Стиль
Впечатления 9 книг, которые помогают в трудные времена
Впечатления

9 книг, которые помогают в трудные времена

9 книг, которые помогают в трудные времена
Литературный критик Игорь Кириенков собрал книги, подтверждающие, что с литературой переживать непростые времена гораздо легче, чем без нее

Свен Бринкман, «Конец эпохи self-help. Как перестать себя совершенствовать»

М.: «Альпина Паблишер», 2017. Перевод с датского Юлии Коняховой

Разоблачение других пособий по саморазвитию — известный способ отвоевать себе место в необычайно конкурентном сегменте, работая в амплуа «правдоруба». Но датского психолога Свена Бринкмана нельзя назвать мошенником. «Конец эпохи self-help» — честный, даже брутальный текст о том, почему культ самосовершенствования, навязанный современной массовой культурой, должен быть преодолен, а пестуемые сегодня гибкость и мобильность — не всегда добродетели. Вместо того чтобы пытаться соответствовать стандартам бесконечно меняющегося мира, Бринкман призывает сосредоточиться на том, что вы умеете лучше всего, и оттачивать свое мастерство. А еще он советует жить в соответствии с философией стоиков и читать побольше художественной литературы — это развивает эмпатию куда лучше, чем любой тренинг с коучем.

Фото: пресс-служба

Дарья Варламова, «В своем уме. Как заботиться о собственной психике каждый день»

М.: «Альпина Паблишер», 2021

Опубликовав в соавторстве с Еленой Фоер книгу о сексе, лауреатка «Просветителя» Дарья Варламова вернулась к теме, с которой началась ее писательская карьера. «В своем уме» — полноправное продолжение «С ума сойти!», что-то вроде практического приложения к исходной теоретической работе. Варламова живет с биполярным расстройством и предлагает опробованные алгоритмы действия, которые позволяют если не вовсе нейтрализовать эффект от перепадов настроения, то максимально разумно распоряжаться пресловутым «ресурсом». Главный пафос книги в том, чтобы прислушиваться к тому, о чем сигнализируют наше тело и ум, и не думать, что психические проблемы — это то, что бывает с другими. Хроническая усталость, нервные срывы, съедающее изнутри чувство вины — все это части ментального ландшафта, в котором мы все сегодня оказались.

Фото: пресс-служба

Ли Росс, Томас Гилович, «Наука мудрости. Как обратить себе на пользу важнейшие открытия социальной психологии»

М.: Individuum, 2018. Перевод с английского Максима Колопотина

Большая часть конфликтов между людьми возникает из-за неспособности посмотреть на ситуацию чужими глазами, мысленно встать на сторону собеседника. Авторы книги — знаменитые социальные психологи — предлагают ни много ни мало оригинальную антропологическую перспективу. Что, если современный житель мегаполиса — вовсе не прагматичный рационалист, оперирующий строго научной картиной мира? Что, если люди в целом предвзяты, неохотно расстаются с иллюзиями и готовы довольно решительно оппонировать тому, что противоречит их взгляду на жизнь? Росс и Гилович уверены: осознав эти свойства психики, мы научимся быстрее находить компромиссы и коллективные решения, которые помогут в числе прочего предотвратить экологическую катастрофу. На редкость оптимистичное чтение, возвращающее веру в когнитивные способности человечества.

Фото: пресс-служба

Мэтт Хейг, «Планета нервных»

М.: Livebook, 2019. Перевод с английского Ольги Беляковой

Мэтт Хейг — фантаст и автор бестселлеров «Как остановить время», «Трудно быть человеком» и «Мальчик по имени Рождество». Но, пожалуй, даже большую известность ему принесли книги о борьбе с депрессией и тревожностью. «Влюбиться в жизнь» — пугающе откровенный мемуар о том, как противостоять суицидальным мыслям. «Планета нервных» — про то, как жить в мире, где постоянно происходит что-то плохое, и сидеть в интернете, где вечно кто-то неправ. «Шесть способов следить за новостями и не сойти с ума», «Как иметь смартфон и оставаться при этом нормальным человеком», «Девять способов работать, но не сорваться», «Как существовать в XXI веке без панических атак» — главы этой книги кажутся актуальными в любое время. Тем ценнее сейчас уникальная интонация Хейга, в которой соединяется британская юмористическая традиция и установка на безусловное сочувствие читателю.

