Стиль
Впечатления Новый Вознесенский и приглашение в мир музыки: культурная афиша мая
Стиль
Впечатления Новый Вознесенский и приглашение в мир музыки: культурная афиша мая
Впечатления

Новый Вознесенский и приглашение в мир музыки: культурная афиша мая

Новый Вознесенский и приглашение в мир музыки: культурная афиша мая
Наша жизнь в искусстве продолжается где-то между музеями и концертными залами, Петербургом и Москвой, историей и современностью, землей и небом

«Аскет»

31 мая, 19:00, 21:30 
Музей Москвы


Свой новый проект фестиваль актуальной музыки Sound Up, объединившись с театром «Практика», посвятил советскому физику Андрею Сахарову. «Аскет» — это опера, написанная композитором Николаем Поповым и поставленная режиссером Юрием Квятковским. В ней все многомерно и мультижанрово, так что не стоит думать, что спектакль — пересказ биографии ученого. Скорее это музыкальное и сценическое размышление, в котором размах получает не только сюжет, но также и выбор музыкальных инструментов. Многие из них экспериментальны и придуманы специально для оперы. 

Фото: пресс-служба

«Страшные сказки»

13, 14, 15 мая
Кинотеатр «Иллюзион»

Московские кинотеатры продолжают рефлексировать на тему всего лучшего, что подарил нам мировой кинематограф, и фильм Маттео Гарроне в подобном списке явно не чужак. «Страшные сказки» настолько же страшны, насколько и сказочны. Сюжеты из сборника Джамбаттисты Базиле XVII века знакомят с волшебными царствами, где есть ужасное и прекрасное, доброе и злое. И где человеческие страсти цветут полным цветом.

Фото: illuzion-cinema

«Клон»

В прокате с 19 мая

Этот фильм из программы фестиваля «Сандэнс» отличается нетривиальностью сюжета. История режиссера Райли Стернса предлагает понаблюдать за тем, как девушка по имени Сара борется не с кем-нибудь, а с самой собой. Так уж вышло, что в будущем каждый может создать своего двойника. Он будет готов подменить на работе или в семье, к примеру, в случае смерти «первоисточника». Именно она-то и угрожает Саре, получившей неожиданный и едва ли доброжелательный диагноз. Однако на деле опасность будет исходить не от болезни, а от клона, которой во всем, на что ни взгляни, окажется лучше. По законам места и времени остаться в обществе должен только кто-то один, так что Саре придется вызвать на бой идеальную версию себя. Актриса Карен Гиллан сыграла в фильме сразу две роли и то, как она справилась, — отдельный повод оценить сюжет.

Фото: kinopoisk

Ночь в Музее транспорта Москвы

21 мая
Северный речной вокзал

Традиционную Ночь музеев можно провести, среди прочего, на крыше Северного речного вокзала, откуда открывается вид не только впечатляющий, но исторический. На экскурсиях, которые проведет здесь Музей транспорта Москвы, можно будет узнать, как, когда и зачем строился этот вокзал, а вместе с тем увидеть прототип летающего автомобиля. Другие площадки музея, включая Павильон на ВДНХ, тоже будут ждать гостей, ведь транспорт, как известно, для Москвы — тема особенная.

Фото: mtmuseum

Фестиваль Vivarte

27 — 29 мая
Третьяковская галерея

Фестиваль камерной музыки Vivarte, как и всегда, умещает в несколько дней весьма обширную программу. Композиторы в ней не теснятся, но соседствуют. Их музыка зазвучит во Врубелевском зале Третьяковской галереи, а все вечера фестиваля будут посвящены на этот раз Сергею Дягилеву и его 150-летию. Импресарио, как известно, русскую культуру любил в самых разных ее проявлениях. Широта его души подарила миру «Русские сезоны», яркие, самобытные и достойные посвящений и век спустя.

Фото: vivarte_fest

«Вчера, сегодня, всегда»

до конца мая
Галерея Алины Пинской

Галерея Алины Пинской отмечает пятилетие масштабной выставкой, собравшей в стенах доходного дома Исакова, куда галерея перебралась в 2020-м году, работы родных для себя авторов. Эти размышления о вчера, сегодня и всегда и дали название экспозиции, а сюжеты произведений Евгения Музалевского, Дуни Захаровой, Тимофея Парщикова, Франсиско Инфанте, Сержа Шаршуна, Клода Бельгарда и других авторов начинают собственный разговор. Поколения, страны, методы в нем вступают в диалог, наблюдать за которым и приглашают зрителя.

Фото: alinapinskygallery

«Кабаре»

13 — 15 мая
Театр Наций

В кабаре  как жанре и как примете времени можно углядеть символ не только безбашенного веселья, но также смены эпох и распада целой страны. Речь идет о Германии, где на излете Веймарской республики в кабаре бегут, чтобы забыть и забыться. Эта музыкальная драма — первая работа худрука Театра имени Пушкина Евгения Писарева на сцене Театра Наций. Декорации, костюмы, манера речи — все убеждает зрителя в том, что он оказался в Берлине 30-х, где правит бал кабаре, а герои не боятся жить свою жизнь.

Фото: theatreofnations.ru

«Где Анна Франк»

В прокате с 5 мая

Анимационный фильм Ари Фольмана «Где Анна Франк» предлагает понаблюдать за тем, как ищет свою подругу девочка Китти. Каждый, кто читал дневник Анны Франк, помнит, что Китти была выведена рукой Анны на страницах своих записей. И пусть в действительности в том крохотном убежище она не появлялась, для маленькой Франк Китти была более чем реальной. Теперь же она пытается разобраться, куда исчезла из Амстердама Анна, а жанр, выбранный Ари Фольманом, позволяет вспомнить (а может быть, даже узнать) о холокосте аудитории максимально широкой.

