Стиль
Впечатления Культурная афиша апреля
Впечатления

Культурная афиша апреля

Культурная афиша апреля
Если в этом апреле от новостной повестки вы захотите отвлечься на культурную, помогут, как всегда, концерты, спектакли, выставки и фестивальные новинки

«Казнь»

В прокате с 21 апреля

Ладо Кватания — автор музыкальных видео Дельфина, Хаски и Oxxxymiron — выпускает в прокат свой первый полнометражный фильм. Сюжет «Казни» стремителен и беспощаден — речь в нем идет о неуловимом маньяке, жертвы которого остаются безмолвными навсегда. Пока однажды на дорогу не выскочит девушка, которой есть, что сказать и есть, чего бояться. Следователь Исса Давыдов (Нико Тавадзе) примется исправлять собственные ошибки и ошибки других, а история совершит немало неожиданных и резких поворотов.

Кадр из фильма «Казнь»
Кадр из фильма «Казнь»

«Настройки»

До 15 мая
ГЭС-2

В апреле огромное пространство ГЭС-2 оказалось во власти музыки. Здесь развернулся проект «Настройки», предлагающий вместе с композиторами Вангелино Курентзисом, Дмитрием Власиком, Владимиром Ранневым, Эдуардом Артемьевым, Дарьей Звездиной и Олегом Гудачевым задуматься о том, что такое звуки и что такое тишина. Серия инсталляций – как череда проводников — ведет по этому дому культуры вперед, к собственным ощущениям. Дополнят эти мысли и концерты, в рамках которых выступят и Алексей Любимов, и Владиславс Наставшевс, и ансамбли Questa Musica и Intrada.

Фото: пресс-служба

Rassvet Book Fair

23 — 24 апреля
ДК «Рассвет»

Место встреч с искусством самого разного толка, ДК «Рассвет» продолжает свою культурную программу очередной книжной ярмаркой, на которой можно будет познакомиться с издательствами и их новинками, а заодно погадать на книгах и попробовать выбраться с мероприятия без десятка новых приобретений (спойлер: это не так уж просто).

Фото: dkrassvet.space

9 книг, которые помогают в трудные времена

«Сядь за руль моей машины»

В прокате с 31 марта

Фильм режиссера Рюсукэ Хамагути уже успел отметиться в Каннах (среди других наград — приз за лучший сценарий), а теперь четырежды номинирован на «Оскар». Начало этой неспешной и уводящей на глубину размышлений о судьбах и чувствах истории положил одноименный рассказ Харуки Мураками. На экране же сюжет расцвел и обрел оттенки, предложив зрителю понаблюдать, как режиссер-постановщик Юсукэ едет в Хиросиму ставить чеховского «Дядю Ваню». Сейчас у него в машине — водитель Мисаки, которая больше, чем разговаривать, любит молчать. В недавнем прошлом — смерть жены Ото, осознать и пережить которую ему только предстоит. Дорога окажется долгой, в общем-то, как и путь каждого из нас к своим эмоциям, а значит, к самим себе.

Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины»

Кадр из фильма «Сядь за руль моей машины»

«Худший человек на свете»

В прокате с 24 марта

Называть худшим человеком на свете не кого-нибудь, а саму себя девушке по имени Джули более, чем привычно. Со стороны кажется, что живет она ярко, смело и именно так, как мечтают все вокруг, сама же она думает, что не живет, а за своей жизнью лишь наблюдает. Иными словами, во всем ей хочется дойти до самой сути. И в поисках пути, и в сердечной смуте, конечно же, тоже. Наблюдать за этим увлекательно настолько, что показанный в Каннах фильм Йоакима Триера не остался без наград. Теперь же небезосновательно он претендует и на зрительскую любовь.

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

Кадр из фильма «Худший человек на свете»

«Подельники»

В прокате с 14 апреля

Полнометражный художественный дебют документалиста Евгения Григорьева отправляет героев и зрителя вслед за ними куда-то в Пермский край, где стоит в снегах и полузабытьи деревня чужаков. Чужаки они для большого мира, сами же странностей своего мироустройства не замечают, живут по законам места (но не всегда времени), запивая дела и события чем-нибудь горячительным. Здесь и оказываются городские Петр (Юра Борисов) и Настя (Лиза Янковская). Но если биатлонист Петр в анамнезе местный, то Насте разбираться в мифах, легендах и приметах повседневности придется прямо на наших глазах. Как и любое полусказочное царство, это без собственного злодея тоже не обойдется. И явится он в лице актера Павла Деревянко, забравшего на «Кинотавре» за свои старания награду за лучшую мужскую роль.

