Стиль
Впечатления Небоскреб на Лубянской площади и Дворец труда: что покажут на выставке ВХУТЕМАСа
Стиль
Впечатления Небоскреб на Лубянской площади и Дворец труда: что покажут на выставке ВХУТЕМАСа
Впечатления

Небоскреб на Лубянской площади и Дворец труда: что покажут на выставке ВХУТЕМАСа

Реконструкция проекта К.С. Мельникова «Здание редакции газеты "Ленинградская правда"», 1924

Реконструкция проекта К.С. Мельникова «Здание редакции газеты "Ленинградская правда"», 1924

С 26 февраля по 23 мая в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева пройдет выставка «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет». Кураторы покажут самые смелые нереализованные проекты преподавателей ВХУТЕМАСа

В 2020-м году исполнилось 100 лет с момента создания ВХУТЕМАСа — института, студенты которого определили будущее дизайна и архитектуры. 26 февраля Государственный музей архитектуры имени Щусева открывает выставку «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет». Куратор Полина Стрельцова показала «РБК Стиль» самые смелые, но, к сожалению, нереализованные проекты факультета. Эскизы этих и многих других проектов представят на выставке.

Небоскреб ВСНХ на Лубянской площади

Так называется лабораторная работа студентов ИНХУКа (Института художественной культуры, во главе которого стоял сначала Василий Кандинский, а позднее — Александр Родченко). При Родченко была создана экспериментальная группа архитекторов, в которую вошли Николай Ладовский и Владимир Кринский. В 1922-м году Ладовский выступил с инициативой возвести первый в мире небоскреб.

Спор насчет первенства в этом плане не утихает по сей день: передовые архитекторы проектировали высотные здания в разных частях мира, и в один момент их будто бы прорвало — например, Людвиг Мис ван дер Роэ представил проект небоскреба для центральной улицы Берлина Фридрихштрассе, который получил огромную огласку. Небоскреб же Ладовского и Кринского общественность увидела лишь в 1926-м, когда проект опубликовали в первом и единственном журнале рационалистов «Основа». Это был пример эталонного многофункционального сооружения с конторскими помещениями, гостиницей, универмагом и кинотеатром. Вертикально вытянутое здание с повторяющимися рядами окон, казалось бы, должно навевать скуку, но Владимир Кринский придумал сетку стеклянных разноуровневых фасадов, наклонную конструкцию каркаса на нижнем ярусе, навесы, консольные выступы — сложнейшее пластическое решение. Кроме того, окна уменьшались по мере этажности, что подчеркивало перспективу здания.

В.Ф. Кринский. Небоскреб ВСНХ на Лубянской площади, 1922. Бумага, калька, карандаш, цветной карандаш
В.Ф. Кринский. Небоскреб ВСНХ на Лубянской площади, 1922. Бумага, калька, карандаш, цветной карандаш

Дворец Труда на месте гостиницы «Москва»

В том же 1922 году Московское архитектурное общество (МАО) объявило конкурс на здание для заседаний, выполненное по правилам новой архитектуры. Несмотря на условие, победил довольно традиционалистский проект Ноя Троцкого (поскольку в жюри заседали традиционалисты — Федор Шехтель, Илья Машков, а председательствовал Алексей Щусев).

Всего в конкурсе участвовали 47 проектов, семь из которых премировали. Алексей Щусев выступал за присуждение победы братьям Весниным, в итоге их проект — первое здание в стиле конструктивизма — занял третье место. Архитекторы открыли миру обнаженные конструкции, простые геометрические объемы, декоративные элементы в виде растяжек, антенн и радиомачт. Дворец труда Весниных представлял собой 17-этажное здание с эллиптическим залом на 10 тыс. человек и примыкающей призматической башней с административными помещениями. Два пространства соединялись условной галереей — параллелепипедом на верхнем ярусе с залом Моссовета, в котором могли разместиться еще 2 тыс. человек. Под параллелепипедом располагался проезд для автомобилей, соединяющий площадь Революции с Охотным Рядом. Здание произвело небывалый фурор — так конструктивизм и авангард зашагали по миру.

На выставке в музее Щусева, помимо прочего, пойдет речь о том, как Александр Веснин пришел к конструктивизму через беспредметную живопись и работу в театре. Его братья Леонид и Виктор были больше практиками, тогда как новаторство исходило именно от Александра.

