Стиль
Впечатления Арт-пауза: здесь и сейчас
Впечатления

Арт-пауза: здесь и сейчас

Вика Кошелева, «Ветхие врата в никуда»
Вика Кошелева, «Ветхие врата в никуда»
Вместе с ярмаркой современного искусства Cosmoscow, которая в этом году отмечает свое десятилетие, из традиционного для «РБК Стиль» арт-проекта мы решили сделать собственный галерейный «стенд», который призывает задуматься о «здесь и сейчас»

Какие они — контексты времени — и какие в них мы, порой растерянные, порой смелые? Задумываются об этом в своих работах, написанных специально для нас, Ирина Петракова, Виктория Кошелева, Ульяна Подкорытова, Лиза Бобкова и художник обложки нового печатного номера «РБК Стиль» Павел Пепперштейн.

Виктория Кошелева, галерея Seréne

Приметы и предметы современной действительности не исчезают с полотен Виктории Кошелевой, чувствуя себя вполне уверенно в соседстве с образами, претендующими на определение «вечные». Путь в искусстве у художницы начался в самом детстве, продолжился учебой в Художественном институте имени Сурикова, переездом в Нью-Йорк, а затем и в Париж. В последнем Виктория обустроила мастерскую в районе Маре, в которой проводила часы и дни напролет. Москва из планов и видов тоже никуда не исчезла. Одна персональная выставка продолжает сменяться другой, а яркие цвета и смелые их сочетания соединяются с академическим порой рисунком и выплеснутыми на холст размышлениями о человеке, его чувствах и мире вокруг. На ярмарке Cosmoscow работы Кошелевой будут представлены молодой московской галереей Seréne, открывшейся в апреле нынешнего года и уже успевшей запомниться целой чередой выставок-высказываний. Живопись и керамика, фотография и скульптура — групповые проекты здесь показывают, каким разным может быть современное искусство в своих воплощениях. До конца сентября в галерее продолжаются «Каникулы» — экспозиция, в которой лето не закончилось, проникнув вместо того в работы девяти молодых художников.

Вика Кошелева, «Pluton juice», 2017

Вика Кошелева, «Pluton juice», 2017

Ульяна Подкорытова, галерея Myth

Художница Ульяна Подкорытова свое настоящее в искусстве отыскала в далеком прошлом, обратившись к русскому фольклору. С сегодняшним днем он соединяется в причудливых, ироничных и точных сюжетах, выходящих далеко за рамки листа бумаги: Подкорытова исследует, к примеру, и возможности видеоарта. Заданными обстоятельствами для фольклорных героев оказываются наши будни, полные фейковых новостей и сетей самого разного рода. Есть у этих историй и магистральный персонаж — бесстрашная девушка с длинной косой по имени Гертруда Свирепая. Без этой косы и ее обладательницы всем нам пришлось бы несладко, намекает художница, а зритель не может не согласиться, ведь тема женской силы нашему времени весьма созвучна. На ярмарке Cosmoscow художницу представляла петербургская галерея Myth, где как раз продолжается ее персональная выставка «Быстрая жизнь — медленный мир», своеобразный пропуск в сказочное царство, населенное невиданными мудрецами, стражницами и говорящими существами, встретить которых можно только здесь.

Ульяна Подкорытова, без названия, из проекта «Тáмотка», 2021

Ульяна Подкорытова, без названия, из проекта «Тáмотка», 2021

Лиза Бобкова, галерея Myth

В работах Лизы Бобковой — твердость металла, с которым художница хорошо знакома еще со времен учебы на кафедре художественной обработки металла Академии имени Штиглица, соединяется с удивительной тонкостью взгляда на него. Эти инсталляции и объекты из бронзы, латуни, меди заставляют задуматься о хрупкости человека и его мира, а акварельные и графические работы, составляющие другую часть творческого интереса Лизы, продолжают эти размышления не только при помощи изображения, но и текста тоже. Озвученные и прописанные аккуратным, как будто бы школьным почерком, эти мысли начинают свою жизнь не только в пространстве самого полотна, но и в головах зрителей. «О чем ты мечтал в детстве? А теперь, когда вырос, о чем? Чего тебе не хватает?», «Ты рассказала как-то обо всем и ни о чем одновременно», «Мечта о моменте, когда ты будешь счастлива, когда не будет хотеться все время большего» — названия и содержание произведений подсказывают, что автор не боится задавать вопросы, искать ответы на них, а вместе с тем фиксировать то, о чем задумывается и мечтает каждый из нас. Фиксация этой повседневности оказывается удивительно поэтичной, а текст, порой, наоборот, исчезающий с полотен, напоминает, что любой разговор (как с другими, так и с самими собой) — это не только речь, но и паузы, в которых тоже скрывается сама суть. Представляющая Лизу Бобкову петербургская галерея Myth все свои проекты посвящает молодым художникам, работа с которыми и стала поводом для открытия в 2019 году. За прошедшее с тех пор время отношение коллекционеров, арт-критиков и общественности к молодому искусству изменилось во многом благодаря стараниям как раз Myth, так что путь этот хоть и тернист, но точно небезоснователен.

Лиза Бобкова, «Милый, наш воздушный змей упал», 2022

Лиза Бобкова, «Милый, наш воздушный змей упал», 2022

Ирина Петракова, галерея Iragui

В своей студии, расположенной в Замоскворечье, районе сложносочиненном и поэтичном, Ирина Петракова ведет размышления о человеческих теле и духе, обреченных на соприкосновение с пространством, а также с реальностью и ее последствиями. Эти размышления принимают самую разную форму: здесь живопись, графика, видеоарт, перформативные практики, вышивка, сахарные скульптуры. И все это далеко не полный список. Почему мы заполняем собой пространство в одни моменты и зачем стремимся исчезнуть из него в другие, как меняет нас время и меняем ли его мы, в чем здесь личное и в чем коллективное: ничто в этом мире невозможно остановить, все течет и все меняется — и в этих трансформациях появляются и проявляются все новые и новые темы. Кажется, что интересы художницы неисчерпаемы, и в этой неисчерпаемости видится тот самый луч света, который сегодня не будет лишним для каждого из нас. На ярмарке Cosmoscow найти работы Ирины Петраковой можно было на стенде московской галереи Iragui. Уже больше десяти лет эта галерея, с одной стороны, обращает внимание на творчество художников-концептуалистов, вписывая его в международные контексты, а с другой — пускается во все новые эксперименты, неизменным соучастником которых становится и зритель.

Ирина Петракова, без названия, 2022

Ирина Петракова, без названия, 2022

Павел Пепперштейн, галерея JART

Павел Пепперштейн — автор обложки этого номера — привык не только говорить прямо, но и шифровать в своих произведениях впечатления о том самом «здесь и сейчас». Его метафоры открывают дверь в целую вселенную иносказаний, образов и ассоциаций, насколько неповторимых, странных, запоминающихся, настолько понятных каждому, кто готов слышать и чувствовать не одной лишь головой, но и сердцем тоже. В творческую биографию Павла Пепперштейна уместилось огромное количество замыслов, проектов и авантюр, и останавливаться художник совсем не собирается. Определение «художник» в его случае включает в себя далеко не одно только художественное творчество. Писатель тоже художник, рисующий свои картины словом, и таких картин у Павла множество. На ярмарке Cosmoscow его произведения стали частью стенда галереи JART, предлагающей целое путешествие от нонконформизма к искусству 90-х, 2000-х и нынешнему дню.

Жить не прошлым, но будущим: какой получилась 10-я ярмарка Cosmoscow