традиционной и исторической.

«Анатомия падения»

В прокате с 19 октября

Фильм Жюстин Трие, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля этого года, — история про писательницу по имени Сандра, вынужденную оправдываться не где-нибудь, а в зале суда. Ее муж, тоже человек творческий, погиб при странных обстоятельствах, а сама Сандра перекочевывает из свидетелей в обвиняемые. Жанр судебной драмы режиссер осваивает исключительно авторски и совсем нетипично, а общий язык (или его отсутствие) оказывается важным контекстом всего происходящего и впрямую, и весьма метафорично.

Кадр из фильма «Анатомия падения»

Кадр из фильма «Анатомия падения»

Подписывайтесь на Telegram-канал «РБК Стиль»