Кадр из фильма «Подельники»
Кадр из фильма «Подельники»

«Мне 30 лет»

9, 10 апреля
«Гоголь-центр»

Проверенное разными эпохами, временами и жанрами свойство произведений искусства рифмоваться друг с другом, обнаруживая переплетения и параллели, незримо соединяет фильм Йоакима Триера родом из Копенгагена с московским спектаклем «Мне 30 лет». Придуман и поставлен он музыкантом и сценаристом Василием Зорким, который наблюдает за самим собой, за городом и людьми в нем. О чем думают (и предпочитают молчать) 30-летние, чего они боятся и чего жаждут — такие размышления под музыку группы «Зоркий» встретятся в «Гоголь-центре». Апрельские показы станут для спектакля заключительными, так что встретятся они, увы, в последний раз.

Фото: gogolcenter.com

«Вишневый сад»

15, 16 апреля
Театр на Малой Бронной

Театр на Малой Бронной заканчивает гастроль во Дворце на Яузе (перемещение туда было временным, связанным с ремонтом родной сцены) и возвращается домой, захватив с собой премьеру «Вишневого сада» в постановке недавнего выпускника ГИТИСа (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова) Микиты Ильинчика. Он уже ставил здесь «Благоволительниц» по роману Джонатана Литтелла, теперь же обращается к пьесе Чехова, где хрупкое прошлое спешит смениться еще более неустойчивым будущим.

Сцена из спектакля «Вишневый сад»
Сцена из спектакля «Вишневый сад»

«Буковски»

9, 10 апреля
«Гоголь-центр»

Главный виновник премьерного спектакля «Гоголь-центра» в постановке Антона Федорова — Чарльз Буковски, писатель из числа тех, кто не стесняется ни в мыслях, ни в выражениях, выплескивая на бумагу их все скопом. На сцене своей жизнью заживет Лос-Анджелес 70-х, иногда город, а иногда лишь проекция представлений о нем, где от восхищения до отвращения — меньше, чем шаг.

Дмитрий Куличков в роли Хэнка
Дмитрий Куличков в роли Хэнка

«Что делать»

1, 2, 3 апреля
БДТ имени Г. А. Товстоногова

Тем временем в Петербурге Большой драматический театр обновляет спектакль Андрея Могучего «Что делать». Поставленный по одноименному (за исключением исчезнувшего из названия постановки вопросительного знака) роману Николая Чернышевского, он предлагает говорить на темы, волновавшие и продолжающие волновать если не всех, то многих: свобода и право на нее, действие и возможность его совершить. Все это оказывается созвучно не просто годам, но месяцам и дням нашей жизни. Сохранятся и уже ставшие традицией «Диалоги», во время которых зрители могут обсудить увиденное и думы о нем с критиками, философами, режиссерами, композиторами и другими приглашенными.

Борис Павлович в роли автора, сцена из спектакля «Что делать»
Борис Павлович в роли автора, сцена из спектакля «Что делать»

«Право на отдых»

27 апреля
Библиотека СТД

Жанр своего спектакля режиссеры Сергей Карабань и Игорь Титов определяют как музыкальный байопик. Посвящен он поэту Александру Галичу, которого и судят собравшиеся на заседании Союза писателей СССР, решая, быть ему или не быть в его членах. История говорит, что поэт Галич был исключен, постановка же предлагает вынести зрителям собственное суждение, право на которое имеет каждый.

Сергей Карабань в спектакле «Право на отдых»
Сергей Карабань в спектакле «Право на отдых»

Пятницы в Пушкинском

В течение апреля
ГМИИ имени А.С. Пушкина

Пушкинский музей продолжает свой фестиваль, в рамках которого каждую пятницу можно изучать выставки и слушать фортепианные (и не только) концерты. В апреле, к примеру, стоит засвидетельствовать свое почтение мумиям Древнего Египта, которые расположились в музее в рамках масштабной экспозиции, посвященной искусству бессмертия, или разобраться в том, как и зачем появляются в живописи различные цвета. В музыкальной же программе «пятниц» — сочинения Скрябина, Рахманинова, Листа, Шопена, Чайковского, Дебюсси, Пярта и многих других композиторов, без которых жизнь в искусстве была бы совсем не такой.

Фото: pushkinmuseum.art

«Этот новый мир»

В прокате с 21 апреля

Луи Гаррель продолжает придумывать по-парижски обаятельные, как и он сам, истории, место в которых находит для себя одновременно и за кадром, и в нем. Новый такой сюжет по-прежнему связан с Парижем, в котором вполне счастливо, богемно и вместе с тем упорядоченно живут Абель (как раз Гаррель), Марианн (Летиция Каста) и их сын Жозеф (Жозеф Энжель). Однако однажды весь привычный мир полетит к чертям, уступив место новому — с разноцветными пакетами для сортировки мусора и энергосберегающими лампочками. К чему это приведет, мы еще узнаем, но с некоторыми из винтажных нарядов и коллекционных часов их обладателям придется расстаться.

