Кружок неформата: в России появился лейбл для инди-музыкантов «Индивид»
Лейбл «Индивид» позиционирует себя как творческое комьюнити. Идея создания принадлежит продюсерам Михаилу Котляру и Евгению Павлову. «Я давно переживаю за судьбу отечественной андеграунд-сцены. Надо, конечно, сказать, что андеграунд в нашей стране — это очень и очень растяжимое понятие, потому что жанров, которые котируются массовым слушателем, не так уж и много. Тем не менее талантов там предостаточно. Грустно наблюдать, как они, выпуская хорошую музыку, годами сидят с аудиторией в два с половиной землекопа», — говорит Котляр. Проект «Индивид» возник благодаря поддержке Павлова и единомышленников. К лейблу уже присоединились дуэт NEMIGA из Белоруссии, электропоп-группа Introvera, экспериментальный электронный проект FOURGIC и трип-хоп-артистка ZLODY. Инди-поп представлен такими артистами, как nttrl, ани ковальски, «клевер душистый».
Михаил Котляр, инициатор, основатель лейбла «Индивид», музыкант и продюсер;
Евгений Павлов, сооснователь лейбла «Индивид»
Все-таки «лейбл» или «комьюнити»
Михаил Котляр: Лейбл — это организация, которая занимается выпуском и продвижением творчества артиста. Лейбл сопровождает и поддерживает релизы музыкантов, ищет аудиторию для их музыки и, соответственно, дает возможность артисту на этой музыке заработать. «Комьюнити» переводится как «общество». В данном случае — общество музыкантов. Это такой «кружок» по интересам, который помогает его участникам в достижении собственных целей путем обмена опытом или совместной работы. Комьюнити — для общения и взаимной помощи.
Так что противопоставления между понятиями «лейбл» и «комьюнити» нет. В нашем случае мы хотим реализовать схему, при которой выпускающий лейбл (то есть «Индивид») не только занимается своими основными задачами, но и помогает выпускаемым артистам организоваться в клуб. Идеальная картинка для меня — это когда артисты плотно общаются между собой, дружат и работают вместе, а мы с Женей создаем все условия для того, чтобы им было комфортно. Хочется, чтобы «Индивид» стал местом, где артист найдет единомышленников и при этом получит поддержку.
Евгений Павлов: Секрет в том, что секрета нет. «Индивид» — в первую очередь лейбл, выпускающий музыку. А так же это и комьюнити для музыкантов, которые могут помогать друг другу: мы знакомим ребят с музыкой их товарищей по «Индивиду» — это, несомненно, можно назвать сообществом. Мы работаем с начинающими артистами, которым нужны ресурсы и наш опыт работы с музыкой, поэтому мы делимся знаниями и поддерживаем наших музыкантов. Также есть и артисты с опытом, но им интересен свежий взгляд со стороны. В таком «служении» и поддержке мы видим свою цель.
Зачем независимым музыкантам лейбл
Михаил Котляр: Мы рады всем музыкантам, которые пишут что-то интересное и необычное. Идея лейбла — это «интересное и необычное» вытаскивать на свет. Показать массовому слушателю, что есть еще что-то, помимо классического трио из рока, рэпа и поп-музыки. Мы также хотим показать ценителям андеграунда, что в России и странах СНГ много качественной неформатной музыки.
С точки зрения сотрудничества с лейблом артист получает много полезного: у нас прекрасные спецы по продвижению, на него мы выделяем собственные средства. Более того, у нас большое количество контактов в музыкальной сфере, поэтому мы готовы помочь артисту практически с чем угодно: записаться, подсказать, где и как сделать мерч и, конечно, помочь выйти на площадки для выступлений. Ну и, как было сказано выше, у нас дружное комьюнити артистов.
В России и странах СНГ много качественной неформатной музыки.
