Стиль
Впечатления От уролога до адвоката: как TikTok становится площадкой для экспертов
Стиль
Впечатления От уролога до адвоката: как TikTok становится площадкой для экспертов
Впечатления

От уролога до адвоката: как TikTok становится площадкой для экспертов

От уролога до адвоката: как TikTok становится площадкой для экспертов
Пока в США планируют запретить TikTok, в России соцсеть активно процветает. И наполняется не только развлекательным, но и экспертным контентом. «РБК Стиль» рассказывает, как и зачем в TikTok пришли преподаватели, врачи и адвокаты.

«Ничто не старит сейчас людей так, как TikTok. Взрослые, это сеть для подростков», — иронизирует в своем Instagram актриса Ирина Горбачева. Однако, согласно статистике, это уже далеко не так: как показывает исследование Mediascope, чаще всего сервисом пользуются люди в возрасте от 25 до 34 лет (25,2% от всей русскоязычной аудитории) и от 35 до 44 лет (19,6%). Проверить данные можно, зайдя в приложение: если раньше на глаза попадались подростки, открывающие рот под диалоги из сериала «Элита» или как один танцующие под трек «Savage» Megan Thee Stallion, то сегодня развлекательные видеоролики чередуются с экспертным контентом. Серьезные и харизматичные женщины и мужчины рассказывают, например, о том, как уменьшить количество конфликтов в семье или сколько алкоголя можно пить в день без ущерба для здоровья.

Лучше, чем сарафанное радио

Причина таких изменений в контенте, конечно, карантин. У одних появилось больше времени на самовыражение, у других возникла необходимость искать новых потребителей своих услуг. Сарафанное радио для многих специальностей уже устарело: даже получив убедительные рекомендации от друга, человек все равно хочет прочитать сторонние отзывы, изучить прайс и увидеть фото работ, если речь идет, к примеру, о косметологе или стоматологе. Instagram, если и дает сегодня такую возможность, то препятствует органическому росту аккаунта. На это указывает врач уролог-андролог Андрей Лычагин, чьи познавательные ролики на медицинскую тему набирают миллионы просмотров и тысячи комментариев в TikTok. «У меня активно работают обе площадки (более 215 тыс. подписчиков в TikTok и 151 тыс. подписчиков в Instagram — «РБК Стиль»), но Instagram требует финансовых вливаний: таргетированная реклама, оплата таргетолога и SMM-специалиста. А в TikTok на данный момент я не вложил ни копейки, только свой талант».

Талант эксперта заключается в том, чтобы за короткое время донести сложную информацию простыми словами. При этом TikTok-контент врача меняется в зависимости от трендов, которые появляются на площадке (треки, движения или фильтры), и от комментариев подписчиков, которые просят снять ролики на ту или иную тему. «Я все чаще записываю видео голосом, это подчеркивает экспертность. Но также обязательно добавляю шуточные тематические видео: не будем забывать, что TikTok — это прежде всего развлечение и отдых».

На вопрос о том, увеличился ли спрос на услуги с ростом популярности в TikTok, Лычагин отвечает так: «Я андролог, врачей этого направления в Москве можно пересчитать по пальцам, поэтому спрос на мои услуги всегда был достаточно высок. Но я заметил, что как только мой TikTok перевалил за 100 тыс. подписчиков, меня стали узнавать на улице, в магазинах. Это лишний раз доказывает народность приложения».

Игра в фишки

Органический рост аудитории в TikTok зависит от того, попадает ли авторский контент в так называемые «реки» — категорию с самыми популярными видео платформы. Для этого, как объясняет сам TikTok, необходимо выбрать определенное направление и развиваться в нем, продемонстрировать свой талант или особенность, а также не бояться быть смешным. О важности наличия собственной «фишки» говорит и счастливая обладательница 13 млн подписчиков в TikTok (а также статуса друга модного дома Dolce & Gabbana) 20-летняя Дина Саева: «У меня, допустим, есть образ сладкоежки. И каждый раз, когда я выкладываю видео со сладостями, они [подписчики] меня узнают и сразу начинают писать, лайкать. Нужно найти свой образ и сделать так, чтобы он был индивидуальным, чтобы тебя ассоциировали с ним».

