Стиль
Впечатления Небо, гонг, Масленица: культурная афиша февраля
Стиль
Впечатления Небо, гонг, Масленица: культурная афиша февраля
Впечатления

Небо, гонг, Масленица: культурная афиша февраля

Сцена из спектакля «Чайка» в постановке Льва Додина
Сцена из спектакля «Чайка» в постановке Льва Додина
Путешествие в СССР и за границу, фильмы Ларса фон Триера, берлинское небо и новый взгляд на чеховскую «Чайку» — таким получился февраль в музеях, театрах и концертных залах Москвы и Петербурга

«Первая позиция. Русский балет»

22 февраля — 21 мая
Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)

То, что русский балет привык шествовать по миру гордо, оставляя за собой шлейф восхищенных возгласов, знает, пожалуй, каждый. Тем интереснее разобраться в причинах, следствиях и исторических контекстах, а вместе с тем сполна погрузиться в это царство упорства, таланта и грации. Новый проект петербургского «Манежа», известного умением производить впечатление не только вложенными смыслами, но и освоением пространства, готовится рассказать историю, которая обернется целым путешествием. «Первая позиция. Русский балет» имеет характеристику выставки-спектакля, а это значит, что экспонаты не будут существовать в отрыве от примет времени и его особенностей, а выйдут на сцену, чтобы сыграть эту постановку до конца. Среди тематических разделов, к примеру: «Русские сезоны», «Физика и анатомия тела», «Школа русского балета», среди объектов — живопись и графика, костюмы, документы и предметы, разделявшие со своими владельцами и пот, и аплодисменты, иными словами, и труд, и успех.

Фестиваль «Пятницы в Пушкинском»

3, 10, 17 февраля
ГМИИ имени А.С. Пушкина

«Пятницы в Пушкинском» — традиционный для музея фестиваль — продолжает соединять постоянную и временные экспозиции с музыкой, предлагая сменить привычный угол зрения и обнаружить новые созвучия и взгляды. Череда февральских экскурсий и выступлений может служить видимым тому подтверждением. К примеру, 10 февраля к сводам Итальянского дворика понесутся звуки эпохи Возрождения и раннего барокко. Концерт под названием «Праздник Ренессанса» окажется своеобразным путешествием по городам и странам, музыкальным мотивам и произведениям композиторов, живших в совсем иное время, но точно так же, как и мы сегодня, радовавшихся и печалившихся, впечатлявшихся и отражавших эти впечатления в своих сочинениях. Исполнять их будет Ренессансный оркестр на копиях исторических инструментов XV—XVII веков.

Итальянский дворик ГМИИ им. Пушкина
Итальянский дворик ГМИИ им. Пушкина

«Музыка будущего 100 лет назад»

9 февраля
Центр «Зотов»

Все образовательные, кино- и музыкальные программы центра «Зотов», исследующего конструктивизм в теории и на практике, созвучны этим исканиям, а потому здесь можно услышать то, что едва ли встретится в программе других концертных площадок. Заключительный концерт из цикла «Музыка будущего 100 лет назад» предлагает познакомиться с раннесоветским авангардом в его музыкальном воплощении и творчестве композиторов Рославца и Мосолова, самобытном и воспринятом современниками не столь однозначно. Вместе с фортепианным трио Николая Рославца и струнным квартетом Александра Мосолова прозвучит «Итальянская сюита» для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского. И все это — в исполнении солистов оркестра musicAeterna.

Солисты оркестра musicAeterna
Солисты оркестра musicAeterna

«Дом культуры СССР»

С 3 февраля
Манеж (Москва)

По случаю 100-летия Советского Союза московский «Манеж» рассматривает феномен советского ДК под увеличительным стеклом. На практике это значит, что здесь обнаружится множество самостоятельных экспозиций, объединенных темой времени и человека в нем. Эти выставки в выставке посвящены и разным видам искусств, и одновременному их синтезу. За музыку, к примеру, отвечает композитор Алексей Ретинский, постоянный резидент петербургского Дома Радио и соратник оркестра musicAeterna, не только выступивший куратором, но также написавший для проекта новое сочинение.

«Небо над Берлином»

В прокате со 2 февраля

В разделенном глухой стеной Берлине люди то бегут, то медлят, переживая о себе нынешних и себе минувших, а два ангела — Дамиэль и Кассиэль — бродят среди них невидимые и неузнанные, слушают внимательно, наблюдают за жизнями и судьбами. В их распоряжении — время всего света и даже больше, им не нужно ни лифтов, ни лестниц, так легко они могут вспорхнуть, куда захотят. В их черно-белом, как сам кадр, мироустройстве порядок известен давно. Однако, увидев однажды невозмутимую циркачку, Дамиэль наконец познает то, что занимает так часто людские мысли и сны — любовь. Ради нее не жалко распрощаться с вечностью и спуститься с небес на шумные, неубранные, но такие живые берлинские улицы. Повторный прокат возвращает нам возможность увидеть фильм Вима Вендерса на большом экране. И как знать, быть может, на соседних креслах незримо окажется Кассиэль, Дамиэль или кто-нибудь из их коллег по цеху.