Что «Индивид» может предложить артистам
Евгений Павлов: Практически каждый творческий человек всегда в поиске пути, вдохновения, это можно называть как угодно. Часто случается такое, что артист пишет несколько демотреков и дает их послушать нашей команде, чтобы услышать мнение, совет. Мы даем обратную связь, помогаем в создании музыки, если это требуется, придумываем, какие видео или фото снимать, какую обложку сделать… в общем, всячески поддерживаем все желания и стремления артистов.
В целом это и есть работа любого лейбла, однако такой специализированный по направлению музыки подход позволяет сфокусироваться. И это тоже, к слову, нормальная практика по всему миру, существуют лейблы, выпускающие только хип-хоп, кто-то выпускает только метал, а кто-то — классическую музыку.
Андеграунд как место для коммуникации
Михаил Котляр: Из личных наблюдений могу сказать, что конкуренция в музыкальном сообществе если и присутствует, то минимальная. В андеграундных жанрах я такого не встречал вообще. Ни разу не видел, чтобы какой-то музыкант переживал по поводу того, что другой музыкант в его жанре популярнее и отбивает аудиторию или что-то вроде того. Наоборот, артисты охотно делятся опытом, и вообще они народ дружелюбный. Я даже так скажу: спросите музыканта о том, как он делает свою музыку, и он с немалой долей вероятности проведет для вас лекцию. В случае если спрашивать будет другой музыкант — еще и задаст вопрос в ответ. В конце концов, писать музыку интересно, и в этой области есть множество тонкостей и секретов, которыми хочется делиться и обмениваться.
Недавно мы с артистами выбирались на прогулку, чтобы наладить контакт, обсудить дальнейшие планы. Было очень круто наблюдать, как все знакомятся друг с другом, общаются. В общем, атмосфера царила дружественная. Я считаю, чем больше артисты будут коммуницировать друг с другом, тем более креативную и интересную музыку они будут выдавать. Потому что совместное творчество разных артистов — это всегда синтез двух и более взглядов на музыку. В сумме получается что-то новое. Так что да, объединять музыкантов нужно, и иметь возможность это сделать — определенно удача.
Что ждет неформатную музыку в России
Михаил Котляр: Судя по статистике прослушиваний, большая часть аудитории, которая слушает андеграунд разного формата, — молодежь. Так что, даже исходя из демографичесого фактора, андеграунд рано или поздно станет мейнстримом. Хип-хоп, который сейчас звучит повсеместно (даже в рекламе), пару десятилетий назад тоже был андеграундом, и вряд ли кто-то в России мог представить, что по телевизору будут крутить рекламу какого-то онлайн-магазина под бит. Конечно, мы работаем с жанрами, которые находятся в очень небольшой нише, но и она, я уверен, со временем займет больше места на глобальной сцене и станет не таким уж и андеграундом. Вообще, интерес к разного рода инди, электронике, построку даже сейчас замечен невооруженным взглядом. Единичные представители жанра то и дело пробиваются наверх и записывают хиты. Если посмотреть данные стриминговых сервисов, можно заметить интерес к необычной музыке и в численном выражении.
К тому же не стоит забывать, что в начале-середине 2010-х у нас уже была волна разной инди-музыки, которая добралась даже до мероприятий уровня Дня города в Москве. Я надеюсь, что нынешние представители андеграунда смогут поднять эту волну снова.
Главное, что я хочу показать с помощью «Индивида», — в России и СНГ тоже делают классную необычную музыку. Мне немного обидно, когда я слышу, что у нас ничего путного нет и «хорошую музыку» выпускают только на Западе. Надеюсь, что мы сможем доказать обратное.
Евгений Павлов: Нельзя сказать, что сейчас у андеграунда период расцвета, ведь мы в самом начале пути. Инди-музыка существует уже давно, просто она оставалась незаслуженно незамеченной. Это нормально, все время появляются какие-то новые жанровые ответвления, ведь когда-то, например, хип-хоп был музыкой улиц, а сейчас его слушает масса людей разного возраста. В наших планах сделать так, чтобы молодые артисты были услышаны, их музыка звучала на фестивалях и в наушниках интересующейся новыми веяниями публики. Возможно, звучит немного наивно, но музыка — само по себе всегда немного наивное творчество.