Так, пластический хирург Heartman Clinic Зураб Меладзе, набравший популярность благодаря своим видеорассказам, записывает ролики на однотонном ярком фоне, используя «трендовую» музыку и вооружившись принтованными шапочками, масками и очками. «90% моих видео попадает в рекомендации. Я думаю, это происходит потому, что все темы моих роликов весьма важные, но преподносятся живо и интересно, с юмором. Не каждый специалист готов на это, потому что переживает за свой статус и репутацию. Я же с радостью иду на контакт с аудиторией, могу посмеяться над собой, не боюсь пробовать новое».

«Много просмотров набирают видео, снятые на горячие темы — те, которые у всех на слуху. При этом формат может быть достаточно однообразным: я просто стою на фоне красных жалюзи на своей кухне и делюсь знаниями. В дальнейшем планирую экспериментировать с окружением, если будет такая возможность», — комментирует сомелье Арсений Нецветаев, за время карантина набравший почти 245 тыс. подписчиков в TikTok. Судя по статистике аккаунта, «горячие темы» — это видео о том, как правильно открыть игристое, почему в процессе нельзя пользоваться саблей или ножом и можно ли пить шампанское стоимостью от 150 до 350 руб.

Нецветаев признается, что изначально не хотел устанавливать TikTok — тоже думал, что в соцсети сидят исключительно подростки. Завести аккаунт убедила жена, которая занимается наращиванием ресниц и использует платформу для дополнительного продвижения и поиска новых клиентов. «До конца не было понятно, будет ли контент, связанный с алкоголем, интересен аудитории платформы. Но уже после публикации первого ролика стало ясно, что она не ограничивается детьми школьного возраста», — объясняет сомелье.

Взрослые — детям

Многие TikTok-эксперты ориентируются не на взрослую, а как раз на молодую аудиторию. Это как правило педагоги, для которых она является целевой. Математиков, физиков, химиков и биологов в соцсети уже очень много, поэтому им приходится бороться не только с алгоритмами, но и друг с другом. Энергичной легкой подачи информации на злободневные темы здесь недостаточно — приходится делать все эксцентрично, громко, при помощи загадок, игр и стихотворений. Именно к последним обратился 70-летний кандидат наук, репетитор по физике и математике Николай Милованов. Он зарифмовывает информацию о том, каков импульс фотона и сколько радиан в развернутом угле («Пи-пи-пи радиан!»), так, что она заменяет в голове студентов треки Клавы Коки и Моргенштерна. Об этом свидетельствуют восторженные комментарии под видео с тысячами, а иногда и миллионами просмотров: «Если бы у меня был такой учитель, я бы набрал на ЕГЭ по математике больше проходного балла», «Здорово, что есть педагоги, которые умеют перестраиваться на современный лад», «Гениальный преподаватель, на парах точно никто не спал».

«Про TikTok я узнал на курсах по онлайн-репетиторству. И хотя я всегда чурался социальных сетей, потому что они пожирают время, на этот раз не только создал аккаунт, но и быстро записал и опубликовал здесь свои первые видео. Благо, это оказалось достаточно просто. Помощи у учеников просить не пришлось, — рассказывает Николай Павлович. — На данный момент мои ролики в общей сложности посмотрели более 8 млн раз. Многие пользователи перешли из TikTok в Instagram, в котором я тоже учусь работать. Число Instagram-подписчиков выросло от нескольких десятков человек до 6 тыс. Разве это может сравниваться с сарафанным радио?»

Репетитор по математике Евдокия Бобрецова объясняет темы подписчикам посредством сказок-загадок. При этом считает важным общаться на их языке: часто ролики начинаются с фраз «Напрягают проценты? Лови инфу», «Разберем одно из самых стремных заданий» или «Изи объясняю материал, чекайте». Насмешек и непонимания со стороны тинейджеров, которые уже давно перешли на новый уровень сленга, преподаватель не замечает. Комментаторы делятся ответами на задачи, просят помочь в их решении, а также отмечают приятный голос и добрые глаза преподавателя.