«Война Раи Синициной»

В прокате с 5 мая

Документальный фильм Ефима Грабоя следит за жизнью 94-летней на момент съемок Раи Синициной. Она живет в Израиле, продолжая заботиться о других так же, как делала это когда-то на войне, которую прошла медсестрой. Сюжет дышит искренней нежностью, как и бывает в жизни, где человеку нужен человек, а друг может найтись там, где совсем не гадал, и тогда, когда совсем не ждешь.

Фото: Kinopoisk.ru

«Берегите ваши лица»

12 — 15 мая
«Гоголь-центр»

Пьеса Андрея Вознесенского «Берегите ваши лица» оказалась текстом удивительной судьбы, не без ноток трагичности. Поставлена она была лишь раз — Юрием Любимовым в Театре на Таганке, после чего запрет спрятал ее от зрительских глаз на долгие десятилетия. На сцену она возвращается в мире уже совсем ином и тоже не без изменений. Режиссер спектакля в «Гоголь-центре» Савва Савельев написал собственную инсценировку, речь в которой заходит о художнике Владиславе Мамышеве-Монро. Что такое свобода менять лица и свобода их сохранять — вот о чем нам предстоит задуматься вместе с артистами и командой спектакля.

Фото: gogolcenter.com

«Супергерои»

В прокате с 5 мая

Фильм Паоло Дженовезе хочет поведать миру еще одну историю любви. Как известно, двух одинаковых сюжетов о чувствах не бывает, а этот полнится итальянской негой и сплетением физики и лирики, отправной точкой для которого становится встреча (разумеется, случайная) ученого и художницы.

Кадр из фильма «Супергерои»
Кадр из фильма «Супергерои»

«Между землей и небом»

до 3 июля
ГМИИ имени А. С. Пушкина

Три века назад из-под руки Франсиско Гойи вышла серия офортов под названием «Нелепицы» («Диспаратес»). В ней сюжетами завладевали то причудливые, то пугающие персонажи, потерявшие разум и не пытавшиеся его обрести. Так, в творчестве Гойи одновременно отразились и присущее ему в тот момент времени смятение, и попытка отринуть его. Сегодня, в новом веке и совсем других контекстах, «Нелепицы» открывают выставку в Пушкинском музее. Ни актуальности, ни смыслов за прошедшее время они не потеряли, напротив, лишь их приумножили. Впрочем, контекст времени и места оказывается в рамках выставки не единственным. Стройность кураторского замысла прослеживается и в самом художественном соседстве. Экспозиция состоит из четырех глав и из работ четырех же художников. Помимо Гойи, это также Василий Чекрыгин, Эдуард Штейнберг и Рембрандт ван Рейн, чьи поздние офорты завершают выставку. Параллели и сопоставления, самобытность и взаимосвязь — века и судьбы здесь ведут свой диалог, а произведения на музейных стенах оказываются совсем не молчаливыми.

Франсиско Гойя, «Способ летать». Лист 13 из серии «Диспаратес», 1816–1824. Офорт, акватинта
Франсиско Гойя, «Способ летать». Лист 13 из серии «Диспаратес», 1816–1824. Офорт, акватинта

«Ника»

В прокате с 19 мая

Свой полнометражный режиссерский дебют Василиса Кузьмина посвятила Нике Турбиной — ребенку, о котором в Советском Союзе писали газеты, слагали куплеты, которому рукоплескали залы, полные писателей, поэтов и других первых лиц мира искусства, частью которого она стала стремительно и полновесно. Маленькая поэтесса писала стихи, полные совсем недетских печалей, и незамеченными они не остались. Однако время шло, Ника росла, а новые стихи не спешили появляться. Сложные отношения с матерью, миром, а еще — с самой собой — вылились в бурную биографию и раннюю (а вместе с тем и трагическую) смерть. О том, как жила Турбина свою сложную жизнь, на языке художественного кино рассказывают Лиза Янковская, сыгравшая саму Нику, и Анна Михалкова, ставшая на экране ее матерью.

Кадр из фильма «Ника»
Кадр из фильма «Ника»

«Таня»

28 мая
Театр на Бронной

Возвращение в стены родного здания на Малой Бронной театр отмечает премьерой своего художественного руководителя Константина Богомолова, обратившегося к пьесе Алексея Арбузова «Таня». Эта история — о преображении. Из юной, влюбленной и готовой ради мужа и семейного счастья забыть обо всем, а прежде всего, о самой себе девушки Таня превращается в героиню, преодолевающую препятствие за препятствием, жизненную трудность за трудностью. Текст Арбузова ставился на сценах много десятков и даже сотен раз, но все равно сомнений в том, что Константин Богомолов увидит этот сюжет по-своему, нет.

Фото: пресс-служба

Богомолов вернулся с «Таней»: как прошло открытие Театра на Бронной

Концерт Элисо Вирсаладзе

26 мая
Концертный зал Чайковского

В мае пианистка Элисо Вирсаладзе выступит в Московской филармонии с двумя концертами, которые стремительно перенесут присутствующих из мира реального в мир музыкальный, живущий по своим законам и правилам, соединяющий времена и страны. На концерте прозвучат сочинения Бетховена и Шумана. И вот он — ключ и одновременно открытая дверь.

В «ГЭС-2» начнется новая арт-программа «Настройки»