Селфи, gushi и Северное сияние: зачем туристы из Китая едут в Россию
Кажется, что туристов из Поднебесной в России во все времена было много. Однако массовый поток путешественников из Китая стал возможен благодаря безвизовому соглашению между странами, которое заработало в полную силу лишь в середине нулевых. Оно позволяло отправляться в Россию и Китай без виз группами до 50 человек и находиться в странах в течение 15 дней. В 2020 году в связи с пандемией соглашение было заморожено, а в феврале 2023 страны объявили о возвращении безвизового коридора.
Тогда же в Россию прилетела первая группа туристов из Гуанчжоу. В медиа ее визит был обставлен символически, однако российские туроператоры полагают, что для возобновления массового туризма из КНР условий пока нет. По неофициальной информации, китайская сторона тянет с подачей списковых виз в наш МИД, к тому же, чартеры из Китая в Россию пока не летают. Тем не менее, операторы, привыкшие видеть в китайцах давних партнеров, надеются на их скорое возвращение: «Китайцы всегда подходят ко всему размеренно, сначала прощупают почву, а потом поедут в Россию массово», — уверяет директор компании «Русский визит» Рим Исмагилов.
Остается под вопросом, в каком виде китайский туризм вернется в Россию после трехлетнего перерыва. «Пандемия и политическая обстановка изменили не только мир, но и людей, — волнуется гид-переводчик Оксана Артемьева. — Если китайцы и поедут в Россию, то непонятно, с каким настроением, какие вопросы будут задавать, и как они сами изменились за это время».
Серая схема
До пандемии гости из Поднебесной посещали Россию большими группами до 40 человек. Индивидуальные туристы, среди которых много тайванцев, гонконгцев, а также обеспеченной молодежи из КНР, массово в Россию не ездили. Возможно поэтому экспортным вариантом, по которому многие судили здесь и о туристах, и о самом Китае, стал так называемый «бюджетный туризм из КНР».
В ГУМе, на Красной площади, в Эрмитаже толпы китайцев создавали плотный туристический ажиотаж, при этом рынок китайского туризма внутри был устроен неряшливо. Эксперты говорят, что главной проблемой была и остается экспансия китайского бизнеса: принимали гостей в России не только некоторые российские туроператоры, но и многочисленные китайские фирмы, оформленные на подставных юрлиц. Китайцы держали свои рестораны и отели, а деньги, потраченные туристами в России, возвращались в КНР через платежные системы WeChat Pay и Alipay. «Одной из самых доходных частей этого бизнеса были ювелирные магазины, — рассказывает представитель одного из российских туроператоров, — Китайские фирмы продавали туры даже себе в убыток, лишь бы привезти китайцев в конкретные магазины в Москве или Санкт-Петербурге. Стоимость украшений там могла быть завышена в десятки раз, а с завершением сезона магазины закрывались».
По той же схеме лицензированных гидов в Москве и Санкт-Петербурге заменили китайские студенты-нелегалы, которые рассказывали туристам такие небылицы, что экскурсоводы стали опасаться за профессиональный институт. Все это очевидным образом отразилось и на качестве услуг, и на впечатлении азиатских путешественников о России. По словам туроператоров, российские законодатели долго раскачивались, чтобы повлиять на ситуацию. И наконец, в 2022-м были приняты поправки к туристическому закону, запрещающие работу гидов, не имеющих гражданство России. Тем не менее аттестаты гидов и экскурсоводов, выданные ранее, продолжают действовать до 2024 года. Участники рынка опасаются, что за это время китайцы успеют придумать новые схемы.
По стопам турлидера
Неудивительно, что в таких условиях туристы сами стали заложниками стереотипов. И самый популярный из них — консерватизм китайцев в еде. Считается, что русской пищи азиаты не переваривают (в прямом смысле этого слова), поэтому в России ходят в свои же рестораны. На самом деле китайцы довольно всеядны, просто в бюджетных турах нет разнообразия. «В пандемию в Москве и Петербурге закрылись десятки дешевых азиатских кафе для туристов, — говорит гид-переводчик Елена Бреус. — При этом все они, как правило, принадлежали самим китайцам». По ее опыту, туристы из Китая, приезжающие сами по себе, любят разнообразие: среди фаворитов рестораны «Турандот», «Чайхона № 1», «Харбин» и White Rabbit.