Адвокат Татьяна Грибанова выбирает не столько тон и формат подачи информации, сколько темы, релевантные для молодежи. В своих видео она рассказывает о том, со скольки лет можно купить вейп, обязаны ли продать несовершеннолетнему безалкогольное пиво и могут ли родители забрать у ребенка подаренный телефон. Часто темы находят автора сами благодаря подписчикам: по словам Грибановой, «публика активно дает обратную связь, делится своим опытом и благодарит за предложенные правовые механизмы решения проблем».

Акт альтруизма

Цель развития аккаунта у адвоката больше альтруистическая, чем коммерческая: «Часть населения России обладает правовой безграмотностью. Поскольку ее формирование необходимо начинать с 9–10 лет, я поняла, что могу сделать это через TikTok без особых усилий и временных затрат и, соответственно, помочь снижению количества правонарушений. В этом я вижу свою миссию. А больше клиентов адвокатам всегда приносило сарафанное радио».

Монетизация аккаунта не является приоритетом и у стоматолога Федерального медицинского центра Росимущества Ирины Горшеневой, которая в свободное от работы время показывает, как газировка влияет на зубы, как быстро сделать щетку чистой, как удаляют ретинированную «восьмерку» и как правильно ухаживать за брекетами. «Я слышала о TikTok, но не задумывалась о том, чтобы завести аккаунт до тех пор, пока весь мир не закрыли на карантин. Мне надоело сидеть без дела и я задала вопрос: "А чем я могу быть полезна?" Ответ не заставил себя долго ждать, — рассказывает врач. — Дело в том, что многие проблемы людей идут из глубокого детства: страх, незнание, неумение, не рассказали, не показали, не научили. Поэтому я помогаю детям, подросткам и взрослым следить и правильно ухаживать за зубами на ранних этапах, чтобы в дальнейшем лечение не требовало гигантских сумм».

Предъявите ваши документы

Вопрос, возникающий у тех, кто со скепсисом относится к соцсети и уж тем более к стоматологам, урологам и адвокатам, раздающим бесплатные советы в ней, — как эксперты доказывают свою компетентность и нужно ли это аудитории TikTok. «Наверное, не нужно. По крайней мере, у меня ни разу не просили документов, подтверждающих квалификацию и образование. Всю информацию сегодня можно узнать из поисковиков: интернет хранит все официальные данные о специалистах», — объясняет пластический хирург Зураб Меладзе. При этом он подчеркивает, что не консультирует людей по вопросам заболеваний, а рекомендует врачей, к которым им стоит обратиться.

В интернете можно найти публичную информацию не только о врачах, но и о юристах. Об этом рассказывает адвокат Татьяна Грибанова, которая однажды сама наткнулась в TikTok на некомпетентного специалиста: «Популярный адвокат рассказал, как спрятать деньги от приставов, но не предупредил, что в ряде случаев это влечет уголовную ответственность. В этом плане онлайн не сильно отличается от офлайна: везде есть ответственные и хорошие специалисты и те, кто готов слепить продукт на скорую руку со всеми вытекающими из этого последствиями».

В свою очередь, уролог-андролог Андрей Лычагин считает, что, несмотря на доступность и прозрачность информации о специалистах, важно всегда держать подтверждающие документы под рукой. «Мои дипломы и сертификаты закреплены в Instagram, их может увидеть каждый. В TikTok такой функции, к сожалению, нет, поэтому я высылаю ссылку по запросу. Если брать в пример наших американских друзей, то все врачи с большой аудиторией в TikTok имеют верифицированные аккаунты. В России синюю галочку получают только звезды эстрады. Но я веду переговоры с представительством соцсети. Для меня важно иметь доверие со стороны новых зрителей».

