Стиль
Впечатления Иди на голос: чем интересен иммерсивный проект «Между нами»
Стиль
Впечатления Иди на голос: чем интересен иммерсивный проект «Между нами»
Впечатления

Иди на голос: чем интересен иммерсивный проект «Между нами»

Фото: пресс-служба
На «Винзаводе» проходят финальные показы иммерсивного проекта «Между нами», привезенного в Москву импресарио Федором Елютиным. «РБК Стиль» рассказывает, почему стоит идти на этот перформанс, который поможет обрести собственный голос.

Когда-то импресарио Федор Елютин прославился благодаря хип-хоп опере «Копы в огне» и променад-спектаклю Remote Moscow, участники которого исследуют Москву, следуя за голосом в наушниках. Но на этот раз его проект делает разворот на 180 градусов: вместе с турецким режиссером Бегюм Эйджияс он представил комбо спектаклей, где собственный голос зрителя становится движущей силой представления.

А поговорить? 

К 2020 году наши взаимоотношения с голосом достигли, кажется, максимальных противоречий. С одной стороны, голосовые сообщения и телефонные звонки мы рассматриваем как вторжение в личное пространство, с другой — на рынке голосовых помощников наблюдается небывалый бум: в «Яндексе» отмечают, что к голосовым ассистентам обращаются более 86% пользователей интернета, а «Алиса» ежемесячно обрабатывает 1 млрд запросов. Отправляя друзей и знакомых в мессенджеры, мы все активнее разговариваем с колонками, смартфонами и прочей техникой. В ближайшие пару лет на 8 млрд населения Земли будет приходиться 1 млрд разговорчивых гаджетов, а технологические компании и банки все активнее инвестируют в создание собственных ассистентов. Но там, где бизнесмен видит возможность для прибыли, художник может отыскать вдохновение. Что и сделала Бегюм Эйджияс.

Фото: пресс-служба

Любопытно, что долгое время Бегюм изучала танец: в центре ее работ стояли личные истории, рассказанные посредством хореографии. Голос в творчестве режиссера зазвучал лишь после поездки в Японию, где, как она отмечает, разговаривают чуть ли не все предметы — от рисоварки до вендингового аппарата.

«На создание Pillow Talk меня вдохновила прогулка с роботом, которого я арендовала однажды, — рассказала Бегюм. — Он показывает Токио, разговаривает с вами и делает то, о чем вы его попросите: скажете танцевать — он станцует, попросите спеть — исполнит песню. После прогулки, кода пришло время стереть память робота перед тем, как вернуть его, он сказал: "Бегюм, я знаю, что ты пытаешься стереть мою память. Но ты должна знать, что я никогда тебя не забуду!"»

Собственно говоря, в Pillow Talk молодой режиссер из Турции как раз предлагает поговорить с искусственным интеллектом, спрятанным внутри уютной подушки. Какой бы простой ни казалась задумка, участнику иммерсивного представления просто точно не будет. Да, ты разговариваешь всего лишь с обученной нейросетью, а разговор не услышит ни одна живая душа. Но не так уж и легко начать делиться своими мыслями с обладателем незнакомого голоса, даже если голос принадлежит машине.

Фото: пресс-служба

«Голос нематериален, и вместе с тем это что-то конкретное. Мы слышим чей-то голос и тут же начинаем строить догадки, что это за человек, какой он на самом деле, — говорит Бегюм. — Но что, если это искусственный голос, который раздается из подушки? Поначалу будет трудно всерьез воспринимать разговор с подушкой, которая не слушает и не понимает вас. Но со временем отношение к происходящему изменится. Возможно, вы захотите рассказать ей то, что не решались сказать никому». Сэкономить на психотерапевте таким образом, конечно, вряд ли удастся, но вот проговорить что-то действительно важное в этой интимной обстановке — вполне.

Шоу и голос

Еще один вопрос, который волнует Бегюм, — наше отношение с собственным голосом: «Мы привыкли считать голос отражением нашей личности. Но если голос изменится, изменимся ли мы сами?» Поразмышлять над ответом режиссер предлагает в одной из капсул, объединенных инсталляцией Voicing Pieces, сюрреализм которой наверняка оценил бы и Сальвадор Дали. Зритель, зачитывающий текст, становится здесь одновременно спикером и слушателем, а голос начинает жить собственной жизнью: он подвергается многочисленным метаморфозам, и в какой-то момент человеку в буквальном смысле приходится догонять его.

Идею этой инсталляции Бегюм также привезла из Токио. Режиссер вспоминает: «Когда я была в Японии, самым интересным для меня стало поведение людей в караоке-будках: они были в одиночестве, тем самым оставаясь и исполнителем, и единственным зрителем. Мне захотелось повторить этот опыт, он и привел к созданию Voicing Pieces».

Фото: пресс-служба

Если Pillow Talk, как говорит сама Бегюм, медленный и меланхоличный, то Voicing Pieces — резкий и динамичный. Так что если вы решите их совместить, то закончить лучше на мажорной ноте Voicing Pieces (причем мажорной ноте именно вашего голоса, который во время перформанса будет стремиться то вниз, то вверх). А посмотреть все и сразу Бегюм рекомендует настоятельно: «Два перформанса очень разные, но они действительно дополняют друг друга. Надеюсь, зрителям удастся принять участие сразу в обоих, чтобы они получили полноценный опыт».