Ретроспектива фильмов Ларса фон Триера

6–19 февраля
кинотеатр «Художественный»

Десять фильмов Ларса фон Триера за две недели предлагает посмотреть в феврале кинотеатр «Художественный», который вместе с творческим объединением Arthouse устраивает ретроспективу работ датского режиссера. Пересказывать их нет никакого смысла. Тот, кто видел хотя бы один сюжет фон Триера, знает, что эпатировать, пугать, злить, но в то же время восхищать он умеет мастерски, какими бы разными ни были выбранные им жанры, ведь менять мир кино под себя и свои правила он не страшился никогда.

Из чего сделан «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера

«Вечер абсолютно прекрасного звука»

14 февраля
ДК «Рассвет»

14 февраля выбрано датой концерта под названием «Вечер абсолютно прекрасного звука» совсем не случайно. И дело не в первых связанных с числом и месяцем ассоциациях, а в том, что в него принято отмечать Всемирный день исцеления звуком. На выступлении Николая Льговского ту самую целительную силу продемонстрируют гонги, а вечер превратится не столько в концерт, сколько в сеанс коллективной терапии и размышлений — о прекрасном, красивом и добром, что неизбежно при встрече со звуками и их силой. Чувство спокойствия, возникающее, как только до уха доносится удар по гонгу, — то самое, что нужно сегодня, пожалуй, каждому из нас.

Николай Льговский
Николай Льговский

«Масленица. Просвет»

25 февраля
Калужская область, деревня Никола-Ленивец

Каждый год в Никола-Ленивце жгут на Масленицу огромный арт-объект, каждый же год выбирая новую его тему, неотрывно связанную с повседневностью. На этот раз она обозначена как просвет, символизирующий луч света в темноте. Кроме того, нам предлагают задуматься о стенах (в особенности четвертых, невидимых, а потому особенно стойких) и возможности их разрушения. Кстати, как и всегда, строить объект в Никола-Ленивце начинают за несколько месяцев до того, как его коснется первая спичка, так что прямо сейчас за несколько сотен километров от Москвы из найденных в округе арт-парка материалов прорастает все выше произведение, которому предстоит объединить всех собравшихся и помочь им почувствовать момент, а вместе с тем и себя в нем.

Масленица в Никола-Ленивце, эскиз
Масленица в Никола-Ленивце, эскиз

«Отличники»

9 февраля — 21 мая
Музей русского импрессионизма

О чем писали в своих письмах на Родину художники, получившие возможность отправиться за границу, чем восхищались, по чему тосковали, чего жаждали — все это исследует экспозиция «Отличники». Она посвящена тем выпускникам Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, кто получил заветный билет в свое художественное будущее, а вместе с ним возможность осмотреться по сторонам, познать нравы, течения и свойства. Илья Репин, Василий Поленов, Борис Кустодиев, Исаак Бродский — далеко не единственные авторы, чьи полотна можно будет увидеть на выставке. Помимо произведений русских художников в стенах музея обнаружатся работы Гюстава Курбе, Камиля Коро и других живописцев, чье творчество так поражало оказавшихся вдалеке от дома выпускников.

Монтаж выставки «Отличники»
Монтаж выставки «Отличники»

«Чайка»

5, 6, 7 февраля
На сцене Театра на Таганке

В рамках фестиваля «Золотая маска» петербургская премьера — «Чайка» в постановке Льва Додина — на некоторое время меняет прописку на московскую сцену. Размышления режиссера имеют характеристику «по мотивам одноименной пьесы», а это значит, что в спектакле не обнаружится многих персонажей, зато обнаружатся та неизбывность и острота, с которыми хорошо знакомый сюжет будет казаться сочинением совсем новым.

Сцена из спектакля «Чайка» в постановке Льва Додина
Сцена из спектакля «Чайка» в постановке Льва Додина

«Больше чем никогда»

В прокате с 7 февраля

Роль в фильме Эмили Атеф «Больше чем никогда» стала для Гаспара Ульеля, погибшего в январе прошлого года, последней. История, однако, заслуживает внимания и в отрыве от трагических контекстов. Главная героиня сюжета по имени Элен неожиданно понимает, что жизнь может быть не только счастливой, а будущее — желанным. Виной тому, внезапно обнаруженное и, разумеется, редкое заболевание, которое рисует пугающий знак вопроса рядом со всеми планами. Ну а персонажу Ульеля предстоит помочь ей справиться со страхами и самой собой.

«Мертвые души», «Мертвые души. Том второй»

1, 2, 4, 5 февраля
На сцене театра «Шалом»

Фестивальный хит театра «Поиск» из далекого и в то же время очень близкого Лесосибирска приезжает на гастроли в Москву. «Мертвые души» Олега Липовецкого — это совсем не пересказ, но попытка понять загадочную русскую душу — в тоске и веселье, в авантюрах и громких делах. На сцене — лишь трое (Олег Ермолаев, Виктор Чариков, Максим Макаров), однако им предстоит воплотить и всех гоголевских героев, и тех, на кого автор лишь намекал. Вот, например, птица-тройка. Несется вперед, запряженная конями. А им, вообще-то, тоже есть, что сказать.