На вопрос о том, как соцсеть защищает аудиторию от некомпетентной информации, а иногда и откровенно вредных советов, представители TikTok Россия ответили так: «TikTok стремится поддерживать безопасную и благоприятную атмосферу внутри своего сообщества. В то время как пользователи могут открыто выражать свои идеи и мысли, нашими правилами запрещено размещать дезинформацию, включая контент, который может вводить в заблуждение относительно методов лечения, нанести вред нашему сообществу или широкой общественности любым другим способом. Такие видео удаляются. Мы также побуждаем пользователей и организации присылать нам жалобы на любой контент в TikTok, который вводит в заблуждение, используя специальный функционал в приложении».

Что касается «синей галочки», то ее действительно получают только знаменитости и популярные креаторы. По словам представителей TikTok Россия, «верификация в приложении служит подтверждением того, что автором аккаунта является определенная личность». Возможно, в дальнейшем правила изменятся и безопасность контента станет еще более приоритетной, чем зрелищность. Ведь чем больше сила (ежемесячное число активных пользователей TikTok уже составляет 20,2 млн человек), тем больше и ответственность. 

Авторы
Алина Малютина, Кристина Локтева
Стиль
Душа «Точки совпадения»: почему дружить становится сложнее и что с этим делать
Wellbeing

«Точки совпадения»: почему дружить становится сложнее и что с этим делать

Фото: Gabrielle Meschini / Unsplash
Даже при избытке социального общения нам может не хватать друзей. Что меняется в самой структуре дружбы? Что важно понимать, чтобы она оставалась в жизни? Собрали ключевые данные, мнение психотерапевта и специалиста по созданию коммьюнити

Статью прокомментировали:

  • Андрей Юдин, психотерапевт, соучредитель центра «Stemning»
  • Маша Тимошенко, основательница коммьюнити «За буйки»

Никогда еще в истории человечества мы не имели такого широкого круга связей — как с социальной, так и с географической точек зрения. Но при всей плотности коммуникаций люди все чаще чувствуют себя одинокими. Фраза «у меня много знакомых, но по-настоящему меня никто не знает» то и дело звучит в кабинетах психотерапевтов.

«Многие люди боятся открываться из-за страха осуждения, страха быть использованными или из-за привычки поддерживать идеализированный образ, особенно если их работа располагает к такой профдеформации, — говорит психотерапевт Андрей Юдин. — В моей практике самые одинокие люди — это, как ни странно, люди известные и максимально социально успешные».

  • По данным Gallup, 23% людей по всему миру чувствуют себя одинокими большую часть дня. В США 20% испытывают одиночество ежедневно, а 40% признаются, что их социальные связи поверхностны и не дают ощущения эмоциональной близости.
     
  • В России 83% граждан имеют друзей, а 75% видятся с ними хотя бы раз в неделю, но при этом есть и тревожные сигналы: 16% россиян признались, что не имеют друзей вовсе, а 60% не завели ни одного нового друга за последние два-три года (особенно это касается людей старшего возраста).

Социальные сети дают иллюзию связи: мы смотрим сторис, шлем эмодзи, комментируем посты. Вместо диалога — лайк. Вместо поддержки — грустный эмодзи. Мы постоянно общаемся, но толком не разговариваем. Если речь про знакомых — это в порядке вещей. Если о друзьях, ситуация меняется.

Андрей Юдин называет это иллюзией полноценной коммуникации. «Количество коммуникации и число суррогатов (в виде тех же соцсетей, мессенджеров, форумов) растет, а качество падает, — говорит психотерапевт. — Это чем-то похоже на фастфуд: человек съедает много «пустых калорий», испытывает кратковременное насыщение и через некоторое время снова чувствует себя голодным. Соцсети позволяют пережить ощущение, близкое к полноценной коммуникации, благодаря лайкам, комментариям, обмену сообщениями, не вложив в эту коммуникацию того объема труда, который требует реальная. Со временем усиливается ощущение изоляции, выхолащивания жизни».

Фото: Pexels

Как меняется дружба

  • В 1990 году 33% американцев говорили, что у них десять и более близких друзей. В 2021 таких осталось только 13% (Steeped in Hope). Почти половина — 47% — потеряли связь хотя бы с несколькими друзьями за последний год. Одновременно 12% респондентов заявили, что у них совсем нет близких друзей — еще в 2000-х так говорили только 3%.
     
