Культурная афиша апреля
«Казнь»
В прокате с 21 апреля
Ладо Кватания — автор музыкальных видео Дельфина, Хаски и Oxxxymiron — выпускает в прокат свой первый полнометражный фильм. Сюжет «Казни» стремителен и беспощаден — речь в нем идет о неуловимом маньяке, жертвы которого остаются безмолвными навсегда. Пока однажды на дорогу не выскочит девушка, которой есть, что сказать и есть, чего бояться. Следователь Исса Давыдов (Нико Тавадзе) примется исправлять собственные ошибки и ошибки других, а история совершит немало неожиданных и резких поворотов.
«Настройки»
До 15 мая
ГЭС-2
В апреле огромное пространство ГЭС-2 оказалось во власти музыки. Здесь развернулся проект «Настройки», предлагающий вместе с композиторами Вангелино Курентзисом, Дмитрием Власиком, Владимиром Ранневым, Эдуардом Артемьевым, Дарьей Звездиной и Олегом Гудачевым задуматься о том, что такое звуки и что такое тишина. Серия инсталляций – как череда проводников — ведет по этому дому культуры вперед, к собственным ощущениям. Дополнят эти мысли и концерты, в рамках которых выступят и Алексей Любимов, и Владиславс Наставшевс, и ансамбли Questa Musica и Intrada.
Rassvet Book Fair
23 — 24 апреля
ДК «Рассвет»
Место встреч с искусством самого разного толка, ДК «Рассвет» продолжает свою культурную программу очередной книжной ярмаркой, на которой можно будет познакомиться с издательствами и их новинками, а заодно погадать на книгах и попробовать выбраться с мероприятия без десятка новых приобретений (спойлер: это не так уж просто).
«Сядь за руль моей машины»
В прокате с 31 марта
Фильм режиссера Рюсукэ Хамагути уже успел отметиться в Каннах (среди других наград — приз за лучший сценарий), а теперь четырежды номинирован на «Оскар». Начало этой неспешной и уводящей на глубину размышлений о судьбах и чувствах истории положил одноименный рассказ Харуки Мураками. На экране же сюжет расцвел и обрел оттенки, предложив зрителю понаблюдать, как режиссер-постановщик Юсукэ едет в Хиросиму ставить чеховского «Дядю Ваню». Сейчас у него в машине — водитель Мисаки, которая больше, чем разговаривать, любит молчать. В недавнем прошлом — смерть жены Ото, осознать и пережить которую ему только предстоит. Дорога окажется долгой, в общем-то, как и путь каждого из нас к своим эмоциям, а значит, к самим себе.
Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины»
«Худший человек на свете»
В прокате с 24 марта
Называть худшим человеком на свете не кого-нибудь, а саму себя девушке по имени Джули более, чем привычно. Со стороны кажется, что живет она ярко, смело и именно так, как мечтают все вокруг, сама же она думает, что не живет, а за своей жизнью лишь наблюдает. Иными словами, во всем ей хочется дойти до самой сути. И в поисках пути, и в сердечной смуте, конечно же, тоже. Наблюдать за этим увлекательно настолько, что показанный в Каннах фильм Йоакима Триера не остался без наград. Теперь же небезосновательно он претендует и на зрительскую любовь.
Кадр из фильма «Худший человек на свете»
«Подельники»
В прокате с 14 апреля
Полнометражный художественный дебют документалиста Евгения Григорьева отправляет героев и зрителя вслед за ними куда-то в Пермский край, где стоит в снегах и полузабытьи деревня чужаков. Чужаки они для большого мира, сами же странностей своего мироустройства не замечают, живут по законам места (но не всегда времени), запивая дела и события чем-нибудь горячительным. Здесь и оказываются городские Петр (Юра Борисов) и Настя (Лиза Янковская). Но если биатлонист Петр в анамнезе местный, то Насте разбираться в мифах, легендах и приметах повседневности придется прямо на наших глазах. Как и любое полусказочное царство, это без собственного злодея тоже не обойдется. И явится он в лице актера Павла Деревянко, забравшего на «Кинотавре» за свои старания награду за лучшую мужскую роль.
