Мечты о «Мире»: как устроен культурный центр в Суздале
«Огурчики малосольные, очень вкусные», — кричит стоящая у дороги с полным ведром огурцов женщина. В любой другой день этот придорожный «магазин» едва ли привлечет лишнее внимание, но не в середине июля, когда в Суздале проходит ежегодный День огурца. Огурцы оказываются действительно повсюду. Они принимают форму футболок и шапок, игрушек и свистулек, даже целых скульптурных групп. Меню пестрят огуречным вареньем, мороженым или мармеладом.
Праздничные гуляния оказываются в этом году одновременно контекстом, фоном и контрастом для фестиваля «Сенокос», который вот уже несколько лет проводит на самых разных локациях в Суздале и за его пределами творческое сообщество «Мира». Сам культурный центр, который открылся недавно, расположился напротив Торговых рядов — одной из точек туристического притяжения города. Когда-то здесь был ресторан «Погребок», теперь — царство книг, полевых цветов и самых разных видов искусства. Проект разработало архитектурное бюро Gorlenko Studio. Наверху — кафе, небольшой магазин и лаконичный концертный зал, в углу которого притаился рояль Steinway, практически ровесник всему XX веку. Внизу — выставочное пространство, в котором сейчас идет выставка «Мечты о будущем». Будущее при этом отмечено прерывистой линией, обозначающей нашу общую неуверенность в завтрашнем дне. Представленные здесь планы и мечты реальность успела потрепать изрядно, однако отказываться от задуманного в сообществе «Мира» не хотят. Придумавшие его меценат Дмитрий Разумов, художник Андрей Попов и креативный продюсер Евгения Казарновская знают, что искусство тоже умеет лечить души, как лечит их и труд, — сколоченные во дворе собственными руками столы и лавочки, расписанные художниками, тому подтверждение.
В Москве Андрей и Евгения занимались культурными проектами и медиа, Дмитрий — бизнесом, в Суздале же они строят свой собственный — во всех смыслах — мир, привлекая к этому небыстрому, не всегда простому, но неизменно увлекательному процессу единомышленников. Среди них артисты и музыканты, архитектурные бюро, кураторы и художники. Те, кто уже участвовал в проектах «Река мира» или «Человек мира», и те, кто только собирается. В тех самых мечтах, отмеченных заглавием экспозиции, к примеру: развитие уже существующего сельского театра в селе Фомиха, превращение здания местной ГЭС в культурно-туристический центр, открытие творческих резиденций и даже создание собственной фермы.
«Визионеры», — одобрительно кивают одни, «утопия», — саркастично ухмыляются другие. Впрочем, судить что угодно можно скорее по делам, чем по словам, так что в «Мира» продолжают делать. Что именно? Столы и лавки, спектакли и концерты, лаборатории и целые фестивали. Один из них называется «Сенокос» и на этот раз он оказался посвящен хореографии. В программу вошли два спектакля: «Голая» — сыгранная на рассвете история о буддийском монастыре, а также принятии других, себя и себя среди других, и «Лебединое озеро» — балет в четырех актах, местами действия которых стали овраг, речка, ночной лес и колокольня.
Вместо музыки Чайковского — акапельное пение, а то и вовсе плач и завывания, вместо сцены, допустим, воды реки Каменки (а также сук на дереве, верхушка колокольни и покрытая крапивой поляна). Жизнь, как водится, во все вмешивалась без спроса и по собственному усмотрению. То хиты русской эстрады на фоне, то грачи, летящие в самый нужный момент, будто выписанный для спектакля кордебалет. Авторами выступили композитор Владимир Горлинский и хореограф Ольга Цветкова.
В размахе, с которым по соседству гуляли тот самый Праздник огурца, видится нечто макабрическое, отчего тропинки, которые тянутся к лесу, оврагу или реке, кажутся еще более нужными. Идешь и — словно какую-то важную для себя мысль — боишься их потерять, упустить из виду.
Ни Разумов, ни Казарновская, ни Попов, ни другие члены команды «Мира» не скрывают того факта, что Суздаль и его жители культурный центр и его проекты приняли не сразу. В своем большинстве они до сих пор скорее сторонятся происходящего здесь, чем вовлекаются в него, что, впрочем, не мешает вести все увеличивающуюся статистику исключений из числа местных. Да и заборы — в прямом и переносном смысле — рушатся все чаще. Рассказывая о Суздале, Андрей Попов замечает, что заградительные сооружения самого разного размерного и смыслового толка здесь любят. Один из таких заборов отделял территорию культурного центра и его задний двор от территории находящейся рядом церкви. Однажды его не стало. Примеров такого движения не друг от друга, а наоборот у «Мира» набирается все больше. Так или иначе, но всего за один день не вырастают даже суздальские огурцы. Зато дай им время, и какими они становятся.
Насаждать свои взгляды здесь не хотят, вместо того просто показывают афишу. В ближайшее время, к примеру, Суздаль ждет квартирник Павла Артемьева и Александра Козловского, спектакль Марины Васильевой «Кто убил Анну», концерт Константина Дорохова, а в августе — вокальный ансамбль N’Caged, Владимир Волков с солистами Мариинского, репертуарные постановки сельского театра «ПроПраСуздаль» и лаборатория «Человек мира», которая проходит уже 12 лет в этих местах в первую неделю августа.