  • В России среднее число друзей выросло — с четырех до шести человек с 2013 по 2025 год, по данным ВЦИОМ. Рост количества не всегда означает качество: 40% обзавелись новым другом в связи с изменением образа жизни: переездом, работой, сообществами.

Данные подсвечивают то, как серьезно изменился формат дружбы за последние десятилетия. Если раньше «настоящий друг» означал близкого человека, с которым вы прошли годы плечом к плечу, то сегодня это все чаще кто-то, с кем вы вместе бегаете или обсуждаете сериал в общем чате.

Постепенно малое число глубоких связей сменилось большим числом поверхностных. Кажется, что тот друг, которому можно позвонить в 3 часа ночи, все еще есть в вашей жизни, но вспомнить, когда вы ему звонили «просто так» — сложно. Глубокие, устойчивые связи становятся редкостью, а сама дружба нередко строится на удобстве.

В России представления о дружбе остаются стабильными: 61–67% россиян называют друга «надежным и преданным человеком». Но есть сдвиг: 16% определяют друга как «единомышленника» — человека, близкого по духу.

Андрей Юдин: «Я замечаю два основных тренда — уменьшение глубины дружеских отношений и их фрагментацию. В жизни людей становится все меньше старых друзей, с которыми их с детства или юности связывают глубокие, многолетние связи. Отчасти это связано с растущей мобильностью и усилением фокусировки на работу и карьеру, отчасти — с повышением доступности онлайн-отношений, создающих ощущение связанности с людьми с гораздо меньшими затратами. Фрагментация отношений заключается в том, что люди все чаще разделяют друзей и знакомых на категории по контекстам: друзья по работе, по хобби, онлайн-друзья и тому подобное. С одной стороны, это позволяет легче находить друзей (отношения ни к чему не обязывают), но с другой — задает довольно узкие рамки отношений и придает им функциональный, а следовательно и поверхностный оттенок».

Общий контекст облегчает первые шаги, но нередко ограничивает глубину контакта. Отношения работают, пока действует связующий контекст, — и быстро растворяются, как только он исчезает.

Люди все чаще разделяют друзей и знакомых на категории по контекстам: друзья по работе, по хобби, онлайн-друзья.

Другая важная тенденция — запрос на более осознанную и избирательную дружбу, который возникает после 30 лет.

Маша Тимошенко: «У многих в этом возрасте случается переоценка: переосмысление ценностей, отказ от токсичных связей, поиск более глубокого контакта. Все меньше терпимости к поверхностным или односторонним отношениям, все больше желания называть дружбой что-то устойчивое, взаимное и проверенное временем. Люди осознают ограниченность времени и эмоционального ресурса, поэтому выбирают друзей более осознанно».

Фото: Pexels

Почему дружить стало труднее

Во взрослом возрасте дружба перестает быть встроенной в повседневность. В юности есть школы, университеты, кружки — социальные круги, где мы знакомимся «по умолчанию». После 25–30 лет контекст меняется: у большинства приоритет — семья, работа, дети, и на отношения вне этого круга часто просто не остается сил. В этом нет ничего нового. Но возросла планка ожиданий. Сегодня взрослые люди уже лучше знают, с кем им по пути, и не готовы мириться с деструктивными диалогами, неуважением, разными ритмами жизни. При этом уровень терпимости к несовпадениям снижается: малейшее недоразумение — и человек исключается из круга общения.

Андрей Юдин: «Многие из потребностей, которые еще 30 лет назад взрослые удовлетворяли при помощи дружбы (в развлечениях, ощущении включенности в общество, в информации), сегодня намного качественнее удовлетворяют онлайн-игры, различные цифровые сервисы, социальные сети. Настоящей, «трехмерной» дружбе становится все сложнее выиграть дофаминовый тендер у своих высокотехнологичных конкурентов. Потребность в глубоком эмоциональном контакте — это как потребность в здоровом и сильном теле: большинство начинает ее остро ощущать только тогда, когда пить «Боржоми» уже поздно».

