Небо, гонг, Масленица: культурная афиша февраля

«Первая позиция. Русский балет»
22 февраля — 21 мая
Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
То, что русский балет привык шествовать по миру гордо, оставляя за собой шлейф восхищенных возгласов, знает, пожалуй, каждый. Тем интереснее разобраться в причинах, следствиях и исторических контекстах, а вместе с тем сполна погрузиться в это царство упорства, таланта и грации. Новый проект петербургского «Манежа», известного умением производить впечатление не только вложенными смыслами, но и освоением пространства, готовится рассказать историю, которая обернется целым путешествием. «Первая позиция. Русский балет» имеет характеристику выставки-спектакля, а это значит, что экспонаты не будут существовать в отрыве от примет времени и его особенностей, а выйдут на сцену, чтобы сыграть эту постановку до конца. Среди тематических разделов, к примеру: «Русские сезоны», «Физика и анатомия тела», «Школа русского балета», среди объектов — живопись и графика, костюмы, документы и предметы, разделявшие со своими владельцами и пот, и аплодисменты, иными словами, и труд, и успех.



Фестиваль «Пятницы в Пушкинском»
3, 10, 17 февраля
ГМИИ имени А.С. Пушкина
«Пятницы в Пушкинском» — традиционный для музея фестиваль — продолжает соединять постоянную и временные экспозиции с музыкой, предлагая сменить привычный угол зрения и обнаружить новые созвучия и взгляды. Череда февральских экскурсий и выступлений может служить видимым тому подтверждением. К примеру, 10 февраля к сводам Итальянского дворика понесутся звуки эпохи Возрождения и раннего барокко. Концерт под названием «Праздник Ренессанса» окажется своеобразным путешествием по городам и странам, музыкальным мотивам и произведениям композиторов, живших в совсем иное время, но точно так же, как и мы сегодня, радовавшихся и печалившихся, впечатлявшихся и отражавших эти впечатления в своих сочинениях. Исполнять их будет Ренессансный оркестр на копиях исторических инструментов XV—XVII веков.

«Музыка будущего 100 лет назад»
9 февраля
Центр «Зотов»
Все образовательные, кино- и музыкальные программы центра «Зотов», исследующего конструктивизм в теории и на практике, созвучны этим исканиям, а потому здесь можно услышать то, что едва ли встретится в программе других концертных площадок. Заключительный концерт из цикла «Музыка будущего 100 лет назад» предлагает познакомиться с раннесоветским авангардом в его музыкальном воплощении и творчестве композиторов Рославца и Мосолова, самобытном и воспринятом современниками не столь однозначно. Вместе с фортепианным трио Николая Рославца и струнным квартетом Александра Мосолова прозвучит «Итальянская сюита» для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского. И все это — в исполнении солистов оркестра musicAeterna.

«Дом культуры СССР»
С 3 февраля
Манеж (Москва)
По случаю 100-летия Советского Союза московский «Манеж» рассматривает феномен советского ДК под увеличительным стеклом. На практике это значит, что здесь обнаружится множество самостоятельных экспозиций, объединенных темой времени и человека в нем. Эти выставки в выставке посвящены и разным видам искусств, и одновременному их синтезу. За музыку, к примеру, отвечает композитор Алексей Ретинский, постоянный резидент петербургского Дома Радио и соратник оркестра musicAeterna, не только выступивший куратором, но также написавший для проекта новое сочинение.






«Небо над Берлином»
В прокате со 2 февраля
В разделенном глухой стеной Берлине люди то бегут, то медлят, переживая о себе нынешних и себе минувших, а два ангела — Дамиэль и Кассиэль — бродят среди них невидимые и неузнанные, слушают внимательно, наблюдают за жизнями и судьбами. В их распоряжении — время всего света и даже больше, им не нужно ни лифтов, ни лестниц, так легко они могут вспорхнуть, куда захотят. В их черно-белом, как сам кадр, мироустройстве порядок известен давно. Однако, увидев однажды невозмутимую циркачку, Дамиэль наконец познает то, что занимает так часто людские мысли и сны — любовь. Ради нее не жалко распрощаться с вечностью и спуститься с небес на шумные, неубранные, но такие живые берлинские улицы. Повторный прокат возвращает нам возможность увидеть фильм Вима Вендерса на большом экране. И как знать, быть может, на соседних креслах незримо окажется Кассиэль, Дамиэль или кто-нибудь из их коллег по цеху.