Фото: пресс-служба

Антон Вотрин, Алексей Демин, Настасья Соломина, «Хватит это терпеть. Как выбрать психотерапевта и научиться с ним работать»

М.: Individuum, 2021

Психотерапия — область медицины, которая окутана наибольшим количеством мифов и предрассудков. Она нужна только законченным «психам»? Это квазинаучное шарлатанство? А может, просто буржуазное развлечение для хронических нарциссов, которые готовы каждую неделю платить ощутимую сумму за то, чтобы кто-то выслушивал их проблемы? «Хватит это терпеть», написанная практикующими специалистами, — компетентная попытка ответить на самые распространенные вопросы о том, чем занимаются психотерапевты и как регулярные сеансы могут заметно улучшить качество вашей жизни. Помимо теоретического в книге представлен и другой важный аспект — правовой. Терапия — это прежде всего услуга, главный человек в комнате — сам клиент, и авторы объясняют, как оценивать эффективность происходящего и защищать свои права, если вам кажется, что что-то идет не так.

Фото: пресс-служба

Оливия Лэнг, «Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайной ситуации»

М.: Ad Marginem, 2021. Перевод с английского Натальи Решетовой

Оливия Лэнг («Одинокий город», «Crudo») не только один из лидеров западного автофикшена, но и постоянная колумнистка британской и американской культурной прессы. «Непредсказуемая погода» — сборник ее эссе и рецензий, написанных в тревожные 2010-е, эпоху, которая из сегодняшнего дня видится почти уютной. Если попробовать выделить какую-то магистральную тему этой книги, то ее можно сформулировать так: зачем нужно искусство в эпоху реальных и сетевых войн, популизма и растущей взаимной озлобленности? Лэнг пробует дать ответ на этот вопрос, которым культурологи задаются более 50 лет: искусство «формирует наши этические ландшафты; оно открывает нам внутренние жизни других людей» — и было бы слишком неосмотрительно отказаться от его возможностей объединять умы, волновать сердца и облагораживать нравы.

Фото: пресс-служба

Уильям Дерезевиц, «Уроки Джейн Остин»

М.: Livebook, 2017. Перевод с английского Ольги Беляковой и Яны Кучиной

Уильям Дерезевиц известен российскому читателю в первую очередь по книге «Экономика творчества в XXI веке», посвященной тому, как в наши дни могут зарабатывать писатели, художники и музыканты. «Уроки Джейн Остин» — филологический автофикшен в духе «Бесов» Элиф Батуман или «Саморазвития по Толстому» Вив Гроскоп. Дерезевиц рассказывает, как в аспирантуре он, преодолевая огромное внутреннее сопротивление, впервые прочел «Гордость и предубеждение», «Эмму» и другие шедевры «скучной» писательницы — и открыл для себя ее сложный, ничуть не устаревший психологизм и юмор. Остроумное сочетание романа взросления и литературоведческих заметок, побуждающих самостоятельно вернуться к книгам Остин. Романы этой ироничной утешительницы до сих пор достаточно прочны, чтобы в них можно было укрыться в трудную минуту.

Фото: пресс-служба

Флориан Иллиес, «Любовь в эпоху ненависти. Хроника одного чувства, 1929–1939»

М.: Ad Marginem, 2022. Перевод с немецкого Виталия Серова

Работа немецкого искусствоведа Флориана Иллиеса «1913. Лето целого века» наверняка была одной из самых даримых книг 2010-х годов. Автор создал завораживающий коллаж из судеб знаменитостей XX века, которые только что не сталкивалась лбами в необычайно тесном, как выясняется, мире начала прошлого столетия. Новую книгу Иллиеса, похоже, ждет та же счастливая читательская судьба: «Любовь в эпоху ненависти» — групповой портрет великих пар (Владимир и Вера Набоковы, Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар, Генри Миллер и Анаис Нин, Томас и Катя Манн и многие другие), заставших потрясения 1930-х годов: от экономического кризиса до нацизма. На обороте этого снимка проступает очевидное и все-таки ободряющее «любовь сильнее смерти» — девиз, оправдывающий сильные романтические чувства, которые могут казаться неуместными на фоне разворачивающейся катастрофы.

Фото: пресс-служба

Алла Горбунова, «Лето»

М.: АСТ, «Редакция Елены Шубиной», 2022

За последние пять лет Алла Горбунова превратилась из сенсации в литературного авторитета с солидным корпусом текстов и узнаваемой художественной манерой. Ее новая книга «Лето» — дневник мая—октября ковидного 2020 года, которые она провела на старой семейной даче. Здесь есть все, что снискало Горбуновой славу одной из самых тонких российских писательниц: одинаково острое внимание к деталям повседневности и «серьезным» философским вопросам, нежный и трезвый взгляд на то, как устроен мир. Автора можно было бы упрекнуть в том, что все это мы уже читали в «Конец света, моя любовь» и «Другой материи», если бы не исходная сюжетная ситуация. Пандемия, которая замедлила ритм жизни и пробудила во многих повышенную саморефлексию, оказалась для Горбуновой идеальной декорацией. Ее меланхоличная задумчивая проза, в которой пустяки мешаются с мистикой, а воспоминания со снами, окончательно стала чем-то вроде камертона всех, кто пишет и думает на русском языке.

Фото: пресс-служба