А.А., В.А., Л.А. Веснины. Дворец труда на Охотном Ряду, конкурсный проект, 1923. Бумага, карандаш

А.А., В.А., Л.А. Веснины. Дворец труда на Охотном Ряду, конкурсный проект, 1923. Бумага, карандаш

К.С. Мельников. Дворец труда на Охотном Ряду, конкурсный проект, 1923. Бумага, карандаш, тушь, цветная тушь
К.С. Мельников. Дворец труда на Охотном Ряду, конкурсный проект, 1923. Бумага, карандаш, тушь, цветная тушь

Здание газеты «Ленинградская правда» на углу Тверской улицы и Пушкинской площади

В 1924-м году архитекторам выдали островок шесть на шесть квадратов рядом со Страстным монастырем, чтобы продумать проект редакции. Здание редакции должно было быть многофункциональным: первый этаж отводился под газетный киоск, на втором располагался читальный зал, на третьем этаже была общая контора, на четвертом и пятом этажах — помещения редакции. В конкурсе участвовали три проекта: братьев Весниных, Ильи Голосова и Константина Мельникова. Проект Мельникова оказался самым смелым и инновационным — Константин Степанович был адептом кинетической, подвижной архитектуры. По его идее, редакция «Ленинградской правды» должна была расположиться в пятиэтажном сооружении цилиндрической формы с лестницей-подъемником в середине и этажами, вращающимися вокруг нее, как лопасти вертолета.

К.С. Мельников. Здание редакции газеты «Ленинградская правда» на Страстной (Пушкинской) площади, конкурсный проект, 1924
К.С. Мельников. Здание редакции газеты «Ленинградская правда» на Страстной (Пушкинской) площади, конкурсный проект, 1924

Монумент Христофору Колумбу в Санто-Доминго

В 1923 году на Пятой Панамериканской конференции было решено поставить памятник Христофору Колумбу. Через пять лет был объявлен международный конкурс, участие в котором приняли архитекторы из 48 стран. Советский Союза выдвинул несколько проектов, призванных продемонстрировать богатство идей и стилистическую зрелость советской конструктивистской архитектуры. В том числе — гигантский мобиль Константина Мельникова. Архитектор долго искал подходящую композицию и остановился на двух врезанных друг в друга конусах, между которыми располагалась символическая хрустальная могила Колумба. По бокам конструкции Мельников расположил крылья, которые должны были приводиться в действия из-за смены погодных условий (Санто-Доминго славится проливными дождями). При совпадении направления крыльев по диаметру монумент мог поворачиваться на Северо-Восток. Архитектор хотел, чтобы с каждым поворотом памятника по всем мировым столицам «разлетались телеграммы», сообщающие о повороте — это бы символизировало единение всего мира.

Памятник Колумбу в Санто-Доминго, конкурсный проект, 1929. Бумага, карандаш, тушь, гуашь

Памятник Колумбу в Санто-Доминго, конкурсный проект, 1929. Бумага, карандаш, тушь, гуашь

Второй инновационный проект памятника великому мореплавателю представил любимый ученик Александра Веснина — Иван Леонидов. Несмотря на то что в учениях конструктивистов преобладал пафос нового жизнеустройства, Леонидов продумывал не быт человека новой формации, а культурную и духовную жизнь. Так, Леонидов объединил в проекте аэропорт, метеостанцию, морской порт и радиопорт с двумя трехсотметровыми мачтами, обращенными к морю. В центре возвышался маяк с лабораторией межпланетных сообщений (архитектору не занимать размаха мысли). На маяке, по идее Леонидова, должны были разместиться экраны, на которых транслируются специально снятые фильмы о достижениях человечества и о Христофоре Колумбе. Более того, такие же экраны архитектор хотел расставить по всему миру и транслировать фильмы через радиоприемник (по сути, Иван Ильич почти придумал Интернет, просто слова такого не знал). Глобально проект должен был превратиться в мировой музей достижений человечества.

В итоге Маяк Колумба построили по проекту 23-летнего шотландского архитектора Джозефа Ли Глива – огромный железобетонный крест высотой в 33 м и длиной 310 м.

ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) был организован в Москве осенью 1920 года. В 1927-м его переименовали во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), который был расформирован в 1930 году. На его базе возникли МАрхИ, МГАХИ им. Сурикова и Московский полиграфический институт.

Суть ВХУТЕМАСа заключалась в нетрадиционной структуре, объединявшей факультеты творческой (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственной (полиграфический, металлообрабатывающий, деревообделочный, текстильный, керамический) направленности и общий для всех специальностей курс.

ВХУТЕМАС собрал крупнейших представителей авангардных течений 1910-х. Индивидуальные мастерские в разные годы возглавляли Веснин, Кандинский, Клюн, Мельников, Татлин, Лисицкий и многие другие представители авангарда.