Эксперты сходятся во мнении, что, если бы не китайская дисциплина, подобный организованный туризм было бы сложно построить. Китайские группы путешествуют в сопровождении турлидера, который на время поездки формирует их вкусы и потребительские привычки. «Это особый человек, который погружен в китайскую психологию и решает все бытовые вопросы», — рассказывает гид-переводчик Елена Вытулева. С русским гидом лидер группы, как правило, держится высокомерно, а от своих требует послушания. Менеджеры сувенирных лавок на Старом Арбате соглашаются, что без турлидера китайцы не купят даже матрешку, поэтому их ничего не стоит завести в нужный магазин «для своих».
Селфи, gushi, красный туризм
Чем конкретно привлекает Россия азиатских путешественников? Маршрут большинства групп пролегает через обе столицы (тур «две столицы»), который длится около недели. Также популярны города Подмосковья и «золотое кольцо». Особым спросом пользуется и Мурманск, куда китайцы едут смотреть северное сияние. На русский север гостей из Поднебесной влекут не только красоты, но и поверья, считается, что, если зачать ребенка под северным сиянием, он обязательно будет счастливым, а еще лучше, если родится мальчик.
В Москве и Санкт-Петербурге группы ездят на обзорные экскурсии и посещают крупные достопримечательности. Считается, что китайцам нравятся масштаб, высотки и сталинская архитектура. Но иногда сложно понять, что их привлекает больше — на своем пути они фотографируют все подряд: вывески, деревья, дома, уличных птиц. «Могут повернуться спиной к Новодевичьему монастырю во время рассказа гида и начать снимать деревья, — приводит пример Елена Вытулева, — Они обожают природу и селфи». По ее словам, по части истории китайцы не слишком терпеливые слушатели, зато любят gushi — сказочные зарисовки с историческим бэкграундом.
В тяге к монументализму китайским гостям тоже нельзя отказать. У жителей Поднебесной захватывает дух от вида столичного метро и янтарной комнаты в Екатерининском дворце Петербурга, а возрастные туристы из КНР знают советскую историю и не проходят мимо памятников коммунизма. «У памятника Марксу китайцы могут начать скандировать «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», — рассказывает случаи из своей практики гид-переводчик Анастасия Шаталова. — Многие из них учили в школах русский язык и читали книгу «Как закалялась сталь».
В контексте укрепления российско-китайских отношений образ «красного» профсоюзного путешественника из КНР пришелся как нельзя кстати, а «Ростуризм» (был упразднен в 2022 году) даже анонсировал для гостей из Поднебесной «красные маршруты»: туры по городам, посвященные 1917 году и Октябрьской революции. Однако экскурсоводы говорят, что это, скорее, туристический проект, который так и не был реализован. Представители туриндустрии отмечают, что возрастных туристов из КНР становится все меньше, а китайская молодежь уже не хочет путешествовать группами, поэтому в перспективе подобный групповой туризм так или иначе себя исчерпает.
Взгляд изнутри
Полные автобусы, группы по 40 человек, лапша, заваренная в чайнике, — за бюджетной стороной китайского туризма тонкости культурного обмена ускользают. Русские гиды, давно работающие с китайцами, говорят, что особенности их менталитета очень сложно понять со стороны. «Китайцы четко понимают свое место в роду, в клане, жизни, и для них нет других отношений, кроме родственных», — говорит Елена Бреус. По ее словам, когда гид вступает в группу, то становится своим. Отсюда минимум социальный дистанции и странные вопросы, которые нам могут показаться непосредственными или слишком личными: «Китайцы могут спросить, сколько ты зарабатываешь в пересчете на юани, сколько у тебя детей, потрогать твои ресницы, и спросить, настоящие ли они». Гид Анастасия Шаталова рассказывает, что китайцев удивляет, почему русские могут быть и блондинами, и брюнетами, тогда как все китайцы темноволосые и с темной кожей. Тема красоты у азиатов особенная, а на отбеливание кожи направлена целая индустрия.
Некоторые гиды замечают, что китайцы в культурном плане и в плане общения все больше начинают сближаться с европейцами, а непосредственность сглаживается. Так ли это, будет понятно в перспективе. Но как бы там ни было, мы в любом случае найдем способ друг друга понять.