Ретроспектива фильмов Ларса фон Триера
6–19 февраля
кинотеатр «Художественный»
Десять фильмов Ларса фон Триера за две недели предлагает посмотреть в феврале кинотеатр «Художественный», который вместе с творческим объединением Arthouse устраивает ретроспективу работ датского режиссера. Пересказывать их нет никакого смысла. Тот, кто видел хотя бы один сюжет фон Триера, знает, что эпатировать, пугать, злить, но в то же время восхищать он умеет мастерски, какими бы разными ни были выбранные им жанры, ведь менять мир кино под себя и свои правила он не страшился никогда.
«Вечер абсолютно прекрасного звука»
14 февраля
ДК «Рассвет»
14 февраля выбрано датой концерта под названием «Вечер абсолютно прекрасного звука» совсем не случайно. И дело не в первых связанных с числом и месяцем ассоциациях, а в том, что в него принято отмечать Всемирный день исцеления звуком. На выступлении Николая Льговского ту самую целительную силу продемонстрируют гонги, а вечер превратится не столько в концерт, сколько в сеанс коллективной терапии и размышлений — о прекрасном, красивом и добром, что неизбежно при встрече со звуками и их силой. Чувство спокойствия, возникающее, как только до уха доносится удар по гонгу, — то самое, что нужно сегодня, пожалуй, каждому из нас.

«Масленица. Просвет»
25 февраля
Калужская область, деревня Никола-Ленивец
Каждый год в Никола-Ленивце жгут на Масленицу огромный арт-объект, каждый же год выбирая новую его тему, неотрывно связанную с повседневностью. На этот раз она обозначена как просвет, символизирующий луч света в темноте. Кроме того, нам предлагают задуматься о стенах (в особенности четвертых, невидимых, а потому особенно стойких) и возможности их разрушения. Кстати, как и всегда, строить объект в Никола-Ленивце начинают за несколько месяцев до того, как его коснется первая спичка, так что прямо сейчас за несколько сотен километров от Москвы из найденных в округе арт-парка материалов прорастает все выше произведение, которому предстоит объединить всех собравшихся и помочь им почувствовать момент, а вместе с тем и себя в нем.

«Отличники»
9 февраля — 21 мая
Музей русского импрессионизма
О чем писали в своих письмах на Родину художники, получившие возможность отправиться за границу, чем восхищались, по чему тосковали, чего жаждали — все это исследует экспозиция «Отличники». Она посвящена тем выпускникам Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, кто получил заветный билет в свое художественное будущее, а вместе с ним возможность осмотреться по сторонам, познать нравы, течения и свойства. Илья Репин, Василий Поленов, Борис Кустодиев, Исаак Бродский — далеко не единственные авторы, чьи полотна можно будет увидеть на выставке. Помимо произведений русских художников в стенах музея обнаружатся работы Гюстава Курбе, Камиля Коро и других живописцев, чье творчество так поражало оказавшихся вдалеке от дома выпускников.

«Чайка»
5, 6, 7 февраля
На сцене Театра на Таганке
В рамках фестиваля «Золотая маска» петербургская премьера — «Чайка» в постановке Льва Додина — на некоторое время меняет прописку на московскую сцену. Размышления режиссера имеют характеристику «по мотивам одноименной пьесы», а это значит, что в спектакле не обнаружится многих персонажей, зато обнаружатся та неизбывность и острота, с которыми хорошо знакомый сюжет будет казаться сочинением совсем новым.

«Больше чем никогда»
В прокате с 7 февраля
Роль в фильме Эмили Атеф «Больше чем никогда» стала для Гаспара Ульеля, погибшего в январе прошлого года, последней. История, однако, заслуживает внимания и в отрыве от трагических контекстов. Главная героиня сюжета по имени Элен неожиданно понимает, что жизнь может быть не только счастливой, а будущее — желанным. Виной тому, внезапно обнаруженное и, разумеется, редкое заболевание, которое рисует пугающий знак вопроса рядом со всеми планами. Ну а персонажу Ульеля предстоит помочь ей справиться со страхами и самой собой.





«Мертвые души», «Мертвые души. Том второй»
1, 2, 4, 5 февраля
На сцене театра «Шалом»
Фестивальный хит театра «Поиск» из далекого и в то же время очень близкого Лесосибирска приезжает на гастроли в Москву. «Мертвые души» Олега Липовецкого — это совсем не пересказ, но попытка понять загадочную русскую душу — в тоске и веселье, в авантюрах и громких делах. На сцене — лишь трое (Олег Ермолаев, Виктор Чариков, Максим Макаров), однако им предстоит воплотить и всех гоголевских героев, и тех, на кого автор лишь намекал. Вот, например, птица-тройка. Несется вперед, запряженная конями. А им, вообще-то, тоже есть, что сказать.