Кроме того, растет установка на «эмоциональную автономность»: идея «я должен справляться сам» делает потребность в дружбе чем-то постыдным или «наивным». В культуре самодостаточности и гипериндивидуализма часто происходит перекос в сторону личной эффективности, независимости от чужого мнения и исключительно внутренних опор, из-за которых человек может считать эмоциональные связи второстепенным или «непрактичным» активом.

Такие убеждения Андрей Юдин считает искажениями реальности: «Самая соблазнительная, а потому опасная установка в этом плане — это вера в то, что взрослый человек должен быть эмоционально автономным и не должен нуждаться в осмысленном, эмоционально глубоком взаимодействии с другими людьми. Эта установка противоречит и биологии, и антропологии, и психологии, и просто здравому смыслу». Тем не менее, психотерапевт часто встречается с ней у взрослых клиентов, особенно у представителей интеллектуальных профессий. По мнению Юдина, человек не может и вовсе не должен мочь хорошо себя чувствовать, если в его жизни нет удовлетворительных близких отношений с другими людьми.

После 30 лет уровень терпимости к несовпадениям снижается: малейшее недоразумение — и человек исключается из круга общения.

  • По данным исследования Vox, формирование дружбы требует в среднем около 200 часов совместного времени — что становится практически недостижимым в плотном графике взрослого человека.
     
  • 51% американцев считают, что заводить новых друзей во взрослом возрасте стало сложнее. А 60% взрослых в США регулярно испытывают одиночество. Особенно остро оно проявляется в возрастной группе 18–22 лет — 61%.
     
  • В России у 16% вообще нет друзей — это больше, чем в 2013 году, когда таких было 11%. Уровень социальной активности падает особенно резко после 45 лет: например, каждый пятый пожилой австралиец социально изолирован
Фото: Pexels

Миллениалы и зумеры: два подхода к дружбе

Понятие дружбы меняется не только в зависимости от времени, но и от поколения. Миллениалы и зумеры дружат по-разному — у них разный контекст взросления, уровень цифровизации и отношение к близости.

Миллениалы формировали связи в офлайне и позже адаптировались к онлайну. Для них важна устойчивость: видеться вживую, созваниваться, иметь поводы для общения без необходимости напоминать о себе онлайн. Они тяжелее переживают паузы и дистанцию, чаще воспринимают перерыв в дружбе как личную драму. По данным совместного исследования литературной платформы «Литнет» и сервиса для знакомств Mamba, 40% миллениалов чувствуют одиночество ежедневно, и еще 15% — еженедельно.

Зумеры выросли в цифровом мире. Для них дружба гибка по формату: можно близко общаться полгода, потом пропасть на год — и это не воспринимается как разрыв. Статистика показательна: 38% молодых девушек в Великобритании имеют не больше двух близких друзей, а 56% и вовсе испытывают тревогу перед дружескими встречами. При этом под близкими друзьями многие зумеры (в России — 76%) понимают просто хороших знакомых и приятелей. У них другой подход к тому, что миллениалы называют «глубокой эмоциональной связью».

Маша Тимошенко: «У зумеров размыты границы между разными форматами — где дружба, там может быть и флирт, и близость. Всякие situationship, friends with benefits чаще встречаются у них. У миллениалов же граница между романтикой и дружбой четче. Если парень во френдзоне, намного меньше шансов, что что-то будет в плане романтики/секса у миллениала, чем у зумера».

Но что же общего? Влияние цифрового перегруза. Большинство людей независимо от возраста чувствуют стресс от количества соцвзаимодействий и давления онлайн-окружения.

Фото: Pexels

Гибридная дружба

В условиях общей тревожности потребность в дружбе в ее традиционном понимании — не просто как мимолетное общение, а как глубокое поддерживающее взаимодействие — возрастает. 63% зумеров и 72% миллениалов обращаются за советом и эмоциональной поддержкой именно к друзьям, а не к семье или профессионалам.

Для многих это безопасное пространство, где можно быть услышанным, не объясняясь. Но если друга рядом нет, приходится поддерживать глубокие отношения онлайн. Это называется гибридная дружба. И это тоже часть новой реальности.