«Мне 30 лет»
9, 10 апреля
«Гоголь-центр»
Проверенное разными эпохами, временами и жанрами свойство произведений искусства рифмоваться друг с другом, обнаруживая переплетения и параллели, незримо соединяет фильм Йоакима Триера родом из Копенгагена с московским спектаклем «Мне 30 лет». Придуман и поставлен он музыкантом и сценаристом Василием Зорким, который наблюдает за самим собой, за городом и людьми в нем. О чем думают (и предпочитают молчать) 30-летние, чего они боятся и чего жаждут — такие размышления под музыку группы «Зоркий» встретятся в «Гоголь-центре». Апрельские показы станут для спектакля заключительными, так что встретятся они, увы, в последний раз.
«Вишневый сад»
15, 16 апреля
Театр на Малой Бронной
Театр на Малой Бронной заканчивает гастроль во Дворце на Яузе (перемещение туда было временным, связанным с ремонтом родной сцены) и возвращается домой, захватив с собой премьеру «Вишневого сада» в постановке недавнего выпускника ГИТИСа (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова) Микиты Ильинчика. Он уже ставил здесь «Благоволительниц» по роману Джонатана Литтелла, теперь же обращается к пьесе Чехова, где хрупкое прошлое спешит смениться еще более неустойчивым будущим.
«Буковски»
9, 10 апреля
«Гоголь-центр»
Главный виновник премьерного спектакля «Гоголь-центра» в постановке Антона Федорова — Чарльз Буковски, писатель из числа тех, кто не стесняется ни в мыслях, ни в выражениях, выплескивая на бумагу их все скопом. На сцене своей жизнью заживет Лос-Анджелес 70-х, иногда город, а иногда лишь проекция представлений о нем, где от восхищения до отвращения — меньше, чем шаг.
«Что делать»
1, 2, 3 апреля
БДТ имени Г. А. Товстоногова
Тем временем в Петербурге Большой драматический театр обновляет спектакль Андрея Могучего «Что делать». Поставленный по одноименному (за исключением исчезнувшего из названия постановки вопросительного знака) роману Николая Чернышевского, он предлагает говорить на темы, волновавшие и продолжающие волновать если не всех, то многих: свобода и право на нее, действие и возможность его совершить. Все это оказывается созвучно не просто годам, но месяцам и дням нашей жизни. Сохранятся и уже ставшие традицией «Диалоги», во время которых зрители могут обсудить увиденное и думы о нем с критиками, философами, режиссерами, композиторами и другими приглашенными.
«Право на отдых»
27 апреля
Библиотека СТД
Жанр своего спектакля режиссеры Сергей Карабань и Игорь Титов определяют как музыкальный байопик. Посвящен он поэту Александру Галичу, которого и судят собравшиеся на заседании Союза писателей СССР, решая, быть ему или не быть в его членах. История говорит, что поэт Галич был исключен, постановка же предлагает вынести зрителям собственное суждение, право на которое имеет каждый.
Пятницы в Пушкинском
В течение апреля
ГМИИ имени А.С. Пушкина
Пушкинский музей продолжает свой фестиваль, в рамках которого каждую пятницу можно изучать выставки и слушать фортепианные (и не только) концерты. В апреле, к примеру, стоит засвидетельствовать свое почтение мумиям Древнего Египта, которые расположились в музее в рамках масштабной экспозиции, посвященной искусству бессмертия, или разобраться в том, как и зачем появляются в живописи различные цвета. В музыкальной же программе «пятниц» — сочинения Скрябина, Рахманинова, Листа, Шопена, Чайковского, Дебюсси, Пярта и многих других композиторов, без которых жизнь в искусстве была бы совсем не такой.
«Этот новый мир»
В прокате с 21 апреля
Луи Гаррель продолжает придумывать по-парижски обаятельные, как и он сам, истории, место в которых находит для себя одновременно и за кадром, и в нем. Новый такой сюжет по-прежнему связан с Парижем, в котором вполне счастливо, богемно и вместе с тем упорядоченно живут Абель (как раз Гаррель), Марианн (Летиция Каста) и их сын Жозеф (Жозеф Энжель). Однако однажды весь привычный мир полетит к чертям, уступив место новому — с разноцветными пакетами для сортировки мусора и энергосберегающими лампочками. К чему это приведет, мы еще узнаем, но с некоторыми из винтажных нарядов и коллекционных часов их обладателям придется расстаться.
