Стиль
Впечатления Молодые художники размышляют о природе и Камчатке. Проект «РБК Стиль»
Стиль
Впечатления Молодые художники размышляют о природе и Камчатке. Проект «РБК Стиль»
Впечатления

Молодые художники размышляют о природе и Камчатке. Проект «РБК Стиль»

Ульяна Подкорытова
Ульяна Подкорытова
Вместе с агентством LH Art Consultancy и платформой #Mediartation мы решили поразмышлять о трагедии на Камчатке на языке современного искусства и попросили молодых художников осмыслить произошедшее в своих работах, созданных специально для нас

Природа для искусства — тема вечная, но в своей вечности откликающаяся на момент. Сегодня он — скорее трагический. По поводу случившегося на Камчатке версии с самого начала звучали разные — от сброса фабричных отходов и протечки танкера до природного катаклизма. Сейчас ученые склоняются к выводу, что экологическая катастрофа вызвана природным явлением. Однако проблема человеческого влияния на экологию сохраняется. Находит отражение она и в искусстве. 

Продолжая серию материалов о молодых художниках, «РБК Стиль» передает им слово, чтобы увидеть взгляды Вовы Перкина, Ксении Обуховской, Ромы Манихина, Устины Яковлевой, Александра Гордеева, Ульяны Подкорытовой, Димы Ребуса, Ники Черняевой, Марии Костаревой, Богдана Широкова, Максима Трулова и Ксении Ласточки на экологическую катастрофу, случившуюся на Камчатке. 

Александр Гордеев

«Я не знаю, что сказать относительно насилия человека над природой, я в шоке от отсутствия эмпатии. Мой ужас выражен в моем хайку». 

Фото: Александр Гордеев

Ульяна Подкорытова  

«В мире бесконечной цифровизации очень тяжело остановиться и просто вдохнуть. Природа вдохновляет меня и успокаивает, я верю в силу тысячелетних вулканов и миллионолетних океанов. Наши попытки вести внутренние войны здесь и сейчас — это мелочь по сравнению с историей планеты. Морские жители старше нас, отдаю им поклоны и вечное уважение».

Фото: Ульяна Подкорытова

Дима Ребус

«Работа рассказывает о том, как ввиду человеческой халатности или других причин постепенно и навсегда исчезают редкие виды животных».

Фото: Дима Ребус

Мария Костарева

«Трагедия на Камчатке заставила меня ощутить не только хрупкость мира, обманчиво кажущегося неизменным в своей прочности, но и собственную уязвимость. Ее воплощением служит осколок ракушки, который я привезла из дорогого сердцу путешествия, погруженный в эпоксидную смолу».

Фото: Мария Костарева

Ника Черняева

«Лично мне новости про экологические катастрофы попадают прямо в сердце. От них нельзя спрятаться “в домике”, потому что природа — это и есть наш “домик”. Никто до сих пор не понимает, что именно случилось на Камчатке, но я после таких историй всегда чувствую и свою вину тоже: в конечном счете каждый из нас несет личную ответственность за то, что происходит на планете, на которой мы все живем».

Молодые художники размышляют о свободе и несвободе

Фото: Ника Черняева

Вова Перкин

«Кислота! Кислота!
НЕ убить тебе меня!
Жизнь морская победит,
Дух соленый не сломить!
Жизнь — жемчужина воды,
Все мы будем спасены!
Жизни Птица прилетит,
Все токсины испарит,
Но придется подождать,
Ухо нам востро держать,
Чтоб такое не забыть,
НИКОГДА НЕ ПОВТОРИТЬ!»

Фото: Вова Перкин

Ксения Обуховская 

«Мне кажется, что экологические катастрофы — трагический результат, к которому ведет антропоцентричное понимание мира, исходя из которого мы пытаемся колонизировать природу для своих нужд, вместо того чтобы стать ее гармоничной частью. Этот кадр — из несуществующего фильма о мире без нас. Отравленные моря, техногенные и экологические катастрофы, изменения климата становятся последствиями этого в каком-то смысле смертельного перекоса в понимании о том, как устроены мы и наша планета». 

Фото: Ксения Обуховская

Богдан Широков

«В работе над этим коллажем я использовал архивные снимки, сделанные мной в 2013 году во время поездки на Камчатку. Фоном выступает фотография Халактырского пляжа, того самого места, ставшего эпицентром экологической катастрофы. В середину помещена фотография черепа моржа, сделанная мной в алеутской этнодеревне недалеко от Петропавловска. Алеуты, коренной народ Камчатки, раньше исповедовали анимизм, верили в духов и использовали различные артефакты из останков животных в качестве амулетов. Работа символична для меня, поскольку именно Халактырский пляж был моим первым местом встречи с океаном, что тогда произвело на меня большое впечатление, а еще символична в контексте проблемы, которой она посвящена. Символика гибели и трагедии в виде черепа морского животного и потрясающей красоты черный, принявший значение траурного, пляж вулканического песка. Я близко к сердцу воспринял новость о трагедии, так как трепетно отношусь к природным богатствам нашей страны и довольно часто размышляю на тему значимости окружающего мира в жизни человека. Именно Халактырский пляж и вся красота Камчатского края отзывается во мне как воспоминания о чем-то могучем и девственно чистом». 

Морской биолог — о том, чему нас должно научить ЧП на Камчатке

Фото: Богдан Широков

Рома Манихин

«Работа показывает естественную и непреложную связь человека с окружающей природой. Птица как покрывало обнимает женщину-русалку, защищает ее, а маленький волчок — опора русалки. Женщина поставлена в центр мироздания, но напрямую зависит от мира вокруг. Яркость цвета передает чистоту и радости бытия. Скульптура выполнена из экологических материалов, отходов строительного производства». 

Фото: Рома Манихин

Максим Трулов и Ксения Ласточка

«Хорошо, что люди могут выражать свои эмоции вербально. Животные зачастую не могут и часто умирают из-за токсичности окружения, как, например, на Камчатке».

Фото: Максим Трулов и Ксения Ласточка

Устина Яковлева

«Мир природы очень хрупок, при нарушении баланса в одной части суши или воды начинаются необратимые процессы во всей планетарной экосистеме. Трагедия на Камчатке уже очевидно имеет серьезные последствия, и масштабы ее мы осознаем только через дистанцию времени. Работа из серии «Моллюски» как раз об эфемерности и хрупкости всего живого, хрупкости жизни в целом, в данном случае жителей подводного мира. Важно помнить об ответственности и этичности по отношению к людям и природе, проявлять это в повседневной жизни». 

Фото: Устина Яковлева

Что думают молодые художники о деньгах, будущем и собственных страхах.