Кадр из фильма «Этот новый мир»
Кадр из фильма «Этот новый мир»

«(Не)идеальный че»

10, 28 апреля
Театр имени Ермоловой

Режиссер Талгат Баталов превращает абсурдисткий сюжет Александра Цыпкина в спектакль, действие которого вершит суд над самим же собой. Недалекое будущее рассматривает под лупой настоящее — 2022 год, Москва, театр, спектакль. Дальше действие понесется вперед с таким количеством переплетений, смятений, шуток и шуточек, что пересказывать его значит претендовать на то, чтобы лишать зрителя свежести восприятия авторских и режиссерских находок.

Кристина Бабушкина и Петр Кудров в спектакле «(Не)идеальный Че»
Кристина Бабушкина и Петр Кудров в спектакле «(Не)идеальный Че»

«Закат»

Зрительская премьера в кинотеатре «Художественный» — 5 апреля
В прокате — с 14 апреля

Свой новый фильм Мишель Франко показал на Венецианском фестивале, где — как водится с работами Франко — однозначной реакции не случилось. Неизменной от проекта к проекту остается вовлеченность, с которой хвалят или критикуют рассказанные режиссером истории. На этот раз в фокусе внимания — Нил, Алиса, их семья и отпуск в Акапулько, во время которого начинаются никем не предвиденные события вовне и продолжаются фамильные драмы внутри. Тим Рот и Шарлотта Генсбур в особом представлении не нуждаются, а главные роли в «Закате» именно у них.

Тим Рот в фильме «Закат»
Тим Рот в фильме «Закат»

Концерт вокального ансамбля musicAeterna4

23 апреля
«Третье место», Санкт-Петербург

Петербургское «Третье место» начинает цикл концертов в здании своего исторического особняка. На первом из них охраняющий своды Белого зала рояль J.Becker — тоже петербуржец — останется нетронутым и будет слушать, а не выступать. Сцену в этот вечер займет вокальный ансамбль musicAeterna4, название которого намекает на то, что солисток в нем четверо, а отношение к дирижеру Теодору Курентзису и хору musicAeterna они имеют самое прямое. Ожидания совпадают с действительностью: Альфия Хамидуллина, Елена Шестакова, Анастасия Гуляева и Елена Гурченко (сопрано, меццо-сопрано, контральто и меццо-сопрано, соответственно) не только колесят по миру с гастролями хора, но также успевают давать концерты в ансамблевом составе. Выступают они a cappella, а это значит, что голоса будут добираться до сердец собравшихся прямым ходом. Программа под названием «Время любви, время мира» (Καιρός αγάπης, Καιρός ειρήνης) оказывается созвучна действительности как никогда и включает песни разных культур, народов и эпох. Что это как не прямое доказательство тому, что лучшее время и для любви, и для мира идет не когда-нибудь, а прямо сейчас.

Вокальный ансамбль musicAeterna4

Вокальный ансамбль musicAeterna4

Валерий Кошляков. Domus Maxima

До 12 июня
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Историческая усадьба в центре города, занимаемая музеем архитектуры, вступает в диалог с произведениями Валерия Кошлякова. Проект Domus Maxima — не кочующий, а придуманный и подготовленный специально для МуАра. Произведения расположились в нем вольготно, без суеты и спешки. Рассматривать их стоит с тем же спокойствием, позволяющим подмечать детали и узнавать сюжеты. Архитектура всегда была для Кошлякова — уже классика — предметом интереса и отсылкой к собственным размышлениям на территории искусства, так что экспозиция кажется и лиричной, и логичной одновременно.

Вид экспозиции «Валерий Кошляков. Domus Maxima» в Музее архитектуры им. Щусева

Вид экспозиции «Валерий Кошляков. Domus Maxima» в Музее архитектуры им. Щусева

Юбилей Тарковского

4 апреля — дата для мирового кинематографа знаменательная. В этот день в 1932 году родился Андрей Тарковский, тогда еще не знавший, как сильно повлияет своими работами на зрителей и коллег, продолжающих и вчера, и сегодня учиться по его фильмам и его словам. Серии показов, приуроченные к 90-летию, расцветут в московских (и не только) кинотеатрах пышным цветом. «Художественный», «Пионер», «Иллюзион» и их единомышленники устраивают циклы-посвящения, не только показывая «Сталкера», «Зеркало», «Андрея Рублева», «Солярис» и другие фильмы, но также рассказывая про заданные ими контексты, нашедшие отражение в работах других режиссеров.

Фото: Kinopoisk.ru

«Душа моя Павел»

14, 24, 29 апреля 
РАМТ

Картофельное поле как метафора юности сегодняшним студентам покажется скорее вымыслом или шуткой, для студентов 80-х же, наоборот, самой действительной из всех действительностей. Павел — недавно провинциальный юноша, а теперь (волею замысловатых судеб) студент филологического факультета — на этом поле познакомится не только с жизнью, но и с самим собой. Новый спектакль в афише РАМТА — постановка художественного руководителя театра по роману лауреата «Большой книги» Алексея Варламова. 

Сцена из спектакля «Душа моя Павел»
Сцена из спектакля «Душа моя Павел»