«(Не)идеальный че»
10, 28 апреля
Театр имени Ермоловой
Режиссер Талгат Баталов превращает абсурдисткий сюжет Александра Цыпкина в спектакль, действие которого вершит суд над самим же собой. Недалекое будущее рассматривает под лупой настоящее — 2022 год, Москва, театр, спектакль. Дальше действие понесется вперед с таким количеством переплетений, смятений, шуток и шуточек, что пересказывать его значит претендовать на то, чтобы лишать зрителя свежести восприятия авторских и режиссерских находок.
«Закат»
Зрительская премьера в кинотеатре «Художественный» — 5 апреля
В прокате — с 14 апреля
Свой новый фильм Мишель Франко показал на Венецианском фестивале, где — как водится с работами Франко — однозначной реакции не случилось. Неизменной от проекта к проекту остается вовлеченность, с которой хвалят или критикуют рассказанные режиссером истории. На этот раз в фокусе внимания — Нил, Алиса, их семья и отпуск в Акапулько, во время которого начинаются никем не предвиденные события вовне и продолжаются фамильные драмы внутри. Тим Рот и Шарлотта Генсбур в особом представлении не нуждаются, а главные роли в «Закате» именно у них.
Концерт вокального ансамбля musicAeterna4
23 апреля
«Третье место», Санкт-Петербург
Петербургское «Третье место» начинает цикл концертов в здании своего исторического особняка. На первом из них охраняющий своды Белого зала рояль J.Becker — тоже петербуржец — останется нетронутым и будет слушать, а не выступать. Сцену в этот вечер займет вокальный ансамбль musicAeterna4, название которого намекает на то, что солисток в нем четверо, а отношение к дирижеру Теодору Курентзису и хору musicAeterna они имеют самое прямое. Ожидания совпадают с действительностью: Альфия Хамидуллина, Елена Шестакова, Анастасия Гуляева и Елена Гурченко (сопрано, меццо-сопрано, контральто и меццо-сопрано, соответственно) не только колесят по миру с гастролями хора, но также успевают давать концерты в ансамблевом составе. Выступают они a cappella, а это значит, что голоса будут добираться до сердец собравшихся прямым ходом. Программа под названием «Время любви, время мира» (Καιρός αγάπης, Καιρός ειρήνης) оказывается созвучна действительности как никогда и включает песни разных культур, народов и эпох. Что это как не прямое доказательство тому, что лучшее время и для любви, и для мира идет не когда-нибудь, а прямо сейчас.
Вокальный ансамбль musicAeterna4
Валерий Кошляков. Domus Maxima
До 12 июня
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева
Историческая усадьба в центре города, занимаемая музеем архитектуры, вступает в диалог с произведениями Валерия Кошлякова. Проект Domus Maxima — не кочующий, а придуманный и подготовленный специально для МуАра. Произведения расположились в нем вольготно, без суеты и спешки. Рассматривать их стоит с тем же спокойствием, позволяющим подмечать детали и узнавать сюжеты. Архитектура всегда была для Кошлякова — уже классика — предметом интереса и отсылкой к собственным размышлениям на территории искусства, так что экспозиция кажется и лиричной, и логичной одновременно.
Вид экспозиции «Валерий Кошляков. Domus Maxima» в Музее архитектуры им. Щусева
Юбилей Тарковского
4 апреля — дата для мирового кинематографа знаменательная. В этот день в 1932 году родился Андрей Тарковский, тогда еще не знавший, как сильно повлияет своими работами на зрителей и коллег, продолжающих и вчера, и сегодня учиться по его фильмам и его словам. Серии показов, приуроченные к 90-летию, расцветут в московских (и не только) кинотеатрах пышным цветом. «Художественный», «Пионер», «Иллюзион» и их единомышленники устраивают циклы-посвящения, не только показывая «Сталкера», «Зеркало», «Андрея Рублева», «Солярис» и другие фильмы, но также рассказывая про заданные ими контексты, нашедшие отражение в работах других режиссеров.
«Душа моя Павел»
14, 24, 29 апреля
РАМТ
Картофельное поле как метафора юности сегодняшним студентам покажется скорее вымыслом или шуткой, для студентов 80-х же, наоборот, самой действительной из всех действительностей. Павел — недавно провинциальный юноша, а теперь (волею замысловатых судеб) студент филологического факультета — на этом поле познакомится не только с жизнью, но и с самим собой. Новый спектакль в афише РАМТА — постановка художественного руководителя театра по роману лауреата «Большой книги» Алексея Варламова.