Андрей Юдин: «Людям, оказавшимся вдали от дома, в частности, в эмиграции, я часто советую не прерывать отношения с членами своей семьи, со старыми друзьями. Даже если нет возможности приехать физически, хотя бы организовывать общение в онлайн-формате. Когда человек оторван от дома, общение с родными людьми и старыми друзьями может быть мощнейшим источником поддержки».

Как взрослому человеку завести друзей

Сегодня мы не просто ищем друзей — мы ищем точки совпадения. Нужен общий ритм, общий контекст, повторяющийся опыт.

Коммьюнити становятся новой формой среды для сближения. Люди все чаще ищут дружбу через общие практики, проекты, ценности, а не через спонтанность. Это не возврат к детству, это новая взрослая форма привязанности — гибкая и значимая.

  • 36% взрослых сформировали близкие дружеские связи именно через совместные хобби, в клубах по интересам и спорт-секциям. Люди, которые регулярно что-то делают вместе — учатся, участвуют в проектах или занимаются хобби, — в 54% случаев становятся друзьями. Общие занятия создают близость и укрепляют связь.
     
  • Участие в волонтерских группах или коммьюнити по интересам снижает ощущение одиночества и подавленности. Волонтеры, активно работающие вместе, лучше себя чувствуют, больше доверяют друг другу. Регулярное общение и общие ценности создают крепкие связи и взаимную поддержку.
Фото: Jonny Gios / Unsplash

Именно так рождаются связи в проекте Маши Тимошенко «За буйки». Это коммьюнити для тех, кто ищет баланс между работой и частной жизнью. Участники вместе занимаются спортом, путешествуют, пробуют новое и поддерживают друг друга в борьбе с выгоранием.

Маша Тимошенко: «Если мы говорим именно про дружбу, то помогает совместный повторяющийся опыт. Например, мы стабильно два-три раза в неделю встречаемся на футболе. Важно количество времени, проведенного вместе, и регулярность. Чем чаще встречаетесь, тем больше шансов перейти из ранга знакомых в приятели.

Но еще важна честность. Связь зарождается там, где есть пространство быть настоящими.

Я не устану рекламировать футбол: он хорош как раз тем, что мы видим друг друга без социальных масок: их просто невозможно держать в накале страстей. Мы видим и принимаем друг друга разными — и добрыми, довольными, открытыми, и агрессивными, расстроенными, вспыльчивыми. А когда у тебя еще и классная поддерживающая команда, то это становится благодатной почвой для дружбы».

По словам Андрея Юдина, иногда идти навстречу к людям мешает не только отсутствие навыка — формировать и поддерживать новые социальные связи, регулировать дистанцию и открываться и позволять открываться другим людям, — но и психологические проблемы. Например, глубоко подорванное доверие. Тогда путь к дружбе лежит через их решение, а именно работу с психотерапевтом.

Юдин также поддерживает идею инициировать больше социальных контактов с подходящими людьми в подходящих контекстах: «Очень многие люди страдают от одиночества просто потому, что боятся показаться навязчивыми или парализованы патологической скромностью, и в таких случаях простое увеличение инициативы с их стороны зачастую приводит к фантастическим результатам».

Дружба начинается там, где кто-то осмелился быть первым.

Первый шаг часто самый трудный. В дружбе, как и в парном танце, кто-то должен «пригласить». «Большинство ждет, что их кто-то пригласит, позовет, напишет первым, — говорит Маша Тимошенко. — Но как только кто-то проявляет теплоту, эмпатию (если симпатия взаимна), то вокруг этого быстро формируется и зарождается то, что потом может превратиться в классную дружбу. Дружба начинается там, где кто-то осмелился быть первым».

Снижение плотности дружеских связей — не личная проблема, а системный сдвиг. И это требует не просто усилий «позвонить, наконец, подруге», а пересмотра подхода к общению: как к важной, но требующей труда и включенности части взрослой жизни. 

Авторы
Юнна Врадий, бизнес-девелопер, коуч предпринимателей и стартап-команд